Обобщение опыта по теме Приёмы изучения слов с непроверяемыми написаниями


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДжетное ОБЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ
ШАТУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Приёмы изучения слов
с непроверяемыми написаниями
Учитель Фураева Е. В.
17 февраля 2016 года
Слайд 1. Лист 1. Уважаемые, коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем семинаре, я надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем, и он пройдёт с пользой для всех нас.
План семинара у вас, сначала вы будете присутствовать на уроке русского языка во 2 классе по теме: «Изменеие имён прилагательных по родам», затем я представляю опыт работы по теме: «Приёмы изучения слов с непроверяемыми написаниями», далее мастер – класс и в заключении анализ проведённых мероприятий, обмен мнениями.
Слайд 2.
…И вот звонок,
Пустеет быстро школьный дом.
В звенящей тишине
Последние шаги.
Но в тихом классе всё сидишь ты за столом,
И вновь перед тобой твои ученики.
И в тишине ты думаешь о них,
Вчера чужих, теперь родных,
Про их вопрос, про свой ответ,
Про то, на что ответа нет…
Проработав в школе 28 лет, из них 19 лет по системе развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова, для себя я определила несколько заповедей, которым я следую в своей работе.
Любая деятельность успешна настолько, насколько она несёт радость исполнителю.
Учитель должен быть личностью, а личность всегда неравнодушна. Неравнодушный педагог не способен сломать хрупкий мир доверившегося ученика.
Ребёнок – главная ценность, поэтому необходимо осторожно и бережно помочь раскрыться юному человеку, вселить в него уверенность.
Урок – это «добыча» знаний с радостью открытия и горечью неудачи, это постоянное творчество в атмосфере доверия и психологического комфорта.
И снова в школе тишина,
И старый глобус у окна,
В журнале суффикс и падеж,
И столько судеб и надежд…
Слайд 3.Каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, учащиеся достаточно успешно справляются с заданиями на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно правильно написать слово в своём тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, то есть найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением.
Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Сформировать орфографическую зоркость - значит научить детей видеть орфограммы.
Но можно ли знать написание всех слов, находящихся в нашем употреблении?! Конечно, нет. Наверное, у каждого бывали случаи, когда в процессе записи своих мыслей, возникало сомнение, что написать - о или а, е или и?..
Слайд 4. Какие варианты поведения человека далее возможны? Один из них - «не заметить» своего сомнения и написать наугад, а второй - взять в руки словарь. Как бы мы хотели, чтобы поступил ученик?!
На современном этапе модернизации российской школы Государственным стандартом начального образования предусмотрена реализация личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. При этом, как говорится в документе, «приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения».
Среди общеучебных умений важное место занимает умение пользоваться существующим разнообразием словарей и справочников. Одновременно наличие у человека потребности, привычки осознавать лингвистическое затруднение и пытаться разрешить его с помощью словаря - это личностная характеристика человека, один из показателей его культуры. Таким образом, словари можно считать средством не только обучения, но и воспитания школьников.
Сегодня выпущено довольно большое количество словарей. Ученик имеет возможность воспользоваться не только орфографическим словарём, но и толковым, словообразовательным, словарями синонимов, антонимов, омонимов и т. д. Но…по наблюдениям, редкий ученик воспользуется этим богатством - даже если все словари стоят рядом с ним на полке. Одно из объяснений такого факта скрыто в хорошо известной фразе: всё начинается с детства. Если на более ранних этапах обучения ребёнку не привита потребность обращаться к словарям, если у него не сформировалось умение ориентироваться в средствах помощи и быстро находить нужную информацию, то едва ли он станет полноценным пользователем всего существующего богатства словарей. Вот почему работа со словарями должна начинаться в начальных классах.
Слайд 5. Лист 2. Появились и интересные публикации, показывающие, как работу со словарями можно направить на комплексное решение задач обучения и воспитания школьников.
Слайд 6. Словарные слова – это одна из трудностей, с которой сталкиваются ученики в начальной школе. Ведь правила для написания словарного слова не существует. Проверить их родственными словами все невозможно. А память ребёнка часто недостаточно приспособлена к «простому запоминанию». Как помочь ребёнку?
С этим трудным вопросом связаны более частные методические проблемы. П.П. Иванов еще в 50-х годах в книге «Методика правописания безударных гласных в начальной и средней школе» сформулировал некоторые проблемы обучения непроверяемым написаниям, которые сохранили свою актуальность до настоящего времени.
Слайд 7. В числе этих проблем можно назвать следующие:
о сочетании различных видов восприятия при закреплении слов;
о силе первичного восприятия графического образа слова;
о количестве слов, предлагаемых для изучения на одном уроке;
о необходимости определения количества и системы тренировочных упражнений на этапе закрепления для отдельных классов и отдельных учащихся.
Анализ приёмов словарной работы в начальной школе привел к выводу, что всё её многообразие в большинстве случаев сводится к отработке правописания конкретной языковой единицы, делая акцент на орфографию, пренебрегая лексической стороной. А ведь одной из причин частности ошибок в словах с нерегулируемыми написаниями является непонимание их лексического значения. В связи с этим зачастую учащиеся механически заучивают орфограммы в таких словах, не соотнося графический образ слова с его смыслом. Отсюда и обилие речевых и грамматических ошибок. Далеко не все учащиеся в случае затруднения обращаются к словарям: орфографическому и тем более этимологическому. Работа над правописанием учащихся приобретает смысл лишь в общем контексте развития речи. Актуальность данной проблемы обусловлена и тем, что на уроках мы часто встречаемся с ответами, бедными в лексическом отношении. А бедная лексика, как известно, сочетается бедным синтаксисом. Скудный словарный запас школьника нередко мешает успешной работе грамотности учащихся начальной школы. При проверке правописания безударных гласных школьники часто не находят необходимых проверочных слов, потому что их нет в активном словарном запасе учащихся.
Слайд 8. Анализ перечисленных выше проблем говорит о том, что в современной начальной школе отсутствует система в организации словарной работы. Актуальность проблемы определила цель: создание системы словарной работы в начальной школе.Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
формировать умения и навыки грамотного написания словарных слов;
развивать письменную и устную речь учащихся;
формировать умение пользоваться толковым и этимологическим словарями в повседневной жизни;
развивать память, логическое и абстрактное мышление, представляя русский язык, как часть окружающего мира;
формировать интерес к предмету.
Слайд 9. Принимая во внимание мнения учёных – методистов, исследовавших проблемы обучения непроверяемых написаний установлено, что у каждого из них представлены отдельные направления работы, а не единая система. Так, например, Н. Н. Китаев раскрыл роль послогового проговаривания, В. П. Канакина разработала лексико-орфографические упражнения, направленные как на запоминание
написания трудных слов, так и на развитие мышления и речи учащихся; П.П. Иванов рекомендует учитывать особенности фонетического слуха, внимания и памяти учащихся. В.В.Ераткина перечислила и охарактеризовала довольно большое количество приемов: запись слов по алфавиту, группировка и запись слов по орфографическим признакам, подбор и запись однокоренных слов других частей речи, подбор синонимов и антонимов, составление словосочетаний, сочинений по опорным словам; О.Н. Лёвушкина разработала методику обогащения словарного запаса и повышения орфографической грамотности учащихся с опорой на этимологический анализ. Всю эту работу можно рассмотреть как единство двух видов направления.
Объединив словарно-лексическое и словарно-орфографическое направления в словарной работе, связанные соответственно с обогащением словарного запаса и формированием навыков правописания, на уроках мы рассматриваем слово одновременно в нескольких аспектах: орфоэпическом, лексико-этимологическом, орфографическом и синтаксическом. Эти аспекты стали этапами работы над словом. Выстраивая этапы работы над словом, учитывая особенности класса, была разработана единая система. В основу, которой заложен алгоритм работы со словарным словом.
Однако этого было недостаточно для прочного запоминания слов. Нужны психологические механизмы, которые помогали бы писать безошибочно слово без предварительного его воспроизведения. Самый удобный вариант, - это использование метода нейролингвистического подхода (НЛП). Работу по этому алгоритму надо начинать с I класса постепенно усложняя этапы закрепления в соответствии с учебной программой. Алгоритм представляет собой 10 этапов. Рассмотрим их подробнее. Обратитесь к листу №3.
Алгоритм работы со словарным словом
Орфографическое проговаривание словарного слова, определение сильной и слабой позиции. Деление на слоги и все случаи переноса этого слова с последующей записью в тетрадь.
Нахождение индивидуального приёма запоминания с опорой на память. При этом каждый может выбрать свой прием запоминания:
проговорить вслух негромко себе по слогам (для учащихся с моторной памятью);
молча посмотреть на слово, прочитывая его про себя, потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным, снова открыть глаза и проверить себя (для учащихся со зрительной памятью);
проговорить слово по слогам соседу по парте или послушать, как слово проговаривает сосед (для учащихся со слуховой памятью).
У каждого человека существует 3 репрезентативные системы, т. е. каждый человек воспринимает информацию через 3 канала:
аудиальный (больше запоминает информацию, которую он услышал);
визуальный (больше запоминает информацию, которую увидел сам);
кинестетический (запоминает информацию, которую почувствовал).
Толкование этого слова и его этимология. Слайд 10-12. (Использование толкового и этимологического словаря) Сначала попытаться выяснить смысл слова, опираясь, на знания учащихся, их предположения, затем использовать наглядность – картинный словарь, помогающий визуально запомнить словарное слово. Лучше усвоить орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Этот приём формирует интерес к слову, к языку, к его истории. Трудность заключается в невозможности иметь полный комплект словарей для всего класса.
Подбор однокоренных слов. (Групповая работа)
Письменный фонетический разбор в полной форме.
Коллективное составление предложений со словарным словом. Запись понравившегося предложения с последующим синтаксическим разбором.
Морфологический разбор словарного слова из записанного в тетрадь предложения.
Склонение этого слова по падежам.
Использование метода ассоциации. Слайд 13-17. Суть метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать и запомнить орфограмму.
Создание рисунка, аппликации, ребусов, стихотворений, кроссвордов, изографов. Слайд 18-37.
В начальной школе особенно целесообразно поэтапное введение и отработка написания слов с непроверяемыми написаниями, так как данная работа способствует достаточно прочному усвоению написания словарных слов. (6 дней)
1 этап (1день). Ознакомление
1.а) Читаю одну из загадок, дети отгадывают её, объясняя отгадку к загадке. Также изучаемое слово может быть выделено из текста, написанного на доске или воспринятого детьми на слух.
б) Предлагаю учащимся рассмотреть карточку-картинку с изображением предмета (например, березы, моркови и т.д.). Ученики называют видимый предмет словом, объясняют его значение, если требуется, находят толкование слова по словарю, затем с помощью учителя объясняет этимологическое значение слова.
2.Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют устно место ударения в нем, устно указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.
3.Запись с выбором «орфограмм», с «окошком» на месте опасного места в словариках учащихся и на доске, с предварительной постановкой ударения в слове.
4.На наборное полотно ставится карточка со словарным словом (либо слово пишется на доске правильно). Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.
5.Вставляют красной ручкой нужную «орфограмму» на месте «окошка», её подчеркивают.
6. Даю установку на запоминание словарных слов.
Слайд 38. 2 этап (2день). Развитие образной памяти.
Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:
1. Заинтересованность.
Легче запоминается то, что интересно.
2. Яркость восприятия.
Лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции.
3. Образность запечатления.
Запоминание, опирающиеся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Все эти условия соблюдаются при запоминании словарных слов предлагаемым способом. Суть его состоит в том, что ребенок, для того, чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты в итоге соответствуют ожиданиям. Описанный способ относится к мнемоническим способам запоминания. Сюда можно отнести стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.
Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит нагромождение образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова. Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запоминать словарные слова, но и развивает воображение.
3 этап (3 и 4 дни). Закрепление написания группы слов с помощью различных интеллектуально-лингвистических упражнений.
Лист 6. На данном этапе используют самые разнообразные задания и упражнения. Если обобщить виды упражнений, используемых для закрепления написания слов с непроверяемыми написаниями, то схема - классификация будет выглядеть следующим образом:
Схема-классификация словарных слов, диктантов, используемых в работе:
Слуховые:
объяснительный;
выборочный;
использование загадок;
использование описательных оборотов;
кратковременный;
запись родственных слов;
запись синонимов и антонимов;
запись слов по смысловому признаку;
группировка и запись по орфографическим признакам;
группировка и запись по морфологическим признакам;
работа над интонацией предложения;
Зрительные:
предупредительный;
объяснительный;
выборочный:
комментированный диктант;
использование загадок;
использование описательных оборотов;
кратковременный;
картинный;
группировка по орфографическим признакам;
группировка по морфологическим признакам;
использование словаря учебника;
запись родственных слов;
подбор и запись слов с иноязычными элементами;
запись синонимов и антонимов;
составление и запись словосочетаний;
запись слов по смысловому признаку;
работа над деформированными словами;
работа с ребусами;
работа над кроссвордами;
использование пословиц;
запись предложения по его схеме;
запись предложения по опорным словам;
дописывание орфографических таблиц;
выборочный ответ;
сочинение по опорным словам;
работа над интонацией предложения;
озаглавливание сочинения, рассказа;
письмо по памяти.
4 этап (5 день) Проверочный диктант.
5 этап (6 день) Работа над ошибками + задание творческого характера на развитие речи.
Я выделила для себя наиболее эффективные приёмы, способствующие обучению непроверяемым написаниям. Многие вам знакомы, обратите внимание на приём № 4 на листе 5. Слайд 39.
1 приём. Запись слов в алфавитном порядке. Это задание предлагаю детям с первого класса. По мере усвоения алфавита задания усложняются, на доске записываются слова на букву «б»: библиотека, бидон, багаж, берёза. Дети записывают слова, придерживаясь алфавитного расположения по второй букве.
2 приём. Диктант с комментированием.
3 приём. Выборочный диктант. Методика: учитель читает вслух текст, в котором встречаются словарные слова, а учащиеся, выслушав предложение, записывают, встретившиеся в нём слова с данными орфограммами. В 3 – 4 классах данный вид работ усложняю: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова с проверяемыми безударными гласными, а в другой с непроверяемыми
4 приём. Выборочный ответ (элемент программированного обучения).
Суть приёма: предлагаю учащимся задание, сопровождая его несколькими ответами, один из которых правильный.
Слова Ответы
1 2 3 4
к.орова о а о а
м.локо а о о а
г.рох о о о о
5 приём. Подбор однокоренных слов – других частей речи.
Например, металл – металлический, аптека – аптечный.
6 приём. Составление и запись слов с «противоположными» орфограммами.
Слова типа: территория- коридор (рр – р). Учитель предлагает написать две – три таких пары, сгруппировав их по наличию двух или одной согласных.
Учащиеся записывают:
рр рСС с
перрон коридор касса трос
терраса директор масса матрос
территория картон шоссе термос
7 приём. Подбор и запись синонимов и антонимов.
Например, при изучении глагола учащиеся подбирают и записывают:
работать-отдыхать, праздновать, мешать-помогать, пособлять.
8 приём. Составление предложений с данными словами.
Этот вид работы практикуется в начальной школе достаточно широко. Он способствует закреплению навыков правописания, обогащению словаря учащихся и усвоению синтаксического строя речи. Полезен этот вид работы и для закрепления непроверяемых написаний.
9 приём. Сочинение по опорным словам.
Близко к предыдущему виду работы стоит сочинение по опорным словам. Оно также может быть использовано в работе с непроверяемыми написаниями.
Так, предлагаю детям написать сочинение по опорным словам на тему: «На вокзале», используя слова: багаж, вагон, вокзал, билет, пассажир, перрон.
Слайд 40. 10 приём. Дописывание орфографических таблиц.
Для закрепления непроверяемых написаний может быть использован прием дописывания таблиц. Например, учащимся начиная со второго класса, можно предложить, пользуясь орфографическим словарем, дописать таблицу:
а о
а а-а о о-о
багаж пассажир сорока колокольчик
… … … …
… … … …
11 приём. Подбор и запись слов с иноязычными элементами.
Познакомив учащихся с некоторыми иноязычными элементами слов, предлагаю задание на подбор и запись других слов с этими элементами. Например, в 3-4 классах после соответствующей беседы и разбора примеров предлагаю подобрать и записать слова с элементами авто-, колл-, грамм-.
Учащиеся записывают:
автодорога коллектив грамматика
автостанция коллекция килограмм
автомобиль редколлегия орфограмма

12 приём. Разгадывание кроссвордов, включающих словарные слова, в урочное и внеурочное время.
13 приём. Творческий диктант.
Методика: читаю развёрнутое определение, а ученики заменяют его единым словом. Например, четвёртый день недели – четверг.
14 приём. Письмо по памяти.
Методика: Дети записывают слова, обозначающие названия инструментов.
15 приём. Диктант с использованием загадок.
Работая над темой «Приёмы изучения слов с непроверяемыми написаниями», я пришла к следующим выводам.
Использование разнообразных приёмов работы над словами с непроверяемыми написаниями переводит школьника из состояния объекта в субъект.
Знакомство с этимологией слова оказывает положительное влияние на развитие орфографической зоркости.
Работа над словарными словами предполагает знакомство со словарями разных видов, что положительно сказывается на общем развитии детей, расширяет кругозор, вызывает интерес к слову.
Изучение словарных слов носит интегрированный характер.
Слайд 41. Очень метко о словарной работе сказал учёный-методист А. В. Текучев: «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведётся она с первого и по одиннадцатый класс».
Слайд 42.