Консультация Игры и упражнения для развития слогового анализа


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Игры и упражнения для развития слогового анализа Слоговый анализ – важный этап ознакомления ребенка со звуковой стороной слова. Слог выступает в качестве единицы чтения и письма. Чтобы правильно передать на письме звуковой состав слова (без пропусков и перестановки букв), прежде всего надо разделить слов о на слоги. Учитель - логопед Скворцова Т.В. «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» Серия «По совету логопеда» 5. Вспомнить слова, которые начинаются на слог – ба: ба - нан, ба - ран, ба - тон, ба - бушка, ба - рабан 6 . Придумать чистоговорку по образцу: шо - шо - шо – хорош о; ши - ши - ши - … 7. Подобрать рифму к словам: зайка - …, мак - … . кот – рот, сало – мало, Маша – каша, печка – речка … Чтобы выполнить такие задания, ребенок должен проделать активную мыслительную работу, правильно употреблять слова, отобрав из них наиболее точные. Ребенок может также придумывать задание – загадки для взрослых. Педагог просит ребенка описать предмет (слов о из 2 слогов), не называя его. Ребенок говорит: «Это школьный предмет. Его носят в портфеле. Форма у него продолговатая. Название начинается на звук – р , а всего в слове 2 части». Педагог отгадывает: ручка. Типы заданий: 1. Игры на закрепление операций слогового анализа. 2. Игры и задания по развитию слогового синтеза. 3. Смешанные задания на анализ и синтез слов. 4. Игры и задания на развитие представлений Игровое упражнение 1 . Определить слово или предложение, произнесенное по слогам. 2. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА…, КА…, ДА…, ПА…, НАТА….,; СА: …НИ, …ДИК, …МОЛЕТ, …МОКАТ. 3. Дополнить слово подходящим слогом: земляни…, смороди… 4. Разгадать ребусы: КОФ. ЛАС. КОС. 5. Выбрать слоги из таблицы и соста вить слова: МА РА НА ША У ЛА ШИ ПА 6. « Угадай, кто к нам пришел?» Заранее готовятся игрушки, дети - угадывают их по слогам, данным в беспорядке (например: ка - миш, ка - зай, са - ли). Игры и задания на развитие представлений 1. Подбор слов с определенным количеством слогов: дети или вспоминают соответствующие слова, или выбирают из ряда картинок те, названия которых состоят из заданного количества слогов. Задание дается словесно или с помощью схемы. 2. Подбор слов, начинающихся с определенного слога. Педагог (или ребенок) называет первый слог, дети вспоминают соответствующие слова (ма — мама, машина и т. п.). 3. Подбор слов с определенным слогом (ма, бу, па и т. д.); место слога может быть заданным. («Вспомни слово, в котором вт орой слог ка » ); может быть заданным и количество слогов в слове («Найди картинку, название которой состоит из трех слогов и последний слог «ка»). 4. Вспомнить слова, которые оканчиваются на слог – ток: пла - ток, моло - ток, ка - ток. На слог – сок: пе - сок, ле - сок , но - сок. Смешанные задания на анализ и синтез слов 1. Поменять слоги местами, составить слово: рады – дыра, сосна - насос, мышка - камыш,банка - кабан. 2. «Зашифрованное слово». Выделить первый слог из названий картинок, объединить слоги в слово (например: малина, шина, насос - машина ). 3. Один ребенок произносит слово медленно по слогам: пу - го - ви - ца, а другой произносит слово целиком. 4. Определить какой сл ог пропущен: ко - … - ва, са - … - лет. 5. «Из слогов – предложение». Ребенок выделяет первый слог из слова, составляет по первым слогам слова, а из них - предложения. Игры и задания по развитию слогового синтеза