Разработка урока «Рогоз. Изготовление куклы — оберега»


План урока по предмету «Народные промыслы России»
Профессия: «Изготовитель художественных изделий из дерева»
Тема: «Рогоз. Изготовление куклы - оберега»
Цель: 1). Научить изготовлению куклы – оберега из болотной травы рогоз.
2)Формировать общие и профессиональные компетенции, интерес к народным промыслам России и традициям коми-пермяцкого народа, развивать в деятельности творческий подход по выполнению отдельных операций; развивать чувство меры, соотношения и пропорции.
3) Воспитывать интерес к своей профессии, бережное отношение к природе.
Задачи:
Познакомиться с календарными обрядами, где использовали куклу из травянистых растений
Подготовить рабочее место к обработке материала рогоз, инструменты.
3.Изготовить из рогоза куклу - оберег.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Оборудование и материалы:
Ноутбук, проектор, емкость для горячей воды, полотенце, нити красного цвета, ножницы, рогоз.
Межпредметные связи :Рисунок, живопись, лепка
Ход урока:
I Организационный момент.
1. Приветствие
-Добрый день, ребята. Сегодня наше занятие начну с высказывания:
«Можно сказать, что каждый человек учиться быть человеком. Чтобы жить в обществе, ему не достаточно того, что дает ему природа при рождении. Он должен еще овладеть тем, что было достигнуто в процессе исторического развития человеческого общества»
А.Н.Леонтьев.
2.Сообщение темы, цели и задач урока.
3. Подготовка к уроку.
II.Основное содержание
Закрепление пройденного материала
Проверка домашнего задания ( письменный опрос)
1.Назовите народные промыслы на территории Коми-Пермяцкого округа в прошлом и настоящем.
2.Назовите два способа нанесения рисунка в технологии набойки
3. Какой вид вышивки применялся на рубахах, что вышивали в узорных полосах и какого цвета?
4. Какие два вида ткачества применяли коми-пермяки в национальных костюмах и изделиях (полотенце, скатерть, головной убор)?
Устно
1. Вспомним старинную технологию набойки Коми-пермяков.
2. Расскажите, что изображали в набойке ткани на сарафанах
Изучение нового материала
Преподаватель:
Традиционная народная кукла почти не изменилась, с давних пор, как ее придумали наши предки. Кукла бережно передавалась из рук в руки - от матери к дочери, от бабушки к внучке.
В куклы играли до замужества, используя разный материал: рогоз, солому, ткань, деревянную щепку. Одевали в одежду из остатков ткани, разноцветных лоскутков, применяли мех, пуговицы, бусины, за концы рук подвязывали веревочку.
Куклы помогали человеку на протяжении всей его жизни: с ними справляли календарные обряды.
-Какой вы знаете обряд, который проходит до сих пор с наступлением весны у нас в России?
Обучающийся:
Обряд « Масленица»
-У русского народа по всей Руси существовал обычай: целую неделю праздновать масленицу, пекут и едят блины. Блин – символ красного солнышка, приход нового года, с приходом весеннего тепла. В последний вечер, перед проводами масленицы, сходятся у кого-то в избе и всем миром изготовляют из соломы куклу – масленицу, одевают ее в ветошь.
На другой день катают ее в санях с горы, а в конце веселья провожают всем селом с песнями и гиканьем, потом сжигают на костре, а вместе с ней и свою лень.
Преподаватель:
-Есть еще один обряд «Вознесенье»
На «Вознесенье»(28 мая) молодые девушки шли погулять с подружками в лес, дарили друг другу куклы « Кукушкины слезы». Кукушка считалась птицей, которая связывает два мира: невидимый мир предков и мир живых людей. И кукла тоже умела невидимое для человека делать видимым. Эти куклы хранили до следующего «Вознесенья». Сохранилась поговорка «Еще кукушка не от куковала, а подружка убежала» ( вышла замуж)
Звучит песня «Травы, травы»
Слова студентов:
-Травы издревле обували, одевали человека ,кормили, лечили, согревали от непогоды.
-Даже хлеб - великий дар травянистых растений. Но не хлебом единым жив человек.
Преподаватель:
-В глубокой древности человек приглядываясь к травянистым растениям, подметил, что если их увлажнить, то растения становятся гибкими и пластичными.
-Для вас, сегодня подготовила волшебное лукошко. А ну-ка заглянем в него, что же в нем находится?
Ответ обучающихся.
Преподаватель:
-Да, в ней домашние обереги: добрый молодец, девушка - это куклы, изготовлены мной из болотных растений. Раньше наши предки не рисовали куклам лица. Считалось, что кукла, имеющая часть лица, становится частью нечисти и может принести вред. Безликая кукла защищает хозяина от сглаза и нечистой силы, являясь оберегом. Хозяюшка куклы – берегини, поговаривала: « Отвернись зло, повернись добро» и три раза поворачивала куклу. Такие куклы изготавливали мы в детстве с бабушкой, место, где я живу - Заболотно, повсеместно вокруг заболоченные места, канавы у лесных дорог, река Кува, где и произрастает рогоз. Заготовить рогоз можно в конце августа, в сентябре. Сохнет рогоз под навесом, в тени.
III. Самостоятельная работа
1 этап – подготовительный, трава рогоз укладывается в емкость и замачивается горячей водой на 10-15 минут (заранее перед уроком)
Преподаватель:
Мастер-класс
2 этап - Выполнение творческого упражнения студентами. Изготовление куклы
Демонстрация изделий из рогоза народных мастеров через проектор.
Плакат-схема по изготовлению куклы
- Из емкости берем рогоз, подобарать по цвету, пучок собрать в руке , отжать рогоз от лишней влаги.
-Оставить с конца пучка 2-3 см, перевязать прочной нитью.
-Разделить пучок на две части, вывернуть в обратную сторону, формировать голову объемом, перевязать на месте шеи.
- Основа пропорций голова - по пропорциям в тулово входит 6 частей, промерять и отрезать лишнюю длину рогоза.
- Набрать второй пучок - формируем руки, по пропорциям 5 частей головы. Пучок с двух концов перевязать.
-Второй пучок вложить под прямым углом первого пучка внутрь.
-Перевязать по линии талии, а затем крест - накрест по линии грудной клетки.
-Для создания прически, листья рогоза продернуть через форму головы и переплести косу.
-У коми-пермяков красный цвет, по значению имел от нечисти защиту, перевязываем красной нитью и думаем какие пожелания вами будут заложены в эту куклу – оберег.
VI. Итог урока
Просмотр
-А теперь подведем итоги, на один стол выложим ваши работы на просмотр.
Выводы: выбираем чья работа получилась в соотношении пропорций , аккуратной, творческой. Самооценка. Вручение награждений - красная тесьма для косы куклы.
Домашнее задание:
а) Разработать сюжетную куклу, в действии.
б) Обрядить куклу в национальную одежду.
Рефлексия
-Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята, что нового вы узнали и чему научились? Вам понравилось?
-Молодцы, все справились. Спасибо за занятие. До новых встреч!