Конспект урока литературное чтение на тему Из старинных книг: К. Ушинский « Гусь и Журавль», Л. Толстой «Зайцы и лягушки»(1 класс)


Конспект
урока литературного чтения в 1 классе
Конспект заверен
учителем /_______________
подпись Ф.И.О.
методистом /_______________
подпись Ф.И.О.
Дата проведения урока –
Отметка за урок - _______________ __________
подпись
Код Наименование результата обучения Основные показатели оценки результата Оценка Подпись
ПК 1.1 Определять цели и задачи, планировать учебные занятия. ОПОР 1.1.1 Соответствие заявленной в проекте цели полученному результату
ОПОР 1.1.2 Соблюдение технологической последовательности алгоритма проекта ПК 1.2 Проводить учебные занятия. ОПОР 1.2.1 Соблюдение этапов реализации урока заявленным целям и задачам ПК 1.3 Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. ОПОР 1.3.1 Использование педагогического контроля для оценивания процесса и результата обучения ПК 1.4 Анализировать учебные занятия. ОПОР 1.4.1 Соблюдение требований, предъявляемых к анализу урока. ПК 1.5 Вести документацию, обеспечивающую обучение по образовательным программам начального общего образования. ОПОР 1.5.1 Соблюдение требований к структуре портфолиоОПОР 1.5.2 Соблюдение требований к планированию урока Тема: Из старинных книг: К. Ушинский « Гусь и Журавль», Л. Толстой «Зайцы и лягушки»
Цели урока:
Образовательная – ознакомление со сказками К. Ушинского «Гусь и журавль» и JI. Толстого «Зайцы и лягушки»;
Развивающая – развитие навыков сознательного, выразительного и правильного чтения;
Воспитательная – формирование интереса к урокам литературного чтения.
Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний и умений
Универсальные учебные действия:
Регулятивные
1. Принимать и сохранять учебную задачу;
2. Оценивать результаты своих действий.
Познавательные
1. Умение выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
2. Научатся читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги;
Коммуникативные
1. Участвовать в элементарных диалогах;
2. Отвечать на простые вопросы учителя.
Планируемые результаты:
1. Предметные
- определять последовательность событий в сказке;
- называть героев сказки и оценивать их поступки.
2. Личностные
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
3. Метапредметные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с  использованием учебной литературы.
Ресурсы :1. Основные: УМК « Школа России », учебник литературного чтения 1 класс.
2. Дополнительные: портреты авторов.
Ход урока.
Этап урока,
виды работ Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I. Организационный этап
1. Приветствие
2.Проверка готовности рабочего места
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Начинается урок.
Мы сегодня с вами дружно
В путешествие пойдём,
И с хорошим настроеньем
В страну сказок попадём.
- Наведите порядок на рабочем месте, приготовьте все необходимое к уроку.
- приветствие
- готовность к уроку II. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. 1.Вступительная беседа
2. Литературная викторина «Узнай сказку»
3. Беседа о сказках - Сегодня у нас не совсем обычный урок.  Мы вспомним  много знакомых сказок и познакомимся с произведениями из старинных книг.
- Ребята, скажите,  а где можно встретиться со сказкой?
- Любите ли вы читать сказки? Почему?
- Ребята, а как вы думаете почему говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»?
- Молодцы, ребята.
- А сейчас у вас будет литературная викторина, которая называется « Узнай сказку»
- Ребята, а много сказок знаете вы?
- Отгадайте, о какой сказке идёт речь?
1.«Кто-то за кого-то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть,
Ох, засела  крепко.
Но ещё помощники скоро прибегут
Победит упрямицу дружный общий труд».
2. «Колотил да колотил
По тарелке носом
Ничего не проглотил
И остался с носом»
- Как вы понимаете значение выражения слов «остался с носом»?
- Слушаем следующую сказку.
3. Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
- Молодцы, ребята.
- А что объединяет эти сказки? Кто их написал? Сочинил?
- Какие еще русские народные сказки вы знаете?
-А как называются сказки, написанные писателями?
-Каких писателей сказочников вы знаете?
- в книгах, мультфильмах, кино
-Сказки читать интересно. Там всё волшебное, происходят разные чудеса и приключения. Животные умеют разговаривать
- потому, что сказка – это неправда, в жизни этого не бывает. Но в ней есть народная мудрость, которая учит нас быть дружными, добрыми, смелыми
- да
- «репка»
- «лиса и журавль»
остался ни с чем, нечего не получил
- «колобок»
это русские народные сказки
«Царевна лягушка», «По щучьему велению», «Гуси – лебеди»
- авторские или литературные
- А.С.Пушкин, К.И.Жуковский, С.Я. Маршак, Е.Чарушин. III. Динамическая пауза - Мы с вами хорошо потрудились, пора и отдохнуть.
Потрудились – отдохнем,
Встанем глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Влево, вправо поворот
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
Тихо сели, к работе – приступили. выполняют упражнения за учителем
IV. Обобщение и систематизация знаний
1. Работа по учебнику - Наше путешествие продолжается. Откройте учебник на странице 58.
- Кто автор первой сказки?
- А кто знает, как зовут Ушинского?
- Сейчас я вам расскажу небольшой отрывок биографии Константина Дмитриевича Ушинского. Послушайте меня внимательно и тихо.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) был учителем всех учителей, составителем учебников для детей «Детский мир», «Родное слово», очень много писал для детей. Первая книга, составленная Ушинским, называлась «Детский мир» и предназначалась для ребят 10-11 лет. В этой книге были разделы «Первое знакомство с родиной», «Из русской истории» и др. Входили в книгу также стихи, басни, отрывки из произведений русских писателей. Через три года он создал еще одну книгу – «Родное слово». Она была адресована детям 6-9 лет, поэтому состояла из азбуки и двух книг для чтения. В этом учебнике было особенно много поговорок, пословиц, скороговорок, загадок. Еще совсем молодой Ушинский записал в дневнике: «Сделать как можно больше пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все мои способности!» - К. Ушинский
- Константин - Сейчас я вам прочитаю сказку К. Ушинского «Гусь и журавль», а вы послушайте меня внимательно, потом я вам буду задавать вопросы.
- Какую важную мысль автор сообщает читателям?
-Почему журавль назвал гуся « глупой птицей»?
-Как нужно читать слова гуся – громко или тихо? Почему?
-Сейчас вы будете читать по цепочке, по одному предложению. Начинай читать_____.
- Продолжай читать _________
- Молодцы, ребята.
- А какими словами гусь восхищается собой?
- Сейчас вы почитаете по абзацам. Первый абзац начинай читать __
- Следующий абзац _______
 - Следующую сказку написал Лев Николаевич Толстой.
- Сейчас вы будете читать. Кто-то будет начинать, а кто-то продолжать, так что будьте внимательны и следите. Потом я вам задам вопросы.
- На что жаловались зайцы?
- Сейчас попробуем почитать сказку по ролям. За автора будет читать _____, а слова зайцев будет читать _____ .(2 раза)
- А теперь ответьте мне на вопросы.
- Как же зайцам удалось преодолеть свой страх?
-Чему научила вас эта сказка?
- Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали. - слушают сказку
- лучше знать что – нибудь одно хорошо, чем всё, да плохо,
не надо хвастаться.
- высказывают свое мнение
- чтение по цепочке
- «Какая я, право, удивительная птица! И  хожу-то я по земле, и плаваю-то по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!»
- чтение по абзацам

- отвечают на вопросы
- чтение по ролям
- высказывают своё мнение V. Рефлексия учебной деятельности -Наше путешествие в мир русской народной и авторской сказки завершается.
Всем спасибо за старанье,
За задор, за прочность знаний
И за сказок всех познанье.
- Ребята, у вас на партах лежат цветные кружки:
зелёный кружок – мне на уроке было легко и у меня всё получалось;
жёлтый кружок – все получилось, но испытывал затруднения,
красный кружок – у меня ничего не получилось, и я испытывал трудности.
подводят итоги урока
оценка эмоционального состояния VI. Информация о домашнем задании - а теперь открываем свои дневники и записываем домашнее задание.
- страница 58-59 читать и ответить на вопросы 4, 5. записывают домашнее задание