Статья на тему: Организация научно-исследовательской деятельности учащихся


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся
Автор: учитель английского языка МБОУ «СОШ №18»
Липовая Анастасия Геннадьевна
За время своей работы мне довелось войти в состав школьного научно-исследовательского общества «Эрудит».
Научное общество учащихся – это система, предназначенная для развития у школьников творческих способностей, позволяющих им в будущем совершать определенные достижения в области науки. Она ориентирована прежде всего на работу с творчески одарёнными детьми, усиленно осваивающими общеобразова-тельную программу и стремящимися к дальнейшему интеллектуальному росту.
Тема моей научно-исследовательской деятельности: Влияние использования проектной деятельности на повышение мотивации к изучаемому языку.
Цели (которые я ставила перед собой): направить учащихся на приобретение умений и навыков в научно-исследовательской и научно-экспериментальной деятельности под руководством научного руководителя; повысить мотивацию к изучаемому языку; вовлечь в проектную деятельность учеников разного уровня подготовки.
Ожидаемые результаты: составление примерной программы проектной деятельности на уроках английского языка и во внеурочное время для разных возрастных групп, рекомендации по организации и проведению занятий английского языка с применением проектно-исследовательской деятельности.
Очевидным стал тот факт, что вовлечение в исследовательскую работу нужно начинать не в старших классах, а значительно раньше. Таким образом, необходимо уделять больше внимания для формирования навыков научного и исследовательского труда.
Над индивидуальной темой исследования ученики могут работать в течение двух-трёх лет, что позволяет им глубоко изучить исследуемую проблему и выполнить работу на достаточно хорошем уровне, который дает возможность стать участником научно-практических конференций и фестивалей учебно-исследовательских проектов на уровне школы, города и России.
Работа в рамках научного общества дает возможность каждому ученику совершенствовать свои знания в выбранной предметной области, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в научно-исследовательской и научно-экспериментальной деятельности под руководством научного руководителя. Участие в научных конференциях и фестивалях проектов способствует ознакомлению с работами других учеников, предоставляет ценный опыт развития коммуникативных способностей, учит умениям выдвигать и логически обосновывать свои предположения, представлять альтернативные объяснения, доказывать свою точку зрения, соглашаться с оппонентом. Все это, в свою очередь, доказывает актуальность и необходимость вовлечения учащихся в научно-исследовательскую деятельность.
Предмет "иностранные языки" в школе решает разные задачи. Независимо от того, какой язык изучают дети, мы знаем, что иностранный язык – язык иной страны развивает внимание, память, наблюдательность, расширяет кругозор учащихся.
Изучение иностранного языка приобщает учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего и других народов, тем самым решается задача гуманизации образования.
При изучении иностранных языков наиболее значимые результаты даёт метод проектов. Он позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
Методика проектного обучения широко используется в каждой школе для обобщений знаний и умений по изученной теме. В нашем понимании проект – это творческая деятельность школьника, соответствующая его физиологическим и интеллектуальным возможностям, с учётом требований, предъявляемых государственным стандартом.
Цель проектов – способствовать формированию системы знаний и умений, воплощённых в конечный интеллектуальный продукт; содействовать самостоятельности, умению логически мыслить, видеть проблемы и принимать решения, получать и использовать информацию, заниматься планированием, развивать грамотность и многое другое.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества.
Учёная-исследователь в области современных технологий обучения Е.С. Полат считает, что метод проектов при наличии определённых условий может быть использован в любом типе школ, на любом этапе обучения, если он соответствует следующим требованиям:
Наличие значимой в исследовательском плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения;
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
Самостоятельная деятельность учащихся: индивидуально, в паре, в группах на уроке и вне его;
Структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов и распределением ролей;
Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы решения обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
В ходе нашей научно-исследовательской деятельности мы старались реализовать использование метода проектов в полном объёме, в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями. При выборе тем проектов мы также основывались на диалоге культур, старались не ограничиваться рамками только английского языка, а, наоборот, использовать метапредметные связи с другими дисциплинами школьной программы.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть необходимость и актуальность использования научно-исследовательской деятельности, в том числе метода проектов, на современном этапе обучения школьников. Тем более что в рамках обучения по ФГОС эти два метода являются неотъемлемой частью школьной программы, направленной на развитие всесторонне развитой личности.Приложение
План работы школьного научного общества «Эрудит»
на 2013-2014 уч.год
Руководитель проекта: учитель английского языка Липовая А.Г.
Возраст участников проекта: 9А, 10Б, 11А классы.
Тема проекта: Нью-Йорк, Нью-Йорк
Тип проекта: информационно-исследовательский, а также он содержит некоторые этапы и направления практико-ориентированного и творческого проекта; по комплектности – это межпредметный проект; по количеству участников –это коллективный проект и по продолжительности – проект средней продолжительности .
Вид проекта: информационный стенд, презентация, рекламный буклет, макет небоскреба.
Цели проекта: - решить поставленную проблему, т.е. помочь выбрать необходимую и интересную информацию желающим посетить Нью-Йорк, дать им некоторые советы;
-с помощью соц.опроса выяснить, много ли людей на самом деле мечтают поехать в город, который известен всему миру своими небоскребами,
-а также узнать есть ли у нас в саратовской области что-то похожее.
Задачи проекта: - обучение работе с источниками информации,
-формирование навыков поисково-исследовательской деятельности,
- помощь в формировании системы знаний и умений, воплощенных в конечный интеллектуальный продукт;
- развитие самостоятельности школьников, умения логически мыслить, видеть проблемы, принимать решения, получать и использовать информацию,
- развитие коммуникативных способностей, умений выдвигать и логически обосновывать свои предположения, представлять альтернативные объяснения, доказывать свою точку зрения, соглашаться с оппонентом,
- развитие творческих способностей,
- развитие эстетического вкуса,
- развитие навыков сравнительного анализа
Направленность проекта: социокультурное воспитание личности.
Продолжительность проекта: 7 месяцев
Краткое описание проекта: поиск и обработка необходимой информации, сравнительный анализ данных теории, соц.опроса, оформление презентации и информационного стенда.
Актуальность: выбранной нами темы обусловлена тем, что в современном мире люди могут свободно ездить за границу, но далеко не все, кто путешествует, владеют нужной информацией о выбранном месте. Именно эту проблему мы и взяли за основу нашего проекта.
План проектной деятельности:
№ дата Этап проекта Содержание проекта Форма проведения
1 2.10.13 Подготовительно-организационный Определение темы исследования, ключевых понятий проекта. Соц.опрос учащихся об интересующих их темах, обработка данных
9.10.13 составление подробного плана работы над проектом Круглый стол
2 16.10.13 Первично-проектировочный Обсуждение путей сбора информации. коллективная
23.10.13 формирование групп, распределение ролей в группах коллективная
3 6.11.13 практический Осуществление поисково-исследовательской работы, сбор необходимого материала Групповая, индивидуальная
13.11.13 Осуществление поисково-исследовательской работы, сбор необходимого материала Групповая, индивидуальная
20.11.13 Осуществление поисково-исследовательской работы, сбор необходимого материала Групповая, индивидуальная, парная
27.11.13 Сравнительный анализ собранного материала Групповая, индивидуальная
4.12.13 Проведение соц.опроса в школе Групповая, индивидуальная
11.12.13 Проведение соц.опроса в соц.сетях Групповая, индивидуальная, парная
18.12.13 Оформление данных соц.опросов, работа учителя с каждой группой Работа в группах
25.12.13 Обработка собранного материала Групповая, индивидуальная
15.01.14 Обработка собранного материала, работа учителя с каждой группой Групповая, индивидуальная
22.01.14 Проведение сравнительного анализа Нью-Йорка и Саратовской области Групповая, индивидуальная
4 29.01.14 презентационный Оформление всего материала в презентацию коллективная
5.02.14 Оформление всего материала в презентацию Коллективная, групповая
12.02.14 Оформление всего материала в презентацию Групповая, работа учителя с группами
19.02.14 Разработка макета информационного стенда Групповая, парная
26.02.14 Подготовка информационного стенда Групповая, парная
5.03.14 Выбор наиболее интересного материала и оформление информационного стенда коллективная
12.03.14 Выбор наиболее интересного материала и оформление информационного стенда групповая
19.03.14 Разработка основных правил поведения для туристов Мозговой штурм
9.04.14 Оформление рекламного буклета для туристов Групповая, коллективная
16.04.14 Оформление рекламного буклета для туристов Групповая, коллективная, индивидуальная
23.04.14 Обсуждение презентации проекта и полученных результатов Групповая, коллективная
30.04.14 Разработка макета небоскреба Круглый стол, коллективная7.05.14 Оформление макета небоскреба Коллективная, групповая
5 14.05.14 контрольный Презентация проекта, оценка результатов проекта, оценка усилий каждого ученика и групп в целом Коллективная, круглый стол
21.05.14 Устранение возможных недостатков, планы на следующий учебный год Коллективная, групповая, круглый стол