Творческие виды работ при изучении слов с непроверяемыми написаниями.


Творческие виды работ
при изучении слов с непроверяемыми написаниями.
Креативность /творчество, от латинского creatio – творчество, сотворение/ как способность к творчеству, является важнейшей чертой современного человека. В связи с этим перед школой встает задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, вводит человека в атмосферу поиска.
Наше время – это время перемен. В жизни становится все меньше и меньше сфер деятельности, где преобладает репродуктивное начало. Сейчас России нужны люди, способные выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Еще Л.Н. Толстой указывал на необходимость развития творческого потенциала личности ребенка: « Если ученик в школе не научится сам творить, то и в жизни  он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Многие психологические принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули такие крупнейшие психологи и лингвисты, как Л.С.Выгодский, Н.Н.Подьяков, А.Н.Узнадзе, А.Н.Гвоздев, В.В.Виноградов, Т.П.Блонский, М.Р.Львов. Свои психологические модели разработали и Дж.Гилфорд,Дж.Галлаир, П.Торренс и др. Активно креативность стала изучаться после опубликования работ Дж.Гилфорда.
Были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственности за принятое решение.
У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих.
Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно- действенное (5-7 лет), причинное (8-11 лет) и эвристическое (11-14 лет).
Фантазии ребенка на первой стадии развития творческого мышления еще очень ограничена. Поэтому одним из направлений развития творческих способностей на этапе наглядно-действенного мышления является выход за рамки привычных мыслительных стереотипов. Это качество называют оригинальностью, и оно зависит от умения мысленно связывать Далекие, обычно не связываемые в жизни образы объектов. В этот период дети учатся узнавать объект на основе описания отдельных признаков, по описанию возможных действий с ним; учатся находить общие и различающие признаки объектов; учатся составлять сюжетные рассказы, делать логические выводы.
На второй стадии развития творческого мышления необходимо уделять большое внимание развитию речевых умений. Научные исследования и опыт педагогов показывают, что неумение выразить свою мысль, использовать определения, синонимы и антонимы, бедный словарный запас затрудняют процесс творчества младших школьников. Важным направлением на этапе причинного мышления является развитие следующих способностей: выделение из нескольких вероятных причин одной главной, словесное описание причинно-следственных зависимостей.
На третьей стадии развития творческого мышления дети учатся анализировать проблемные ситуации, разрешать противоречия.
Сейчас не вызывает сомнений тот факт, что творчеству можно и нужно учить. Чем раньше начинается эта работа, тем значительнее результат. Во время выполнения творческих заданий на уроках создается особая среда для общения детей с учителем и друг с другом, более высокий уровень мотивации даже у слабых детей. Каждый ребенок может почувствовать свою значимость, поверить в свои силы, ощутить себя созидателем, ведь творчество не является привилегией одаренных, оно доступно всем. Л.С.Выгодский, исследуя проявления различных видов творчества у детей, писал: « Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко придти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития… Типичные особенности детского творчества выясняются лучше всего не на вундеркиндах, а на обычных детях».
Поэтому творческие упражнения должны прочно войти в структуру урока русского языка в начальной школе. Они развивают речь детей, помогают создать на уроке атмосферу заинтересованности, ситуацию успеха, что способствует общему развитию детей.
К творческим видам работы на уроках грамматики и правописания традиционно относятся изложения, устные письменные сочинения, творческие диктанты, работа с деформированным текстом и т.д. Творческие задания можно использовать на разных этапах урока, в том числе и при работе со словарными словами.
Так, в первом, втором классе наибольший интерес у детей вызывают следующие игры со словарными словами.
 
Игра "Песочные часы".
На доске изображение песочных часов, где вместо песка буквы А (7 шт.), С (2 шт.), О (7 шт.), Б, К (2 шт.), Л, П (2 шт.), Т, Р (2 шт.), В (2 шт.), У, Д, Н.
- Буквы, проходя через узкое горлышко песочных часов, образуют словарные слова. Пересыпьте песочек с буквами и соберите эти слова. Прочитайте слова орфографически. (Собака, лопата, корова, посуда, ворона)
 
Игра "Слоговое лото"
- Прочитайте слоги на карточках и составьте с ними слова.

Дети работают в парах. Один игрок называет слог, с которого начинается слово. Второй должен угадать, какое слово было задумано и составить его из карточек. За правильный ответ он получает очко. Потом дети меняются ролями. Выигрывает тот, кто набирает больше очков за определенное время.
(Молоко, малина, мороз, весело, машина).
 
Игра "Магазин Овощи-фрукты"
В доме восемь дробь один
Есть волшебный магазин.
Здесь продукты продают,
Только денег не берут.
Чтобы что-то здесь купить,
Грамотеем надо быть.
По местам расставишь буквы -
Купишь овощи и фрукты.
На кассовом чеке пробиты буквы. Поставь их на свои места.

Игра в парах: один ученик «покупатель», второй – «продавец». «Покупатель» выбирает чек и отгадывает слово. «Продавец» выбирает из набора карточек с рисунками, ту на которой нарисован нужный овощ (фрукт). Выигрывает та пара, которая быстрее всех сделает «покупки».
(Огурцы, помидоры, капуста, морковь, картофель, яблоки).
Игра "Угадай слово".
- Назовите букву, которая в алфавите стоит между буквами "Й" и "Л". Какие звуки на письме мы обозначаем этой буквой? Назовите словарные слова, отвечающие на вопрос "кто?" или «что?», в которых есть звук [К] или [К’].
- Я задумала слово: оно начинается со звука [К], в нем три слога, безударная гласная «О» в первом слоге (корова), дети хором проговаривают его орфографически. Затем, опираясь на вопросы учителя, составляют с данным словом предложение по схеме:
left17145000

Игра "Поиск общего"
- Прочитайте пару слов. Найдите общие признаки. Составьте предложение.
карандаш и тетрадь
молоко и компот
газета и календарь
самолет и машина.
Для детей, у которых достаточно хорошо сформирован навык чтения, предлагаем анаграммы и попросим найти не только общие признаки, но и отличия.
left000Игра "Догадайся, что за слово"
- Прочитайте слова. Догадайтесь, какие из них живут в домике.
Задания даем с учетом уровня обучаемости и обученности детей.
Дети с высоким уровнем заполняют кроссворд самостоятельно.
Дети со средним уровнем могут пользоваться словарем.
Детям с низким уровнем предлагается карточка-помощница со словами: ворона, облако, машина, сорока, солома, горох, корова, урожай, соловей.
- Весь ли домик заселили? Какое еще слово может жить в домике?
 
Поддерживать интерес к учению помогает игра «Кто как голос подает?»
- Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один рассказ. Озаглавьте его.
П . тух                                   лает.
С . рока                        мычит.
С . бака                        кукарекает.
К . рова                         каркает.
В . рона                                 чирикает.
В . робей                       стрекочет.
Используя эти же части предложений, можно предложить детям поиграть в «Путаницу» - составить небылицу, как это сделал К. И. Чуковский, и пофантазировать, чем это может закончиться.
Игру «Загадай желание» можно провести перед Новым годом. На развороте открытки, которую дети подготовили самостоятельно, они записывают свое желание, дополняя предложенную фразу (по выбору) своими словами:
Если бы я был березкой, я бы … , потому что … .
Если бы я был воробьишкой, я бы … , потому что … .
Если бы я был медведем, я бы … , потому что … .
Если бы я был собачкой, я бы … , потому что … .
Если бы я был ягодкой, я бы … , потому что … .
Игра не только способствует формированию навыка безошибочного написания словарных слов, развитию воображения, фантазии, но и помогает детям лучше разобраться в своих чувствах, понять себя.
 
Выполняя предложенные упражнения творческого характера, дети неоднократно читают и проговаривают словарные слова орфографически, что способствует запоминанию их правописания с опорой на зрительную, слуховую и речедвигательную память. Это происходит непроизвольно на положительном эмоциональном фоне.
Работа над словом предполагает не только усвоение его написания, но и «количественное» и «качественное» обогащение словаря учащихся и его активизацию.
В качестве средства творческой выразительности интересно использование синквейнов.
Слово «синквейн» произошло от французского числительного «пять». Это мини-сочинение из пяти строк, которое строится по правилам./Среди стихотворных форм, построенных по правилам, мы знаем не так уж много: японские танку, хокку; сонет. К таким формам относится и синквейн./Правила построения синквейна:
1 строка – одно слово, название темы, явления; чаще всего это имя существительное.
2 строка – два слова, это имена прилагательные, характеризующие данное понятие.
3 строка – три слова, это глаголы, показывающие действие понятия.
4 строка – четыре слова, помогающие логически завершить мысль, короткое предложение/ показывает отношение автора к этой теме/.
5 строка – одно слово, синоним темы, вывод, , обычно имя существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
По синквейну можно судить об уровне развития таких мыслительных операций, как анализ, синтез, об умении искать, находить и творить.
Таким образом, применение синквейнов в учебном процессе может служить отличным приемом для развития потенциала ученика, раскрытия его индивидуальных возможностей, способствует познанию внутреннего мира ребёнка.
Данной работе следует уделять внимание не только на уроках, но и во внеурочное время. Внеклассная работа дает возможность широко использовать занимательные задания и игры, способствующие развитию креативности и лучшему усвоению программного материала. В ходе интеллектуальных игровых программ детям предлагаются скороговорки, загадки, игры в слова, кроссворды, лестницы слов, ребусы, шарады, зашифрованные слова и тексты, филворды, задачи на разгадывание фразеологических единиц.
Литература
1.     Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.
2.     Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы. М.: Вита – Пресс, 2001.
3.     Львов М.Р. Школа творческого мышления: Пособие по русскому языку: 1-4 кл. – Тула: ООО "Издательство "Родничок"; М.: ООО "Издательство Астрель": ООО " Издательство АСТ", 2003.
4.     Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: "Академия развития", 1996.