Статья Дидактическая игра на уроках в начальной школе как средство формирования познавательной активности.

« ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».
Современному обществу необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально - значимым качеством личности и формируется в учебной деятельности. Не вызывает сомнения тот факт, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Тем не менее, как показывает педагогическая практика, дети очень часто не хотят идти в школу.
У младших школьников отсутствует интерес к процессу познания, им не интересно получать новые знания, узнавать что-то новое. Данное обстоятельство порождает достаточно серьезную социально-педагогическую проблему нашего общества, которая усугубляется тем, что учителя все реже стремятся вызвать интерес к учебной деятельности и не включают в процесс обучения средства, которые ее повышают.
Дидактическая игра является наиболее эффективным методом обучения, способствующим формированию и повышению уровня познавательной активности.
Особенность дидактической игры как средство обучения заключается в огромном ее влиянии на активизацию учебной деятельности младших школьников. Но, увлекаясь формой, ребенок не всегда осознает дидактическую значимость игры. Следовательно, необходимо учитывать педагогические условия, при которых данный метод повысит качество познавательной деятельности.
Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность [8].
Познавательная активность - явление разнообразное и многоликое. Но речь в данном случае идет о специфической, специально организованной познавательной, в педагогической реальности, познавательной деятельности.
ПА как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, познавательная активность – это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой стороны – познавательная активность рассматривается как результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося.
Чтобы учащиеся в познавательной деятельности были активны, в педагогике определены способы, которые формируют и повышают активность школьников. Это, прежде всего активные методы обучения. К ним относятся: дидактические игры, соревнования, самостоятельные творческие работы и т.д. Они помогают увлечь учащихся, как содержанием, так и самой формой проведения занятий.
Так же к способам формирование познавательной активности относятся: осуществлении межпредметных связей в учебном процессе, формировании учебной мотивации, создание ситуации успешной деятельности.
Обобщая все вышесказанное, можно характеризуя уровни познавательной активности одновременно раскрыть направления работы, способствующие росту активности учащихся и переходу с одного уровня на более высокий.
Нулевой уровень. Учащимся с данным уровнем не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. При восприятии учебной задачи эти учащиеся не проявляют заинтересованности, готовности включиться в работу; не приступают к выполнению без подсказки или напоминания учителя, одноклассников; обычно оказываются не в состоянии решить предложенную учебную задачу и даже не пытаются искать собственное решение.
В классе, где учащихся с нулевым уровнем познавательной активности большинство, учителю нужно проводить минутки психологической разминки или «эмоциональной подзарядки».
Относительно-активный уровень. У учащегося данного уровня заинтересованность проявляется только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами преподавания. Включение их в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью и не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Такие ученики охотно приступают к новым видам работы, при затруднениях также легко теряют интерес к учению. Эпизодически они могут удивлять учителя быстрыми правильными ответами. Внимание таких учащихся можно «держать» вопросами, которые задают сами дети. Можно ввести (практически на любом уроке) правило: в конце урока ученики должны задать 5-6 вопросов по теме урока. Это несложное задание помогает школьникам выполнять главное и «включаться» в тему на протяжении всего урока.
Такие ученики любимы учителями, они систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает педагог. Они достаточно осознанно воспринимают учебную загадку, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают преимущественно самостоятельно. Именно на таких учеников опирается учитель при изучении новой темы; эти школьники выручают его в трудных учебных ситуациях (открытые уроки, посещение администрации и т.п.). Главное учебное достоинство этих учащихся – самостоятельность. Однако и у этих учеников есть проблемы. Одни называют их «зубрилками» за усидчивость и прилежание. Другим кажется, что детям с активным познавательным уровнем учеба дается легко. Такая кажущаяся легкость – результат более ранних усилий ученика, его умение сосредотачиваться внимательно, знакомиться с условиями задания, актуализировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант. В эту группу учеников входят и те, кто мыслит «инсайдами», озарениями. Иногда такие дети не проявляют особой активности, но неожиданно для учителя и всех окружающих они демонстрируют очень высокий уровень знаний. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми учащимся. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема актуализации познавательной деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Основными приемами, стимулирующими учащихся с исполнительски-активным уровнем, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации [29].
Работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности, отличается от всего вышесказанного, что высокие способности или одаренность, зависят от врожденных задатков.
В педагогической теории и практике существует множество подходов к обучению, способствующих развитию познавательной активности школьников. Один из них – дидактическая игра. Как отмечают многие исследователи (В. М. Букатов, О. С Газман, Д. Н. Кавтарадзе, М. В. Кларин, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров, С. А. Шмаков и др.), дидактическая игра позволяет повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, облегчить процесс приобретения новых знаний и умений. Именно в игре педагог часто становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся, взаимодействия школьников с учебным материалом, друг с другом и с учителем, которое строится как учебно-познавательное; учитель выступает как организующее начало в самостоятельном познании материала школьниками [23].
Дидактическая игра выполняет несколько функций:
обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).
Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, положительного отношения к труду, для исправления в поведении отдельных детей и для многого другого. Все эти эффекты опираются на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.
Можно выделить следующие аспекты развития личности ребенка:
В игре развивается мотивационно-потребностная сфера, возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребенка, чем личные.
Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм, ребенок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает, в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознанию и самооценки.
Развивается произвольность поведения, разыгрывая роль, ребенок стремится приблизить ее к эталону: воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребенок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребенку постигать и учитывать нормы и правила поведения.
Развиваются умственные действия, формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребенка [18].
Дидактическая игра
· явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры
· дидактическая задача, которая определяется целью обучающего воздействия. Познавательное содержание черпается из школьной программы.
Наличие дидактической задачи или несколько задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется педагогом и отражает его обучающую деятельность.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи
· дидактическая и игровая
· отражает взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия [2].
Одним из основных элементов дидактической игры являются правила игры.
Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя, правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Соблюдение правил игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.
Для использование дидактических игр, характерны следующие этапы:
Ориентация: учитель представляет тему, дает характеристику игре, общий обзор ее хода и правил.
Подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой.
Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.
Обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируется положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменения ее правил [25].
Таким образом, мы убедились, что дидактическая игра, так же как и другие виды игр, оказывает значительное влияние, на развитие личности младшего школьника. В правильно организованной и тщательно продуманной игре, ребенок участвует с большим желанием и интересом.