Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности «Круг Монтессори» Для детей первой младшей группы (2 — 3 лет)


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 7» МО
«Лениногорского муниципального района» Республики Татарстан
Рабочая программа
дополнительной образовательной деятельности
«Круг Монтессори»
Для детей первой младшей группы
(2 - 3 лет)
Составила воспитатель
первой квалификационной категории
Галимова Лилия Рихватовна
Лениногорск 2015 г.
Пояснительная записка
Программа «Круг Монтессори» предназначена для работы с детьми от 1,5 лет. Она способствует постижению маленькими детьми обыденной жизни, их самостоятельному развитию в окружении простых вещей. И направлена на раннее развитие детей. Программа включает в себя к упражнения по методу Марии Монтессори и ее последователей. Раннее развитие – интенсивное развитие способностей ребенка до 3-4 лет. Получение информации для ребенка является необходимостью. Методики раннего развития существуют как раз для того, чтобы помочь малышу справиться с этой нелегкой задачей.
Почему в основу программы положены идеи М. Монтессори? Развивающих методик много, но методика Марии Монтессори не только признана – в некоторых странах (Италии, Японии, Германии), она является ведущей. Метод Марии Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов.
В процессе развития личности бывают периоды спада и подъема. Когда наступает благоприятный (сенситивный) период, малыш становится наиболее восприимчивым к формированию определенных умений и навыков, а заложенные в нем способности развиваются без особых усилий с его стороны. Но благоприятные периоды приходят и уходят безвозвратно. К сожалению, повлиять на этот процесс невозможно. Но можно в нужное время создать максимально подходящие условия для развития малыша. Можно также предвидеть наступление следующего благоприятного периода и заранее подготовиться к нему. Так, период от рождения до 6 лет – период активного развития речи, от рождения до 5 лет – период активного чувственного (сенсорного) развития, от рождения до 3,5 лет – движение как способ познания мира, от 2 до 4 лет – период формирования представления о порядке и аккуратности, от 2,5 до 6 лет – период усвоения норм поведения в обществе.Упражнения по методу Марии Монтессори позволяют создать условия для развития тех или иных способностей.
Основной девиз методики: «Помоги мне это сделать самому».
Основные принципы:
- создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения;
- не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам вас об этом попросит;
- помочь ребенку освоиться в окружающем мире, подготовить для этого условия;
- поддерживать детский интерес.
Цель программы:
Изучение окружающего мира доступным для ребенка способом – опираясь на чувственный опыт и развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
Образовательно-развивающие:
Обучение навыкам практической жизни и развитие самостоятельности;
Сенсорное развитие ребенка;
Развитие математических способностей;
Расширение кругозора ребенка;
Развитие речи ребенка путем развития мелкой моторики рук.
Оздоровительные:
Создание благоприятного эмоционального фона у ребенка;
Организация максимально подходящих условий для развития ребенка.
Воспитательные:
Формирование у ребенка интереса к работе с различным материалом;
Усвоение социальных норм поведения;
Развитие навыков общения: учить детей играть, не мешая друг другу; уметь договариваться.
Методы и приемы:
- Наглядный, словесный, практический
Кружок «Круг Монтессори» проводится один раз в неделю по 10 минут, с сентября по май 2015– 16уч. года.
Для методики Марии Монтессори не существует понятия: дети должны. Есть свои критерии:
- дети естественным образом развивают математические способности;
-отличаются развитым словарным запасом;
-развивается культура речи (учимся слушать тишину);
- развивается чувство собственного достоинства (свобода выбора);
-развивается чувство сопереживания.
Формы работы с родителями.
Месяц Мероприятие
Сентябрь Родительское собрание «Педагогика Марии Монтессори» - ознакомление родителей с программой ДОД
Октябрь Не традиционное родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорику»
(игровой практикум)
Ноябрь 1.Изготовление пособий для развития мелкой моторики рук
2. Конкурс «Лучшая дидактическая игра из бросового материала»
Декабрь 1.Мастер – класс для родителей «Учимся играть с детьми»
2. «Вечер вопросов и ответов» - обсуждение интересующих вопросов
Январь Родительское собрание «Как я играю с ребенком» - родительские презентации
Февраль Показ видео занятия по ДОД
Март Фотовыставка
Апрель Открытый показ ДОД для родителей «День открытых дверей»
Май «Мама, папа, я – лучшая семья» - обсуждение достигнутых результатов,
Перспективный план кружковой работы
«Круг Монтессори»
Сентябрь
№ Темы Задачи Методические приемы Оборудование
1 Построение на линию Учить детей выполнять задание, развивать равновесие, двигательную активность, Наглядный показ воспитателя Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс),
2 Ходьба по линии Учить детей ходить по линии полосы, ставить ступни полностью, развивать равновесие Показательные движения. Объяснение Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс),
3 Пальчиковые упражнения Учить детей выполнять вслед за воспитателем, развивать мелкую моторику рук, речь, память Показ. Объяснение Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т.Ю. БардышеваОктябрь
1 Построение на линию Учить детей выполнять задание, развивать равновесие, двигательную активность Наглядный показ воспитателя Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс)
2 Пальчиковые упражнения Учить детей выполнять вслед за воспитателем, развивать мелкую моторику рук, речь, память Показ. Объяснение Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т.Ю. Бардышева3. Рамки с застежками Учить детей завязывать и развязывать банты, развивать мелкую моторику рук. Наглядный показ воспитателя Рамки с лентами
4. Розовая башня Формировать понятие большой – маленький, развивать умение упорядочивать предметы Показ с помощью демонстрационного материала 10 деревянных окрашенных в розовый цвет кубиков. Длина наименьшего 1см., длина наибольшего 10 см.
Ноябрь
1. Ходьба по линии Учить детей ходить по линии полосы, ставить ступни полностью, развивать равновесие Наглядный показ воспитателя Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс)
2. Пальчиковая игра «Семья» Учить детей выполнять вслед за воспитателем, развивать мелкую моторику рук, речь, память Показ. Объяснение Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т.Ю. Бардышева3. Упражнение в тишине «Подойди ко мне» Учить детей сидеть тихо, не разговаривать, развивать усидчивость , терпение Аутотренинг (музыка для расслабления) Диск
4. Шумящие коробочки Учить детей прислушиваться к различным шумам, развивать слуховое восприятие Показ с помощью демонстрационного материала Два ящика по 6 коробочек. Коробочки 2 –х цветов – синий и красный, заполненные различным материалом и шумовым эффектом (громкий – тихий»Декабрь
1. Ходьба по линии с игрушкой Учить детей ходить по линии держа в руках игрушку, развивать равновесие Наглядный показ воспитателя Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Игрушка
2. Упражнение в тишине Учить детей сидеть тихо, не разговаривать, развивать усидчивость , терпение Аутотренинг (музыка для расслабления) Диск. Аудиомагнитофон3. Рамки с застежками -пуговицы Учить застегивать и расстегивать пуговицы Наглядный показ воспитателя Рамки с застежками - пуговицы
4. Баночки с запахами Учить детей различать различные запахи, развивать обоняние. Показ с помощью демонстрационного материала Баночки наполненные остро пахнущими веществами
Январь
1. Клавишная доска Учить детей различать различные поверхности, развивать осязание Показ с помощью демонстрационного материала Доска обтянутая различным материалом
2. Переливание воды Учить детей переливать воду из одного сосуда в другой, развивать координацию движений, усидчивость, аккуратность Наглядный показ воспитателя Сосуды с водой
3. Вкусовые баночки Учить детей различать различные вкусы, развивать вкусовые качества Показ с помощью наглядного пособия Баночки с различными вкусами
4. Подкрашивание воды Учить детей окрашивать воду в различные цвета, развивать восприятие Наглядный показ воспитателя Баночки с водой гуашь, кисточки
Февраль
1 Ходьба по линии с колокольчиками Учить детей ходить по линии держа в руках колокольчик, развивать равновесие Показ с помощью наглядного пособия Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Колокольчик
2. Пальчиковая игра «Засолка капусты» Продолжать учить детей выполнять пальчиковые упражнения Наглядный показ воспитателя Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т.Ю. Бардышева3. Розовая башня Формировать понятие большой – маленький, развивать умение упорядочивать предметы Показ с помощью демонстрационного материала 10 деревянных окрашенных в розовый цвет кубиков. Длина наименьшего 1см., длина наибольшего 10 см.
4. Конструирование из треугольников Учить детей конструировать из треугольников, составлять фигуры, развивать логическое мышление Показ с помощью демонстрационного материала Набор пластиковых треугольников
Март
1. Ходьба по линии с бутылочками Продолжать тренировать в ходьбе по линии, соблюдая цепочку друг за другом, удерживая равновесие, держа в руке бутылочку Показ с помощью наглядного пособия Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Бутылочка с водой.
2. Переливание воды Учить детей переливать воду из одного сосуда в другой, развивать координацию движений, усидчивость, аккуратность Наглядный показ воспитателя Сосуды с водой
3. Клавишная доска Учить детей различать различные поверхности, развивать осязание Показ с помощью демонстрационного материала Доска обтянутая различным материалом
4. Пальчиковая игра «Мылом мою..» Продолжать учить детей выполнять пальчиковые упражнения Наглядный показ воспитателя Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т.Ю. БардышеваАпрель
1. Ходьба по линии со стаканчиками Продолжать тренировать в ходьбе по линии, соблюдая цепочку друг за другом, удерживая равновесие, держа в стакан с водой Показ с помощью наглядного пособия Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Стакан с водой
2. Игры с застежками - замочки Учить детей застегивать и расстегивать замочки, развивать мелкую моторику рук Показ с помощью наглядного пособия Рамки застежки - замочки
3. Шумящие коробочки Учить детей прислушиваться к различным шумам, развивать слуховое восприятие Показ с помощью демонстрационного материала Шумовые коробочки
4. Перебирание крупы Развивать мелкую моторику рук Показ с помощью наглядного пособия Крупа двух видов, тарелочки
Май
1. Ходьба по линии под музыку Продолжать тренировать в ходьбе по линии, соблюдая цепочку друг за другом, удерживая равновесие, Наглядный показ Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Музыка
2. Ящик с кусочками ткани Развивать чувство осязания, моторику рук Показ с помощью наглядного пособия Коробка наполненная кусочками ткани разной фактуры и цвета
3. Конструирование из треугольников Учить детей конструировать из треугольников, составлять фигуры, развивать логическое мышление Показ с помощью демонстрационного материала Набор пластиковых треугольников
4. Перебирание крупы Развивать мелкую моторику рук Наглядный показ Крупа двух видов, тарелочки
Список литературы
Хилтунен Е. А. Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей. – М.: Астрель: АСТ, 2010. – 399 с.
Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т.Ю. Бардышева