Использование ИКТ на уроках английского языка как эффективное средство повышения уровня знаний учащихся


Статья
«Использование ИКТ на уроках английского языка как эффективное средство повышения уровня знаний учащихся»
Выполнила: Гайворон Светлана НаримановнаУчитель английского языка ГБОУ СОШ №1200
Москва 2016
Актуальность
Каждый учитель хочет видеть своих учеников более развитыми и любознательными, способными легко ориентироваться в современном мире. Существует много методик, повествующих о том, как воспитать у учащихся желание изучать иностранный язык, как привить каждому учащемуся интерес к предмету, а также поддержать желание изучать его в будущем.
Использование современных ИКТ технологий в преподавании английского языка дает нам возможность выбрать и использовать методические и программные средства и приемы, которые позволят расширить выбор форм и принципов работы на уроке, а также сделать его увлекательным и оригинальным для учеников. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет в лучшую сторону изменить организацию процесса обучения, сделав его более интерактивным, а также сформировать у учеников как системное, так и творческое мышление.
Наравне с интересностью процесса обучения с помощью ИКТ для всех учеников, учитель английского языка обязан создать условия для практического овладения иностранным языком каждым учеником в отдельности, подобрать необходимые методы и подходы к обучению, позволяющие каждому ученику показать активность на уроке, свои навыки и творческое мышление, а также максимизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения.
Основная цель использования информационно-коммуникационных технологий заключается в выявлении возможностей повышения эффективности процесса обучения, развития креативного мышления учеников, творческого подхода к взаимодействию между обучающимися иностранным языкам.
В соответствии с обозначенной выше целью рассмотрим следующие задачи:
Подтверждение необходимости использования Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках иностранного языка.
Использование ИКТ на уроках как способ повышения эффективности обучения, а также развития творческих способностей;
Совершенствование креативных способностей учеников на уроках английского языка при использовании ИКТ
Резюме по опыту использования информационно-коммуникационной технологии.
Уроки на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, докладов учащихся
Прекрасной возможностью использования современных компьютерных технологий на уроке можно назвать мультимедийную анимированную презентацию, включающую в себя иллюстрации, видеоклипы, а также музыкальное сопровождение.
Применение такого рода представления материала в учебном процессе облегчает усвоение тематических учебных пособий учащимися и дает возможность проводить занятия на качественно новом уровне, заменяя классную доску настенным экраном с проецированием на него разнообразной красочной и увлекательной информации с экрана монитора компьютера учителя.
Такая презентация осуществляет воздействие сразу на 3 вида памяти учеников:
- зрительную,
-слуховую,
- эмоциональную.
Иллюстративность материала непосредственным образом влияет на эффективность воздействия подачи обучающего материала ученикам, а его визуальное и звуковое представление делает его запоминающимся и убедительным, способствуя увеличению интенсивности процесса его познания. Мультимедийное представление информации заостряет внимание школьников на наиболее важных моментах представляемого материала и создает наглядные образы в виде фотографий, таблиц, и т. п. для улучшения запоминания новых знаний.
Применяя такой важный способ процесса обучения, как интерактивность, презентации с набором аудиовизуального представления дают возможность плодотворно адаптировать учебный материал под особенности конкретно взятой группы обучающихся. Повышение уровня интерактивности развивает интерес и демонстрирует более интенсивное участие в обучении самого ученика, тем самым способствуя наглядности восприятия, фиксации и воспроизведения материала.
Такого рода презентации можно использовать для демонстрации как в начале, так и в середине урока, изменяя лишь форму представления в зависимости от поставленной задачи. Суть же ее, также, как и польза - как образец наглядного представления информации, остается прежней.
За основу применения компьютерных технологий на уроках английского языка и мультимедийных презентаций в частности, был взят коммуникативный подход к познанию многих аспектов зарубежной англоязычной культуры: познавательного и учебного, развивающего и воспитательного, а внутри учебного аспекта – характеризующих речевую деятельность: чтение, говорение, аудирование, письмо.
Презентация готовится школьниками или мной лично в зависимости от цели, которую предполагается достичь, и может быть продемонстрирована во время проведения различных форм уроков или в качестве мультимедийного пособия для самостоятельной работы учеников при подготовке к уроку. Еще один важный фактор, который достигается благодаря использованию компьютерных технологий - это сокращение времени на представление материала и увеличение темпа урока, тем самым позволяя уменьшить усталость и повысить вовлеченность учеников. Также можно привлечь группу учеников подготовить тематическую презентацию на интересующую их тему к уроку под своим руководством, тем самым повысить их мотивацию и выработать командный дух учащихся.
Случается, что во время разработки уроков я сталкиваюсь с проблемой невозможности подготовки или нехватки раздаточного материала с тестами и упражнениями. Эту проблему получится избежать благодаря использованию мультимедийных компьютерных презентаций. Их содержание может отражать различную дополнительную информацию, задания, упражнения, таблицы, которые можно использовать и с помощью интерактивной доски.
Проектная деятельность
Использование мультимедийной презентации подразумевается также в качестве проектной деятельности. Как правило после изучения материала всегда следует повторение, закрепление и обобщение. Вышеупомянутые составляющие следует объединить и на завершающем этапе изученной темы предложить ученикам заменить традиционный реферат подготовкой интересной и познавательной презентацией, используя командный и творческий подход к ее созданию. На этапе подготовки такого мультимедийного документа у учащихся есть превосходная возможность систематизировать полученные знания и навыки, а также научиться их применять на практике. Ощущение значимости результатов и возможность продемонстрировать самостоятельность и креативный аспект своей работы даст ученикам незаменимый опыт, что также подчеркивает тот факт, что такого рода работа, мультимедийная презентация – это готовый методический материал для урока. Такая работа приветствуется многими методистами и в некоторых учебных пособиях в конце изученного раздела предлагается список с тематикой проектов. Наибольший интерес, на мой взгляд, могут представлять такие топики, как «Жизнь животных», «Времена года», «Достопримечательности Великобритании», «Семья».
Результативность использования ИКТ
Один из важнейших результатов применения инноваций в школе – это проведение уроков иностранных языков с использованием информационно-коммуникационных технологий. Большим плюсом является возможность масштабировать их использование фактически на любые школьные предметы. Так как современный мир сложно представить без компьютеров, смартфонов и другой техники, тот факт, что мы привносим новейшие технологии в образование, не идет с в разрез с классическим обучением, а наоборот делает урок более понятным и доступным ученикам всех возрастов. Отметим, что использование компьютера и информационных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности самого учителя. Это в свою очередь способствует значительному повышению качества и эффективности современного образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Проанализировав личный опыт применения ИКТ в образовательной деятельности, подведем итог и отметим результаты использования информационно-коммуникативных технологий:
Положительная мотивация к обучению;
Высокий эстетический и эмоциональный уровень;
Высокая степень дифференциации (почти индивидуализации) обучения;
Увеличение объема выполняемых на уроке работ в полтора-два раза;
Инновационный контроль полученных знаний;
Рационально организованный учебный процесс, повышенная эффективность урока;
Формирование у учащихся исследовательских навыков.
Заключение
На уроках иностранного языка выстроены все условия для вовлечения учащихся в активный и добровольный процесс формирования знаний и обобщенных способов учебной деятельности. Компьютерная техника, сеть Интернет, смартфоны и планшетные компьютеры оказывают существенное влияние на подрастающее поколение, создавая особый, насыщенный информацией, мир, непосредственно влияющий на его развитие и мироощущение.
Вся деятельность, в том числе познавательная, субъектом которой является ученик, носит репродуктивный характер. Успехи в учебе, как правило зависят от степени самостоятельности школьника, его инициативности, степени заинтересованности в достижении результата и т.д. Хорошая результативность является следствием аналитической, творческой и, конечно, самостоятельной познавательной деятельности.
Уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий позволяют проводить занятия с разноуровневыми обучающимися, предлагать им для выполнения задания и упражнения разной степени сложности соответственно их способностям, обеспечивать полное вовлечение в процесс участия, в то же время сохраняя атмосферу команды.
При грамотной организации учебного процесса повышается мотивация к самоподготовке учащихся и развивается сознательное отношение к учебе.
Библиография
Интернет- ресурсы.