Тех.карта урока «РАССМАТРИВАНИЕ КРОВИ ЧЕЛОВЕКА И ЛЯГУШКИ ПОД МИКРОСКОПОМ»


Технологическая карта урока №2
Тема урока: «РАССМАТРИВАНИЕ КРОВИ ЧЕЛОВЕКА И ЛЯГУШКИ ПОД МИКРОСКОПОМ»
Цель урока для ученика определить эритроциты человека и лягушки
Задачи для ученика:
Знать определение внутренней среды, тканевая жидкость, лимфа
Характеризовать эритроциты человека и лягушки
Развивать умения работать с микроскопом и микропрепоратами
Делать выводы об функциях эритроцитов
Цель урока для учителя: сформировать у школьников знания об особенностях строения эритроцитов в связи с выполняемыми функциями
Задачи для учителя:
Дать учащимся определения терминов: плазма крови, эритроциты, функции эритроцитов
Сравнивать эритроциты крови человека и лягушки
Развивать умения работать с микроскопом и микропрепоратами
Формирование у учащихся правильное представление об внутренней среде организма
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: лабораторная работа
Методы обучения: самостоятельная работа
Оборудование; микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки, карта лабораторной работы.
Деятельность учителя и учащихся на уроке:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Проверка д/з или актуализация знаний Фронтальная беседа (актуализация знаний):
Что называется внешней средой?
Что называется внутренней средой?
Каков состав внутренней среды?

Какое значение имеет внутренняя среда организма?
Отвечают на вопросы на листочках
Изучение нового материала Слайд 3
Давайте вспомним: Что такое кровь?
Кровь человека – это подвижная ткань, состоящая из жидкого межклеточного вещества – плазмы и взвешенных в ней форменных элементов – эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов.
Слайд 4
Плазма крови
Плазма крови состоит из воды, в которой растворены вещества — белки (7—8 % от массы плазмы) и другие органические и минеральные соединения. Основными белками плазмы являются альбумины — 4—5 %, глобулины — 3 % и фибриноген — 0,2—0,4 %. В плазме крови растворены также питательные вещества (в частности, глюкоза и липиды), гормоны, витамины, ферменты и промежуточные и конечные продукты обмена веществ, а также неорганические ионы.
В среднем 1 литр плазмы человека содержит 900—910 г воды, 65—85 г белка и 20 г низкомолекулярных соединений. Плотность плазмы составляет от 1,025 до 1,029, pH — 7,34—7,43.
Слайд 5

Слайд 6

Эритроциты
Сегодня мы с вами познакомимся с клетками крови человека и лягушки
Прочтите материал учебника на с. 118 и ответе на вопрос: Какие функции выполняют эритроциты?
Эритроциты – это важнейший компонент крови.
Покоящийся эритроцит человека имеет форму двояковогнутого
диска, его толщина краевой зоне составляет 1,9-2,5 мкм, а в центральной части – 1 мкм. Такая форма эритроцитов обеспечивает
большую поверхность для поглощения газа и минимальное
механическое напряжение мембраны при изменении объема клетки.
Основной функцией эритроцита является участие в газообмене;
поглощение кислорода гемоглобином в легких, транспортировка и
отдача кислорода органам и тканям.
Эритроциты участвуют в водном и солевом обмене.
1. Гемоглобин состоит из четырех белковых нитей.
2. К каждой нити прикреплен один гем.
3. Гем. содержит атом железа и способен удерживать одну молекулу кислорода.
Какая главная функция эритроцитов?
Слайд 10
Главная функция эритроцитов и гемоглобина – перенос кислорода от легких к другим органам. Присоединяя кислород, гемоглобин из синеватого становится алым. Поэтому кровь, в которой много кислорода, имеет алую окраску.
Цель нашей лабораторной работы, изучить строение эритроцитов крови человека и лягушки.
Сравнить строение эритроцитов крови человека и лягушки и определить значение выявленных
различий.
Правила пользования микроскопом:
1. Вращая зеркальце, добейся полного освещения поля зрения на маленьком увеличении.
2. Помести готовый микропрепарат на предметный столик и закрепи его.
3. Глядя на предмет сбоку, осторожно опусти тубус на расстояние 1- 2 мм от объекта.
4. Глядя в окуляр, при помощи винта поднимай тубус, пока не появится четкое изображение.
Ход работы.
1. Изучить на большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека. Найдите эритроциты, обратите внимание на их окраску, форму. Зарисуйте в тетради 2-3 эритроцита.
2. Изучите микропрепарат крови лягушки при малом увеличении микроскопа. Обратите внимания на размеры и форму эритроцитов, зарисуйте их.
3. Сравните эритроциты человека и лягушки; результаты наблюдений занесите в таблицу.
4. Сделайте вывод: почему кровь человека переносит в единицу времени больше кислорода, чем кровь лягушки. В каком направлении шла эволюция эритроцитов у позвоночных животных?
Признаки сравнения Эритроциты человека Эритроциты лягушки
размеры Форма (рисунок) Количество в 1 куб.мм. 600000
Наличие ядра Отвечают на вопросы по теме прошлого урока
Работа с учебником
Записывают определение в тетрадь
Отвечают на вопрос устно
Выполняют лабораторную работу самостоятельно
Закрепление Рефлексия Подведение итога урока Дают сравнения клеток эритроцитов человека и лягушки
Д/з Домашнее задание: ст. 116-118
Заполнить таблицу и сделать выводы по лабораторной работе Записывают д/з в дневник