«Дидактическая игра, как средство повышения познавательной активности учащихся».


ОАУ С(К)О школа-интернат III-IV вида
«Дидактическая игра, как средство повышения познавательной активности учащихся».
Подготовила
учитель начальных классов
Зинова И. В.
Липецк 2014
«Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский
Главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике.
Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
К таким технологиям я отношу проблемное и развивающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, а также игровые.
Мы прекрасно понимаем, что для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую. Игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно при условии, что учиться не заставляют, а увлекают.
Задание в занимательной форме позволяют способным детям раскрыть и активировать свои способности. Неуверенным учащиеся – развить инициативу, сообразительность, мышление. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности. Упражнения со сказочным сюжетом, усиливают интерес к самому заданию, побуждают ребенка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям.
При поступлении в школу шестилетки(дети), как говорят психологи, оказываются в новой социальной ситуации развития. Происходит резкая смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность сменяется учебной, что отрицательно сказывается на развитии ребенка. Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра, ограниченно соединяющая обучение с игровой формой его организации.
Бороться за успех в учении – значит учит детей учиться, помогать каждому поверить в свои возможности. Несмотря на всю важность и знание игры в процессе работы, она не самоцель, не средство развлечь учеников. Это обычное упражнение, облеченное в занимательную форму. Учитель сам в определенной степени должен включаться в игру, иначе руководство и влияние его будет недостаточно естественным. Умение включаться в детскую игру – тоже один их показателей педагогического мастерства учителя. Содержание игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний.
Задача учителя – научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Одно из средств, содержащих реальную возможность осуществления этой важной задачи, - игра, которая способствует развитию умственной деятельности детей. Я использую игры и игровые моменты на уроках обучения грамоте и чтению, письма, математики, русского языка. И особенно в работе с первоклассниками. Стоит только мне произнести: «А сейчас мы поиграем,» - как ученики мгновенно преображаются: у них появляется интерес, стремление быстро выполнять задание.
В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у меня сложилась их классификация по уровню деятельности учащихся.
Прежде всего это
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.
Во-вторых, это игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.
К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания.
В-третьих, игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.
К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы.
Особое внимание уделяю играм, требующим от детей преобразующей и поисковой деятельности.
Примеры использования дидактических игр и игровых моментов на уроках в начальной школе.
Урок математики в первом классе. Тема: “Вычитание из числа трёх”.
1.
Учитель. – Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну… (дети читают: Пифагория). Отправимся мы на поезде. Вы знаете, как едет поезд? Давайте потренируемся.
Дети встают, изображают движение поезда.
2.
У. – А теперь отправляемся в путешествие.
Звучит песенка “Голубой вагон”, дети изображают движение поезда.
У. – Станция… (Дети читают: Снежная). На этой станции мы будем играть в снежки.
Одному ребёнку даются три “снежка” (скатанная газета, скреплённая скотчем), по одному он бросает их в корзину.
У. – Как бросил Саша (Миша, Оля…) снежки в корзину?
Дети. – Сначала один, потом ещё один, и ещё.
Запись на доске: 3 = 1 + 1 + 1
Аналогично: 3 = 2 + 1, 3 = 1 + 2.
3.
У. – Станция “Геометрия”. На этой станции люди живут в необычных домах, они имеют форму…
Д. – Треугольника, квадрата, четырёхугольника…
У. – Давайте посчитаем, сколько треугольных и сколько квадратных квартир в этих домах.
На доске запись:
5 = 3 + 2 7 = 3 + 4
4 = 3 + 1 6 = 3 + 3
9 = 3 + 6 8 = 3 + 5
4. У. – Станция “Лесная”, а никакого леса нет. Ну, что ж, будем сажать лес. В каждый ряд “сажаем” столько деревьев, какой ответ получим в этих примерах:
5 – 3 7 – 3 4 – 3 6 – 3 9 – 3
На доску прикрепляются деревья, нарисованные детьми на уроке рисования.
У. – Вот теперь вырос настоящий лес.
5.
У. – Станция “Бусинка”.
Из разных цифр я сделала бусы,А в тех кружках, где чисел нет,Расставьте минусы и плюсы,Чтоб данный получить ответ. (см. приложение № 5)
6.
У. – Станция “Задачкино”. На этой станции мы будем решать задачи.
Ёжик по лесу пошёл, На обед грибы нашёл:Два под берёзой,Три у осины,Сколько их будет В плетёной корзине?На доске запись: 2 + 3 = 5 (гр.)Пять яблок из садаЁжик притащил.Три самых румяныхБелке подарил.С радостью подарок Получила белка.Сосчитайте яблокиУ ежа в тарелке.5 – 3 = 2 (ябл.)
7. У. – Понравилось путешествовать? Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?
Фрагмент урока математики во втором классе.
Тема: “Повторение сложения и вычитания в пределах 10”.
На доске два столбика (по количеству рядов) примеров на сложение и вычитание в пределах 10.
2 + 6 8 – 6
8 – 5 3 + 7
3 + 4 9 – 6
9 – 6 4 + 2
5 + 3 8 – 4
У. – А сейчас проведём математическую эстафету. Каждой команде необходимо быстро и правильно решить примеры. Во время соревнования разрешается подсказывать, “болеть” за участника команды, как на настоящих спортивных соревнованиях. Каждый участник должен решить по одному примеру. Итак, на старт, внимание, марш!
Дети выбегают по очереди к доске, решают примеры, остальные помогают (в это время учащиеся встают из-за парт, им разрешается покричать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.). Обязательно звучит музыка (весёлые детские песенки).
В ходе выполнения задания дети увлекаются игрой, их глаза горят азартом, сами не замечая, выполняют учебную задачу – повторение пройденного материала. Обнаруживается, что дети, в обычных условиях с трудом решающие подобные примеры, справляются без труда и с большим интересом. По окончании эстафеты подводятся итоги.
Аналогично можно организовать работу и по русскому языку – повторение безударных гласных, заглавной буквы в именах собственных – по любой теме.
Очень приятно слышать от детей: “А когда мы ещё будем проводить соревнования?”, ученики с интересом ждут подобных игр, с большим интересом участвуют в них. Познавательный интерес, интерес к предмету повышается – ради этого стоит организовывать такую работу. Важно не переборщить – частое использование приведёт к потере интереса.
Фрагмент урока ознакомления с окружающим миром в 1 классе (1-4).
Тема: “Круговорот воды в природе”.
У. – Послушайте сказку. Жила-была Капелька. Она очень любила путешествовать. Однажды со своими сёстрами Капелька отправилась в далёкое путешествие с Мамой-Тучей. Долго они летали над землёй, много собрали капелек по пути. Стало Туче так тяжело, что упала она на землю проливным дождём, рассыпала всех своих дочек по полям, по лесам, по рекам и морям. Попала Капелька на поляну. Много росло на поляне цветов. Каждому цветочку досталась своя капелька. Напились все растения долгожданной воды – много капелек попадало в землю. Но вот опять пригрело солнышко, стало жарко. Стало нашей капельке скучно в земле, решила она на солнышке погреться. Только вылезла, пригрело её солнышко, и превратилась Капелька в маленькое облачко – лёгкое и воздушное. Полетела она вверх, встретила в небе свою Маму-Тучу, а с ней и своих сестрёнок-капелек. Полетела Туча дальше своих дочек собирать.
Далее учитель предлагает учащимся разыграть сценку “Путешествие Капельки”, используя элементы костюмов.
Фрагмент урока русского языка во втором классе.
Тема: “Повторение безударных гласных и парных согласных в корне слова”.
У. – Сейчас мы с вами будем разведчиками. В разведывательный центр поступила шифровка – пароль, открывающий доступ в секретную лабораторию. Для того, чтобы расшифровать её, необходимо в слова вставить пропущенные буквы и из них составить слово. Таких слов будет пять. Каждая группа будет расшифровывать своё слово.
1 карточка.
Но…, шала…, прол…вной, паке…, тр…ва. (сшита)
2 карточка.
В…да, медве…ь, б…глец, сторо…, тру…, кр…сота. (одежда)
3 карточка.
Бага…, пр…вдивый, кусо…, в…дро, лопа…ка. (жакет)
4 карточка.
Ли…кий, п…лить, похо.., пиро…ки, лош…ди, сро…. (пиджак)
5 карточка.
Носо…, др…зды, шар…, топо…, к…душка. (кофта)
Каждая группа выполняет задание, собираясь у одной парты. Затем проверка выполнения.
У. – У нас получились следующие слова: сшита, одежда, жакет, пиджак, кофта. Теперь проверим, откроется ли кодовый замок.
На доске картинка замка. Дети снимают картинку, переворачивают, читают.
Задание выполнено.
Подобным образом можно организовать игру на уроках и по другим предметам.
Используемая литература:
1. Блинова Т. Л. Имитационные дидактические игры как средство развития
познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике в обще-
образовательной школе : Екатеринбург, 2003, - С. 180
2. Газман О.С. В школу – с игрой. ⁄ С.О. Газман.-М.: Просвещение, 1991. –
193 с.