Исследовательская работа Драматизация как инструмент интеграции урочной и внеурочной деятельности младших школьников

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа п.Чернореченский
Искитимского района
Новосибирской области









ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Исследовательская работа

Фролова Ольга Николаевна
МОУ «СОШ п.Чернореченский»
учитель начальных классов
1 квалификационная категория


















п.Чернореченский 2011


ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.... 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы использования драматизации как средства обучения младших школьников
1.1. Понятие драматизации. Виды драматизации 5
1.2. Использования драматизации как средства обучения
и воспитания младших школьников
Глава 2. Пути использования драматизации как инструмента
интеграции учебной и внеучебной деятельности младших
школьников .
2.1. Приемы и методы использования драматизации
на уроках в начальной школе
2.2. Диагностика качества использования драматизации
в обучении и воспитании младших школьников и анализ ее
результатов ..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...
ПРИЛОЖЕНИЯ





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Актуальность. Современная действительность вызывает необходимость замены формулы «образования на всю жизнь» формулой «образования через всю жизнь». Объективная необходимость непрерывного образования и адекватного ему управления исходит из противоречия между лавинообразным возрастанием объёма необходимых человеческих знаний и умений, с одной стороны, и ограниченными возможностями для овладения ими – с другой. Таким образом, встаёт проблема адаптивной образовательной среды, глобальной целью которой является обеспечение условий и помощи школьнику в получении образования в соответствии с его природосообразными способностями и с учётом его потребностей, интересов в учёбе.
Ведущий из приоритетов – интеграция – нашёл своё выражение в национальной доктрине российского образования. Это обстоятельство продиктовано наличием основного противоречия между современными требованиями к качеству образования, обеспечиваемому учреждениями и ограниченностью, применяемых методик и технологий.
Одним из учебных приёмов интеграции обучения и воспитания младших школьников является приём драматизации. Драматизация получила широкое развитие, её виды и формы многообразны. Драматизация призвана помогать решению основных задач, целей обучения и воспитания нынешнего подрастающего поколения. Драматизация является одним из направлений детской театральной самодеятельности, которая рассматривается в нашей стране как неотъемлемая частица общей системы воспитания и непосредственно влияет на развитие личности ребёнка. Практика и специальные исследования говорят, что использование драматизации с художественно-воспитательной точки зрения актуально и значимо для школьников всех возрастов, в том числе и для младших школьников.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена:
неразработанностью методики использования драматизации как средства интеграции учебной и внеучебной деятельности младших школьников;
отсутствием в методической литературе специальных исследований по обучению младших школьников на основе театрального искусства;
значимостью разработки новых образовательных и воспитательных технологий, направленных на развитие личности учащихся и знакомству их с духовной культурой.

1.2 Новизна.
Как часто, в погоне за новым и оригинальны мы забываем о том, что уже выдержало испытание временем! Мы стараемся предложить своим детям то, чего не было у нас, то, что отражает последние достижения технического прогресса: компьютерные и электронные игры, игровые приставки, игрушки-роботы, интерактивные игрушки и пр. Но нужно ли все это нашим детям? Способствуют ли эти новые занятия их умственному, душевному и общему психическому развитию. Единого мнения о вреде новомодных игрушек пока не существует, зато польза многих традиционных игр известна давно. К таким играм относится и драматизация.
Драматизация - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребёнок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения. Малыш в игре превращается и в актера, и в режиссера, и в сценариста. В такие игры ученик никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Он озвучивает героев, придумывает историю, проживает то, что в обычной жизни ему прожить бывает нелегко. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности.
Несмотря на то, что прием драматизации можно считать в какой-то мере уже традиционным приемом в работе учителя, тем не менее, в педагогической науке вопрос о систематическом использовании приема драматизации фактически не разработан. Особенно это касается уроков чтения, математики, русского языка, ознакомления с окружающим миром. Учителя решают проблему драматизации (инсценирования) чисто эмпирическим способом.

Цель.
разработать методику использования драматизации как инструмента интеграции урочной и внеурочной деятельности младших школьников.


Задачи.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
Дать теоретико-методическое обоснование использованию драматизации как средства интеграции урочной и внеурочной деятельности младших школьников.

Отобрать приемлемые методы использования драматизации в обучении и воспитании младших школьников.

3. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой методики.



























Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы использования драматизации как средства обучения младших школьников
1.1. Понятие драматизации. Виды драматизации.
Драматизация - это такая деятельность, в процессе которой прочитанное, увиденное или услышанное воспроизводится «в лицах», при помощи различных выразительных средств (интонации, мимики, жеста, позы, действия, мизансцены).
В прежние годы эта форма работы с учащимися в основном была характерна для внеклассной работы. С начала введения обучения детей с шестилетнего возраста прием драматизации все шире стал применяться в урочной практике. В драматизации присутствуют элементы игры, что очень важно для детей начальной школы. Через игру, как считают психологи, педагоги, методисты, детям легче переключаться с игровой деятельности на учебную.
Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития. Но для таких игр необходимы особые игрушки – игрушки-артисты. Такими артистами, как правило, бывают куклы.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Разнообразны виды театрализованных игр.
Н.А.Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на театрализованые игры, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками.

Драматизация


Импровизация

Игра с настольным театром


Фланелеграф

Плоскостные фигурки

Объемные фигурки


Теневой театр

Игра с марионетками


Бибабо












Настольный театр игрушек.
В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
Желательно, чтобы все игрушки были однофактурными, т.е. все деревянными, мягкие, из папье-маше или целлулоидные. Величина основных игрушек может быть около 30 см. Для показа могут понадобиться различные вещи – посуда, корзинка, флажок и др. Если нет подходящих игрушек, их надо сделать самим из папье-маше, ваты или бумаги. Одновременно с подбором игрушек проходит работа над текстом.
Настольный театр картинок.
Все картинки- персонажи и декорации не забудьте сделать двухсторонними, так как неизбежны повороты, чтобы фигурки не падали, нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми. Это обеспечивается правильным соотношением веса или площади опоры с высотой картинки. Чем выше картинка, тем больше или весомее нужна площадь опоры.
Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Но не следует их поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передаёт интонация ведущего –радостная, грустная, жалобная.
Персонажи до начала игры лучше всего спрятать. Их появление по ходу действия создаёт элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Стенд–книжка
Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд– книжку. Укрепите его на нижней части доски. На верхней части разместите фигурки, изображающие транспорт, на котором состоится путешествие. По ходу поездки ведущий (сначала педагог, а потом ребёнок), переворачивая листы стенд–книжки, демонстрирует различные сюжеты. Изображающие события, встречи, которые происходят в пути. Так же можно иллюстрировать эпизоды из жизни детей, если на каждой странице изображён новый режимный процесс.
Фланелеграф.
Картинки хорошо показывать и на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели, на картинки можно наклеить и кусочки наждачной или бархатной бумаги. Рисунки подбирайте вместе с детьми из старых книг, журналов, а недостающие можно дорисовать. Это доставляет ребятам удовольствие. Можно использовать и природный материал.
Для фланелеграфа лучше выбирать такие произведения, где персонажи в основном статичны. Они могут разговаривать, сидеть или стоять, приходить и уходить (когда картинки прикладываются к доске или убираются).
Теневой театр.
Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные чёрные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка, дерущихся боксёров и др. Не забудьте только сопровождать показ соответствующим звучанием.
Игры – драматизации с пальчиками.
Атрибуты ребёнок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате.
Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке «Репка» друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребёнок с помощью своих пальцев. Сказки «Коза и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Мальчиш – Кибальчиш», «Гуси – лебеди» и другие с множеством персонажей могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам.
Игры – драматизации с куклами бибабо.
Куклы – петрушки отличаются от обычных кукол, которыми играют дети, тем, что у них нет туловища. Его заменяет рубашка – перчатка, которая надевается на руку кукловода. Голова у петрушки полая, шея кончается отверстием, в которое вставлена патронка для пальца. К внешним краям шеи приклеивается рубашка – перчатка. К рукавам рубашки пришиваются руки куклы с патронками. На перчатку надевается костюм. Ноги у куклы бывают не всегда.
Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т.е. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что–то, брать кого–либо за руку, вовлекать в игру и т.д. Такое «разоблачение» не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят.Когда дети увидят игру взрослого с куклами бибабо, они, скорее всего
тоже захотят научиться сами водить их.
Марионетки
Куклы на ниточках. Марионетки сложны по своей конструкции. Кукловод управляет ими, на фоне которого разыгрывается спектакль. В руках актёр держит вагу - специальное приспособление для управления марионеткой.
Импровизация
Разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки – пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра. И всё же дети будут в недоумении, если вы вдруг предложите им разыграть ту или иную сценку. Подготовьте их к этому – вместе придумайте тему, обсудите, как её изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды.




















Использования драматизации как средства обучения и воспитания младших школьников.
Одним из учебных приёмов способствующих активизации учебной работы учащихся на уроках является приём драматизации. Он помогает детям зримо увидеть содержание учебного материала, развивает воссоздающее воображение учащихся, без которого невозможно полноценное восприятие. Умение живо представлять себе то, что о чём читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего «видения», из опыта реальных представлений, он описывает яркость внешних представлений. Участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств и оценок, но и поведения.
Ценность использования приема драматизации в учебном процессе определяется следующими причинами:
драматизация оказывает положительное влияние на все этапы работы над художественным произведением. Происходит это потому, что данный прием помогает достичь наиболее зримого представления того, что является содержанием произведения, развивает воссоздающее воображение учащихся, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Умение живо представлять то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего «видения», из опыта реальных представлений. Прием драматизации и обеспечивает эту внешнюю наглядность, которая признается обязательной ступенью и основной формой наглядности;
использование приема драматизации является важным средством эстетического воспитания и развития, так как драматизация - один из видов художественного творчества;
драматизация помогает детям отождествлять себя с героями произведения, пережить их чувства, понять поступки, характеры и поэтому обостряет восприятие и ускоряет усвоение морального опыта, отраженного в книге. Существенно, что, участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств и оценок, но и опыт поведения. Тот факт, что драматизация - это практика чувств, перевод их в действия, определяет характерную воспитательную особенность приема. Привлекая детей к такого рода деятельности, мы развиваем в них активное отношение к миру, создаем базу для действий не только эмоциональных, словесных, но и физических, а сочетание слова и дела лежит в основе формирования активной жизненной позиции,
драматизация способствует развитию речи учащихся, которое является не только одним из путей воспитания и важнейшим компонентом общего развития ребенка, но и также одновременно средством, целью и принципом обучения родному языку. Драматизация влияет на речь детей в силу двух причин: использование в качестве основы для инсценирования лучших образцов детской литературы и создания на уроке естественной ситуации общения.
Драматизация заостряет и углубляет понимание литературного образца, конкретизирует и оживляет исторические события и явления. Любая мысль гораздо глубже будет усвоена школьниками, если она не только произнесена учителем, но и показана в конкретном, ярком художественном образе.
Изучение передового педагогического опыта свидетельствует о том, что драматизация дополняет учебник. Она активно помогает усвоению учебного материала, расширяя и углубляя представления учащихся.
Драматизация даёт возможность воспринять учебный материал не только рационально, но и эмоционально. Она помогает изжить тот серьёзный недостаток в преподавании гуманитарных дисциплин, когда за социологической схемой из поля зрения учителя, а за ним и учащиеся исчезает специфика искусства. Практика подтверждает, что помощь учителю в раскрытии мира оказывает драматизация.
Драматизация помогает активизировать интерес учащихся к изучаемой теме, к чтению дополнительной литературы. У школьников возникает желание глубже изучить материал.
Драматизация обогащает словарный запас школьников, содействует развитию их самостоятельного мышления. Повышению культуры речи, улучшению письменных работ. В процессе последействия все те впечатления, которые оставила драматизация, вызывают у детей совершенно естественное желание поделиться своими чувствами с педагогом, родителями. То новое, что заронило в их душу и сознание инсценирование, зачастую выходит за пределы школы и семьи – отсюда новые мысли, поиски таких слов для их выражения, которые должны нам более точно передать окружающим всё, что начало волновать школьника в результате драматизации.
Систематическая работа по драматизации, начиная с первых классов до окончания школы, помогает вырастить культурных, любящих искусство, образованных людей.










































Глава 2. Пути использования драматизации как инструмента
интеграции учебной и внеучебной деятельности младших
школьников.

2.1. Приемы и методы интеграции драматизации на уроках в начальной школе.
У детей рано складывается свое видение окружающего мира. Несмотря на то, что в детстве картина мира ещё несовершенна, у неё есть важное приемущество-целостность. С приходом ребёнка в школу эта целостность несколько разрушается, так как мир начинает представать разделёнными на фрагменты, в соответствии с разными учебными предметами. В результате знания, приобретённые в школе, могут оказаться разрозненными, мало связанными между собой. Следовательно, учитель должен позаботиться об их целостности.
Принцип сохранения и развития у школьников представлений о целостности мира требует от учителя отбора такого содержания учебного материала, которое поможет ребёнку понимать, удерживать в сознании и воссоздавать в воображении целостную картину мира. Важно обеспечить осознание учениками сложных и разнообразных связей между объектами и явлениями окружающего мира, в то же время развивая их умения видеть разные стороны одного и того же предмета.
Более 10 лет я веду театральный кружок «Петрушка и К» для учащихся начальных классов по авторской программе «Четыре шага к театру», которая рассчитана для детей с 1 по 4 класс. За это время в реквизите нашего театра появилось около 30 разноплановых кукол, которые я шью сама, костюмерная для драматических постановок. Занятия театральной деятельностью можно смело назвать «театром в классе», потому что учащиеся одного класса являются и членами театрального объединения. Поэтому все навыки, которые дети приобретают на театральных занятиях, они активно используют в учебной деятельности. Тем самым осуществляется интеграция учебной и внеучебной деятельности младших школьников.
Реализация интеграции в обучении и воспитании способствует как личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, приобретённых школьникам при изучении различных учебных дисциплин, так и формированию у них личного социального опыта. Интеграция позволяет не только более эффективно изучить и усвоить новый материал или закрепить ранее полученную информацию, но и усилить познавательную мотивацию, создать атмосферу духовной близости, искренней заинтересованности между педагогом и учащимися.
Правильное использование учебной и внеучебной интеграции приводит к систематизации учебного материала. Школьники лучше усваивают его содержание, легче и свободнее излагают изученный материал. Интеграция вызывает усиленение познавательного интереса, развивает интеллект ребёнка, что позволяет реализовать личностоно-ориентированный подход в образовательном процессе, более полно раскрыть воспитывающие и развивающие функции учебных дисциплин, организовать внеучебную деятельность школьников, не только усиливающую образовательный потенциал учебных предметов, но и развивающую способность каждого ученика.
Рассмотрим возможности реализации интегрированного подхода средствами организации деятельности детской театральной студии. Участие детей в театральной деятельности является естественным продолжением их учебного труда, способствует тому, что они могут воплотить приобретённые на занятиях знания в реальные действия, «обыграть» их, «прожить» в поступках и действиях героев.
Применение таких общедидактических методов, как объяснение, беседа, демонстрация, практические занятия, упражнения, работа с книгой, наблюдения, связано с широким использованием наглядных пособий и языкового материала доступного детям.
Особое значение имеют наглядно-действенные средства и приёмы, помогающие формированию представлений и понятий. К ним относится преднамеренное создание ситуации, т.е. использование драматизации..




Диагностика качества использования драматизации в обучении и воспитании младших школьников и анализ ее результатов.
Исследование осуществлялось на базе МОУ СОШ п.Чернореченский с 2007 по 2011 учебный год. Почему выбран именно приём драматизации?
Совместно с психологом мы изучили психофизические школьно-значимые функции, познавательную сферу учащихся и определили уровень развития детей, пришедших в 1 класс в 2007 учебном году. Было охвачено 16 детей, в начале учебного года были проведены следующие методики: тест «Керна-Ирасека», графический диктант, самооценка, фигурные таблицы, опросник для родителей «Интересы учащихся».
По полученным данным оказалось, что «школьно-зрелых»-50% и «средне-зрелых» - 50%. Такие дети нормально адаптируются к новым условиям и справляются с режимом и программой школы.
При изучении уровня развития произвольной сферы учащихся, а так же возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства, результаты были следующими:
«Познавательная сфера учащихся»
класс
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

1 класс
53%
40%
7%

Важным дополнением являются представления об умственной работоспособности детей, характеризующей функциональное состояние центральной нервной системы. 13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Таким образом, в классе большинство ребят с высокой умственной работоспособностью, но в то же время детей со средним и низким уровнем одинаковое количество.
Для полной картины изучались личностные характеристики учащихся. Что касается самооценки, то практически у всех учащихся она оказалась завышенной, что характерно для начала обучения в школе. Были изучены и интересы учащихся, больше всего ребят интересуют явления природы и художественно- эстетическая деятельность.

«Интересы учащихся»
Класс
высокий
средний
низкий

1 класс
53%
40%
7%



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Учитывая художественно – эстетические интересы и их возрастные особенности учащихся, была выбрана методика использования драматизации, которая повлияет на формирование мировоззрения учащихся, на развитие их способностей и воспитание потребностей, а так же активизирует познавательную деятельность учащихся.
Драматизация и все её виды использовалась на всех учебных дисциплинах и на всех этапах урока от изучения нового материала до закрепления.





Практика и специальные исследования говорят о том, что занятия театрально-творческой деятельностью с художественно-воспитательной точки зрения актуальны и значимы для школьников всех возрастов.

предмет
2007 -2008 уч.год
1 класс
2008-2009 уч.год
2 класс
2009-2010 уч.год
3 класс
20010-2011 уч.год
4 класс

русский язык
60%
76%
78%
79%

математика
61%
72%
77%
79,7%

чтение
59%
60%
74%
78%

Окружающий мир
70%
76%
78%
82%


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Следовательно, использование различных видов драматизации является средством повышения качества обучения младших школьников.

На сегодняшний день качественный анализ изменений, произошедших в моей работе с детьми, показал следующее:
появление комплекса общепознавательного развития: желание воспринимать новую информацию, умение сравнивать, обобщать и классифицировать, умение планировать, адекватное отношение к неудачам, стремление преодолевать трудности, расширение кругозора;
повышение адекватности невербальных реакций: учащиеся хорошо понимают обращения ко всему классу, что, несомненно, важно для успешного обучения;
развитие речевой активности; дети высказываются по собственной инициативе, демонстрируя высокую речевую активность, умение отвечать на вопросы, умение строить предложения, стремление к правильному произношению звуков, более высокое развитие фонематического слуха;
формирование монологических умений;
75% детей способны к связному, развёрнутому повествованию;
повышение устойчивости внимания; устойчивый рост увлечённости детей, которую они демонстрируют в ходе индивидуальных и групповых занятий;
наличие благоприятной эмоционально - психологической атмосферы в классе; необходимое условие для позитивного развития ребёнка.





результаты

класс
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень

1 класс
53%
40%
7%

2 класс
60%
40%
7%

3 класс
74%
20%
6%

4 класс
78%
12%
4%

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415





Интересы
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415











Методика работы с учащимися над драматизацией многообразна. Она определяется возрастом школьников, конкретной задачей, которую ставит перед собой учитель в каждом отдельном случае, и находится в зависимости от идеи и её интерпретации.
Методы и приёмы использования драматизации проявляются на всех этапах педагогического процесса, от восприятия до закрепления материала.
Изучению математики в школе отводится одно из центральных мест. В то же время математика относится к числу предметов, усвоение которых вызывает затруднения у учащихся, и особенно, у младших школьников. С первых уроков на детей обрушивается лавина незнакомых фактов, представлений, понятий, терминов, знаков, правил, формул, и ученики не в силах их осмыслить и запомнить. Основными причинами этого являются:
несформированность теоретического мышления;
неумение воспринимать невидимые отношения, связи и зависимости;
недостаточное развитие памяти, внимания;
неумение анализировать, выделять главное и многое другое.
Известный психолог Л. С. Выготский отмечал, что необходимо учитывать слабость в развитии словесно–логической памяти у младших школьников.
Учащийся на этой стадии ещё не готов к тому, чтобы иметь дело с возможностями, которые он не может воспринимать непосредственно, и не имеет соответствующего опыта, приобретённого в прошлом. В ситуации, когда ребёнок испытывает затруднения, когда ему непонятно, у него не получается, его интерес к изучаемому предмету достаточно быстро угасает. Поэтому от учителя начальной школы в большей степени, чем от других учителей, требуется компетентная помощь ученику в восприятии, понимании и запоминании учебного материала. По мнению Ж. Пиаже и Д. Брунера, самое важное в процессе усвоения ребёнком основных понятий – помочь ему в постепенном переходе от конкретного мышления к использованию абстрактно-понятийных способов мышления.
Первоначально у ребёнка преобладает образная память. Большинство детей, приходящих в школу, находятся на дооперационном уровне интелликтуального развития. Это уровень наглядного мышления, поэтому, особенно в начальной школе, результат запоминания выше при опоре на наглядный материал. Кроме того, восприятие в этом возрасте у учащихся тесно связано с эмоциями. У младших школьников вызывает интерес яркий, образный, наглядный материал, живое и эмоциональное изложение. Ребёнок обращает внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не на то, что важно само по себе. В этом контексте любопытной является точка зрения Эйнштейна, который считал, что чувства и действительность могут дать много больше знания, чем любая стройная теория. Он утверждал, что слова и теории для него – ничто, а вот образы и практика – всё. Поэтому при обучении такой абстракной формальной науке, как математика, особенно важно больше внимания уделять использованию образов, наглядности.
Всё связанное с наглядностью, яркостью впечатлений вызывает сильные чувства и сориентировать его и на правое полушарие. Чем младше ученики, тем это актуальнее.
Если понятия, даже достаточно простые на взгляд взрослого, в жизни младшего школьника встречаются впервые, то ему необходима работа с образами. Образы наполняют понятия содержанием, служат для выявления их глубоких свойств. Понятия без образов без-образ-ны, пусты.
Недостаточный жизненный опыт младших школьников определяет ограниченность их словарного запаса. Новые слова, тем более научные термины и знаки, могут усвоиться только параллельно с соответствующими
образами и работой, нацеленной на осмысление этих терминов и обозначаемых ими понятий. К значкам, условным обозначениям можно переходить только после осмысления и понимания понятия, нельзя начинать со значка – это ведёт к формализации, так как по мере перерождения информации в процессе кодирования в ней сохраняются лишь те её компоненты, которые имеют чисто операциональное значение и в силу этого позволяют действовать формально. Наглядно-чувственные данные позволяют проникать в суть познаваемой действительности.
При анкетировании младших школьников 100% детей отмечают, что им больше нравятся уроки с использованием наглядности. На вопрос «Помогает ли наглядность и чем?» ученики отвечают: «Помогает быстрее решать, помогает, если не можешь что–то представить».
Итак, чем младше наш ученик, тем более очевидно: объяснения только на словах – совершенно недостаточно. И в первую очередь это относится к формированию новых понятий. Наглядный материал служит внешней опорой внутренних, мыслительных действий ребёнка. Форсированное развитие отвлечённого мышления без достаточной конкретизации усваемого материала, без связи с предметно–действенным и наглядно–образным мышлением приводит к формальному усвоению знаний, к образованию пустых абстракций, оторванных от живой действительности, а во многих случаях знания не усваиваются вовсе. При обучении младших школьников аудирование (слушание) необходимо сочетать с визуализацией (наглядностью).
Использование этих приёмов помогает наглядно обозначить межпредметные связи, причинно-следственного отношения тех или иных явлений. Все эти средства используют в сочетании со словесными способами обозначения.
Кроме того, наглядные средства делают высказывания мотивированными. С их помощью удаётся побудить учащихся к обобщению, что способствует формированию речевых навыков и обобщения.




Для развития речи большое значение имеют различные варианты диалогов, бесед в наглядной и отвлечённой ситуациях.
Для формирования описательно-повествовательной (монологической) речи наиболее эффективными методами является разнообразные упражнения по составлению изложений, сочинений, устных и письменных рассказов и описаний.
В специальной методике преподавания математики разработаны и продолжают совершенствоваться конкретные пути формирования математических знаний, умений и навыков в единстве с развитием речи, наглядного и понятийного материала.
Изучение опыта многих передовых учителей, систематически использующих драматизацию для повышения эффективности уроков, позволяет утверждать, что она углубляет понимание школьниками изучаемого материала, делает конкретными и ясными представления детей. Здесь особенно важна роль учителя, так как ребёнок отличается от взрослого тем, что он сильнее поддаётся эмоциональному воздействию.
Театральное искусство как искусство действия и как, синтетическое искусство предлагает коллективное творчество. Драматизация существует только благодаря творческим усилиям целого коллектива. Роль отдельных участников этого творческого труда различна, но они объединены общей целью в процессе создания спектакля. Сценическое искусство по самой природе требует развития чувства коллективизма, товарищества, ответственности, умение подчинить свои интересы общему делу.
Учителю особенно важно помнить, что работать над той или иной ролью – значит всегда, так или иначе, влиять на формирование духовного облика ученика. И здесь всё имеет значение: и то, на какие жизненные явления, общественно значимые события и факты он обращает внимание ученика, и то, насколько он внимателен к индивидуальности юного исполнителя.
Учителю нужно обращать специально внимание на развитие у детей умения воздействовать друг на друга словом, текстом роли. Учитель приучает учеников вникать в смысл каждой фразы роли, осознавать и чувствовать действенный смысл произносимого текста, т. е. его подтекст (почему так говорю, зачем, с какой целью, чего добиваюсь?). Такой путь даёт возможность учителю постепенно развивать у ребят способность чувствовать и ценить выразительность осмысленного, целенаправленного и эмоционально окрашенного слова.
Преподавателю важно всемерно содействовать развитию у детей внимания и эмоциональной чуткости к образной природе художественного слова, пробуждать воображение, помогая воссоздавать на основе текста конкретные, яркие представления.
Участникам драматизаций нужны беседы об искусстве, экскурсии в музеи и на выставки, просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, телепостановок. Всё это способствует обогащению художественного опыта детей, формированию верных эстетических оценок.
В I – II классах больше оправдывают себя игры-драматизации по народным сказкам, рассказам, стихам, басням Л.Н. Толстого, М. Горького, К.Д. Ушинского, С. Маршака, С. Михалкова и др. авторов, – по тем их произведениям, которые адресованы старшим дошкольникам и младшим школьникам.
Участвуя в играх–драматизациях, ребёнок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живёт его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнения, так как оно не опирается ни на какой овеществлённый образец.
В III – IV классах, возможно воспитывать более осознанное эстетическое отношение к окружающей действительности и к произведениям искусства. При направляющей помощи педагога учащиеся способны оценивать в произведениях искусства отдельные художественно–выразительные средства, значение отдельных деталей для выявления идеи произведения, обобщающего смысла изображённых в нём фактов и событий, характеров и поведения героев. В этом возрасте у ребят появляется более устойчивый интерес к отдельным видам искусства, ярче проявляются способности к определённому виду творчества. Дети в состоянии предъявлять более осознанные требования к качеству своей художественной деятельности. Всё это позволяет проводить с ними более углублённую работу по драматизации.
Для того чтобы развивать и воспитывать детей, прежде всего необходима правильная организация театрализованных игр. Основными её требованиями являются:
содержательность и разнообразие тематики;
постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса;
максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов для игр, определяются требованиями программы для каждой возрастной группы. Творческое развитие темы начинается с подготовки, сценария игры по сюжету литературного произведения: сказки, рассказа, стихотворения. Далее предполагается импровизация детей на заданную или избранную ими тему.
При разыгрывании сюжетов в такой последовательности облегчается самостоятельная игра детей и создаются условия для творческого решения одной и той же темы, так как каждая предшествующая игра становится ступенькой для следующей.
Прежде чем учить детей средствам выразительности, проверьте, готовы ли сами к этому. Например, с каким количеством интонаций вы можете сказать столь привычные слова: «здравствуйте», «помогите», «возьмите», «послушайте» и др.? Попробуйте несколько раз изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения.
От того насколько и сознательно вы подчёркиваете интонацией смысл произведения, даёте характеристику образам, зависит и понимание сказки, стиха, рассказа, и его эмоциональное, нравственное воздействие на детей, и выразительность их высказываний.
Итак, речь педагога в повседневном общении, чтении, декламации, театрализованных играх, служат первыми образцами для подражания.
Детям интереснее, когда они не только говорят, но и действуют. Как герои сказок. Обратите их внимание на некоторые способы вождения персонажей и разрешите попробовать самим. «( см. Прило Остальные также будут имитировать ролевые движения. Привлекайте внимание детей к лучшему исполнению. Десять минут таких упражнений удовлетворят желание ребят участвовать в игре, доставят им радость. Кроме того, будут сформированы необходимые умения.
В следующий раз предложите детям разыграть диалог двух персонажей: проговаривать слова и действовать за каждого. Это упражнение в интонировании диалога.
Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах. Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всём его многообразии. А умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения.
Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем предоставьте детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры.
Каждому ребёнку хочется сыграть роль. Но как это делать, чтобы испытать удовлетворение самому и получить одобрение сверстников, почти никто не знает. Маловыразительные интонации. Однообразные движения порождают неудовлетворённость собой, приводят к разочарованию, потере интереса к игре, а, следовательно, снижению эмоционального воздействия её на детей.
Поэтому педагог должен соблюдать правила использования драматизации на уроках:
1. учитель и учащиеся должны ясно осознавать цель каждого введённого
приёма на уроке;
2. при использовании любой из форм драматизации важно соблюдать
общую последовательность работы:
восприятие материала;
анализ содержания материала в целях проведения драматизации;
определение исполнительских задач;
выбор выразительных средств;
пробное драматизирование, наиболее существенных или трудных для
исполнителя моментов;
анализ качества исполнения с точки зрения общей идеи и общей выразительности;
заключительный показ;
подведение итогов и оценка результатов;
3. для повышения качества использования иллюстративного материала;
4. распределение ролей можно проводить, в первую очередь, по желанию и
сразу после проведения подготовки;
5. необходимо выработать отношение детей к драматизации как к искусству
переживания, а не изображения;
6. если драматизация осуществляется на учебном материале, возможны
некоторые отклонения от текста не искажающие последовательности
и общего смысла реплик;
7. для достижения эффективности работы по использованию драматизации в
процессе обучения необходимо систематическое, а не случайное
использование приёма драматизации.
У младших школьников надо воспитывать способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведения, взятого для драматизации, видеть (воссоздавать) в воображении то, о чём говорится в тексте, помогать им уяснять смысл отдельных эпизодов, канву действий и борьбу героев.













2.2. Диагностика качества обучения младших школьников
и анализ ее результатов.
На протяжении всей исследовательской работы применялись все известные виды драматизации: настольный театр, пальчиковый театр, куклы бибабо, инсценирование, импровизация, фланелеграф, теневой театр и т.д. Кроме того учащиеся во внеурочное время посещали школьный кружок «Петрушка и Кє», по специально разработанной мной программе «Четыре шага к театру».
Обучение детей, с учётом высокого уровня развития в классе, ведётся по программе «Школа 2100»
Драматизация предполагает возможность преподнесения в художественной форме и именно театральными средствами той или иной идеи.
При умелом педагогическом подходе искусство драматизация может повысить и эффективность урока, заостряет и углубляет понимание. Любая мысль гораздо глубже будет усвоена школьниками, если она не только произнесена учителем, но и показана в конкретном, ярком художественном образе.
Например, задания на фланелеграфе, которые позволяют выявить умение учащихся абстрагировать и классифицировать фигуры или предметы. Выложив различные группы фигур на фланелеграфе, учащиеся должны разбить их на части по цвету, форме, размеру. Чтобы показать получившиеся группы, надо раздвинуть фигуры на фланелеграфе. Наборы фигур могут быть самыми разнообразными, например:
1) 2) 3)
ж сссссс





Своё умение выполнять операцию сложения (переместительный закон сложения) дети с удовольствием проверяют используют предметные картинки на фланелеграфе. Учащимся предлагается в виде игры «Собери фрукты»

+ = ИЛИ

+ =



Понятие о вычитании формируется также на основе организации предметных действий детей с геометрическими фигурами, предметными картинками и с подключением их двигательной активности. Однако надо иметь в виду, что объяснение здесь должно быть продумано особенно тщательно, так как запись вычитания усваивается детьми труднее, чем запись сложения.

- =
- =





- =

Умение устанавливать взаимосвязи между целой фигурой и её частями, используя фланелеграф:
д
к м + д = к
д + м = к
к - м = д
м к – д = м




При знакомстве с отношением порядка полезен показ сказок, с меняющимися последовательно героями, самими детьми на фланелеграфе или с помощью теневого театра, допустима и постановка живых картин. Например, русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д. Сказка С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», сказка К.И.Чуковского «Телефон». После просмотра сказок полезно задать детям вопросы, на которые они с большим удовольствием ответят:
Сосчитай всех по порядку. (Первый - , второй - . и т.д.)
Каким по счёту утка? Жаба? Лошадь? Курица?
Кто пришёл после щуки? Перед ней?
Дефицит системной организации графических движений побудил меня к созданию серии упражнений для развития мелкой мускулатуры руки и зрительно-двигательной координации (использование пальчиковых куколок).
На начальном этапе исследовательской работы намечалось обогатить предметную среду исследуемого класса внесением известных детям, но отсутствующих в ассортименте инструментов, пособий и материалов.
Для применения всех известные видов драматизации было заготовлено: напольная двухстворчатая ширма «(см. Приложения, с. )» с комплектом театральных игрушек с костюмами и декорациями, маски зверей и птиц, плоскостные настольные и теневые театры, персонажи пальчикового театра.

Практическое подтверждение продуктивности реализуемой работы позволило решить проблему активизации познавательной деятельности школьников на уроках.
Для достижения цели также использовались следующие методы: репродуктивный (рассказ, беседа, наблюдение, диалог)в сочетании с программированным(технологические карты, драматизации. микрооткрытие, работа с книгой, пресс-конференция), проблемным(диагностика, практикум, анализ текстов, сборка текстов и т.д.), творческим(рисунок, чертёж, разборка схем, выставка, моё открытие, сообщение).
Для продуктивности роста качества обучения использовались различные формы обучения: ролевые игры, интерактивное общение, индивидуальная работа, фронтальная, работа в группах, домашнее задание, экскурсия и т.д.
Для достижения большей эффективности в обучении использую ИКТ и печатные средства.
В ходе работы отрабатывался оценочно-диагностический инструментарий:
проверка и оценка ЗУНов;
исправление ошибок;
анализ выполненных работ;
Текущий контроль провожу в виде:
ребусов;
кроссвордов;
карточек;
тетради для проверочных работ;
работа в мини-группах.
На сегодняшний день качественный анализ изменений, произошедших в моей работе с детьми, показал следующее:
появление комплекса общепознавательного развития: желание воспринимать новую информацию, умение сравнивать, обобщать и классифицировать, умение планировать, адекватное отношение к неудачам, стремление преодолевать трудности, расширение кругозора;
повышение адекватности невербальных реакций: учащиеся хорошо понимают обращения ко всему классу, что, несомненно, важно для успешного обучения;
развитие речевой активности; дети высказываются по собственной инициативе, демонстрируя высокую речевую активность, умение отвечать на вопросы, умение строить предложения, стремление к правильному произношению звуков, более высокое развитие фонематического слуха;
формирование монологических умений; 75% детей способны к связному, развёрнутому повествованию;
повышение устойчивости внимания; устойчивый рост увлечённости детей, которую они демонстрируют в ходе индивидуальных и групповых занятий;
наличие благоприятной эмоционально - психологической атмосферы в классе; необходимое условие для позитивного развития ребёнка.
В конце каждого учебного года спроводились контрольные срезовые работы. Суть, которых состояла в том, чтобы выявить динамику изменения процента качества обучения в связи с систематическим использованием драматизации. Анализируя результаты срезовых контрольных работ, можно констатировать, что процент качества увеличился, общий процент качества составил 75%, т.е. налицо положительная динамика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аверин Е. Когда занятия интересны. // Учитель. – 2000. - №5.
Дудина М.Н. Формы и методы контроля за качеством преподавания. // Завуч. – 2001. - №2.
Еценков В.Г. Кукольный театр в школе. - Новосибирск, Издательская компания «Лада», 2001 – 48 с., 65 илл.
Иванова Н.В. Развитие коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку средствами драматизации. Молодые голоса. Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей. Выпуск 12 / Отв. ред. Ю.Г. Круглов. – М., РИЦ МГОПУ им М.А. Шолохова, 2006. С. 32 – 35.
Иванова Н.В. Драматизация в педагогических технологиях учителя иностранного языка начальных классов. Языки мира и мир языка. Материалы научно-методической конференции. Часть II. Москва, январь 2004. М., РИЦ МГОПУ им М.А. Шолохова. – С. 19 – 24.
Иванова Н.В. Драматизация как разновидность сюжетно-ролевых игр на уроках иностранного языка в начальных классах общеобразовательных школ. Гумбольдтовские чтения. Новая парадигма российского языкового образования и пути ее реализации. Материалы Международной научно-практической конференции. – М., МГПУ, 2005. С. 369 – 371.
Иванова Н.В. Обучению иностранному языку младших школьников средствами драматизации сказки. // Компьютерные учебные программы и инновации. 2006. №11. С. 44-49.
Иванова Н.В. Роль сказки в развитие коммуникативности младших школьников в процессе обучения иностранному языку. Вестник РУДН. Серия: «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». 2006. № . С. 53- 59.
Петрусинский В.Д. Игры: обучение, тренинги, досуг. – Новая школа, 2000.
Системное управление качеством образования в школе. – С – пб., М., 2000.
Смолеусова Т.В. Наглядные таблицы по математике для начальных классов. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2002.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.: Аркти, 2001.
Третьяков Г.И. Шамова Т.И. Управление качеством – основное направление в развитии системы сущность, подходы, проблемы. // Завуч. – 2002, - №7.
Тюлю Г.И. Управление системой качества образования в школе. // Завуч. - 2002. - №8.
Управление качеством образования. – М., 2000. – с. 33.
Хижняк О.С. Феденеева Р.М. Рындак В.Г. Управление качеством образования как педагогическая проблема. // Завуч. – 2001. - №5.


ПРИЛОЖЕНИЯ













13PAGE 15


13PAGE 141215




Пальчиковый театр

Стенд-книжка



Root EntryArial Cyr 1 класса_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·средний уровень%1 класс