Организация научно – исследовательской деятельности учащихся и особенности их подготовки к олимпиадам

Жукова Любовь Александровна
учитель биологии МБОУ «Калининская СОШ», Усть-Абаканский район, Республика Хакасия


Организация научно – исследовательской деятельности учащихся и особенности их подготовки к олимпиадам

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развивать способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен различать свои способности. Очень многое зависит от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Жажда открытия, стремления прикинуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свой вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Научно – практические конференции в нашем районе проводятся ежегодно. Но чтобы написать стоящий реферат, в котором была более полно отображена исследовательская работа учащихся, этого времени мало. Над рефератом надо работать минимум два года. Поэтому я делаю так:
1) выбираются темы, которые могли бы заинтересовать учащихся.
2) предлагаю эти темы ребятам, которые желают принять участие в научно – практической конференции. Выслушиваются мнения учащихся по предложенным темам, а также предложения самих ребят в написании рефератов по другим темам, которые более интересны для них.
3) выбирается лучший вариант из предложенных тем;
4) научно – исследовательская работа включает:
– индивидуальную работу;
– исследовательскую работу;
– работу с научной, дополнительной литературой.
Таким образом работа представленная на конференцию болжна быть:
– исследовательской;
– актуальной;
– иметь практическую значимость.
5) учитывая это, планируется работа с дополнительной литературой и постановка исследовательской работы.
6) с дополнительной литературой ученик может работать в школе, дома (интернет), в читальном зале библиотек и т.д., но результат этой работы проверяется учителем. А вот исследовательская работа проводится в школе, под руководством учителя, она должна быть актуальной и иметь практическую значимость;
7) в работе должны быть следующие составляющие:
– постановка цели, задачи;
– намечены пути их решения;
– сделаны соответствующие выводы, которые подтверждаются выполнением практической части.
Главное правило участия в научно – исследовательской работе учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Учитываются только личный интерес, личная увлеченность.
Деятельность учащихся в научно-исследовательской работе развивает познавательный интерес и творчества ребят, способствует развитию кругозора в различных областях знаний, прививает навыки самостоятельной работы. А также происходит вовлечение учащихся в научный поиск. Раньше когда подходило время проведения олимпиад каждый учитель выбирал себе учеников. Получалось так, что одного и того же ученика выбирало несколько учителей. Поэтому сейчас для участия в олимпиадах подготовка учащихся делается иначе. Для участия в олимпиаде выбираются учащиеся (из числа желающих) с 6 класса. Затем беседую с родителями о необходимости дополнительной подготовки их ребенка к олимпиаде. Чаще всего родители соглашаются на то, чтобы их ребенок дополнительно занимался по биологии. И если они дали согласие, то тогда будут хорошими помощниками учителя, т.е. дома они контролируют своих детей более серьезно. Если родители отказываются (ученику нужен для боле полного изучения другой предмет), такие ученики готовятся к олимпиаде по другому предмету, но не биологии. Олимпиада проходит в октябре – ноябре месяце. В олимпиаде принимают участие ученики с 7 по 11 классы. Подготовку к олимпиаде начинают во II полугодие. А в сентябре – октябре повторяют пройденный материал. Таким обратом у учеников есть время более серьезно подготовиться к олимпиаде. Участвуют ребята только добровольно, только тогда может быть положительный результат.









13PAGE 15


13PAGE 14- 2 -15




15