Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста



Программа мастер-класса
«Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Целевая группа слушателей:
воспитатели дошкольных
образовательных учреждений
Сведения об авторе:
Пищальникова Марина Леонидовна,
воспитатель первой квалификационной
категории МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида № 16»
«Виктория» Чистопольскогомуниципального района
Республики Татарстан
2015 г.
Пояснительная записка
Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования Экологическое воспитание – это новое направление, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей, а это возможно лишь при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания. Правильное отношение к живым существам является конечным результатам и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре.
Цель мастер-класса – презентация педагогического опыта, оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экспериментирование, доказать значимость -исследовательской деятельности в формировании экологического сознания дошкольников.
Задачи:
-совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической культуры дошкольников;  -помочь коллегам овладеть представленной технологией и оценить данный материал;
- развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран.
- Методические пособия, часть необходимых предметов из уголка экспериментирования.
- Раздаточный материал: Материалы: кружечки с водой (холодной и горячей), краска, палочки для размешивания, воронки , салфетки, таблетки активированного угля, вата, бинт.
Методические рекомендации: Чтобы мастер класс был интереснее, к каждому опыту необходимо подобрать соответствующую музыку. Использую разные методы: информационно-компьютерный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, репродуктивный, что помогает решить поставленные задачи
Ожидаемые результаты
В ходе мастер-класса участники узнают :- как проводить диагностику формирования экологических основ дошкольников
- значение развития основ экологической культуры в дошкольном возрасте
-способы и виды работы в данном направлении.
- простые опыты.
Программа апробирована в 2014 году в МБДОУ №16 участниками стали педагогический коллектив учреждения. В 2015 году программа была представлена на IV зональных педагогических чтениях, где стала победителем конкурса.
Содержание программы мастер – класса:
Цель: создание условий для освоения педагогами новой информации по данной теме, организации кружковой работы с детьми дошкольного возраста.
Раздел 1
Направлен на проблематизацию слушателей по теме мастер-класса, на определение педагогов своих границ знания и «незнания» по теме мастер-класса.
Содержание раздела:
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Я считаю, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Без системы непрерывного экологического образования нельзя решить экологические проблемы. Поэтому приоритетным направлением своей деятельности я выбрала экологическое воспитание детей. В данном направлении я начала работать с детьми уже со второй младшей группы. Наблюдая за детьми, стала замечать, что дети  к животным и растениям относятся не бережно. Дети мало знают о растениях и животных, об их потребностях, особенностях развития.
Раздел 2
Направлен на определение особенностей развития и этапы формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста.
Содержание раздела: Основные этапы работы по развитию основ экологической культуры детей.
Реализацию своей методической темы «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста» я начала с изучения литературы по данной теме. Поставила цели и задачи. На втором этапе  занялась выбором теоретического   материала, подбором практических методов, разработкой системы наблюдений за растениями, которые окружают дошкольников, изучением с детьми объектов живой и неживой природы, формированием у детей элементов экологической культуры. Помимо непосредственно-образовательной деятельности по развитию экологических представлений в рамках основной общеобразовательной программы я организовала кружок по дополнительному образованию «Капелька», разработала авторскую программу кружка, которая имеет рецензию кандидата педагогических наук, начальника ОДОП ФГБОУ ВПО «НИСПТР» Исакаевой Г.И. Планирование разбила по временам  года и месяцам . Самое простое, с чего мы начали - это чтение добрых книг о зверятах, разглядывание и изучение животных и птиц в детской энциклопедии для самых маленьких, развивающие игры, походы и прогулки на огород, экологическую тропу, любование растениями. Все это развивает навык доброжелательного общения к природе .Затем я оформила уголок природы таким образом, чтобы детям было удобно ухаживать и наблюдать за растениями. Очень эффективны игры с различными природными материалами. Весной мы сажаем огород на окне, где дети самостоятельно поливают ростки. Летом мы выращиваем на грядке лук и зелень.
 Осенью провожу конкурсы на тему: «Чудеса с грядки», «Лучшая поделка из природного материала», где дети приносят самую кривую картошку или самый длинный огурец или самый большой подсолнух или готовят поделки из различных овощей и фруктов. В средней группе я с детьми продолжила знакомство с природой в рамках кружковой работы. Возникла необходимость в проведении экспериментов и опытов с живой и неживой природой. А одним их эффективных путей воспитания экологической культуры является организация детского экспериментирования, проведение опытов.
Для того, чтобы знания о природе были осознанными и более глубокими в средней группе я продолжила работу по воспитанию основ экологической культуры у детей и разработала программу кружка «Капелька» уже для детей 4-5 лет с использованием элементарных опытов в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.. Здесь веду работу по двум направлениям:
- живая природа (растительный мир, влияние факторов на его работу и развитие);
- неживая природа.
Ребёнку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно – новый продукт.
С детьми средней группы я провожу уже длительные эксперименты и опыты. В конце каждого занятия с использованием элементарных опытов, проводимых в игровой форме, я давала возможность детям обсудить результаты опытов. Они в свою очередь самостоятельно делали выводы и суждения.
В своей работе я руководствуюсь несколькими принципами организации экспериментально--исследовательской деятельности:
Принцип последовательности предполагает организацию экспериментально исследовательской деятельности, учитывающую как определение тематики, так и возраст воспитанника. Это значит, что учитывается уровень сложности необходимого учебного материала для решения изучаемой проблемы, так как при несоответствии уровню восприятия может пропасть интерес к данной работе.
Принцип поуровневости  учитывает степень подготовленности каждого кисследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.
Принцип разнообразия включает в себя разнообразие тематики..Всё это дает ребёнку широкую возможность разнообразного самопроявления и самореализации.
Для успешного осуществления экспериментально-исследовательской деятельности по формированию экологического сознания необходим ряд условий, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются: целенаправленность и систематичность, мотивированность, учёт возрастных особенностей, среда достаточность и разнообразие материала.
Раздел 3
Раздел направлен на использование практических опытов для организации экспериментальной деятельности дошкольников при ознакомлении с природой.
Содержание раздела: Использование наглядных практических опытов в экспериментальной деятельности при ознакомлении детей с природой.
Уважаемые коллеги!
Предлагаю вашему вниманию некоторые опыты для работы по воспитанию экологических основ у детей дошкольного возраста, которые использую в своей работе. Вода может быть холодной и горячей, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше красящего вещества, тем интенсивнее цвет, чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Познакомить с процессом превращения пара в капельки воды.
Вода — это жидкость. Она не имеет формы, цвета, запаха. Её можно фильтровать. Вода нужна всем: людям, птицам, животным, насекомым, растениям.
Теперь берите пакетики с заваркой, и опускайте их в кружечки.
В кружечках налита холодная вода.
Как вы поняли, что чай не заваривается, что с водой должно произойти?
-Вода должна окраситься.
-Почему наша вода не окрасилась?
-Вода холодная.
-теперь это повторим с горячей водой . В горячей воде быстрее растворилась заварка и вода окрасилась.
Чай будет вкуснее, если он немного настоится. Давайте кружечки накроем сверху блюдечками, а сами пройдем в нашу лабораторию и посмотрим как другие вещества растворяются в воде.
Проводят опыт.
В стаканы с холодной и горячей водой кладут по кусочку сухой краски, рассматривают. Дети делают вывод, что в стакане с горячей водой краска растворилась быстрее.
А как окрасится вода, если красителя будет больше?
-Вода станет более окрашенной.
А что это на блюдечке за капельки воды? Откуда они появились, ведь блюдечки были сухие?
-Это пар превратился в капельки воды.
Вот плакат здесь нарисовано то, где можно в природе встретить пар и капельки воды. «Круговорот воды в природе».
Загадка: Белый камень в воде тает. (сахар).
Давайте проверим, положим сахар и в холодный и в горячий чай где он быстрее растворится?
Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Одна чистая, другая – грязная.
- Сейчас мы тоже попробуем очистить воду с помощью фильтра. Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё бумажную салфетку, слой ваты,  несколько таблеток активированного угля, слой бинта и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?
-Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.
Но помните, самая чистая – это кипячёная вода.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Опыт моей работы показывает, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть её тайны и законы, вызвать познавательный интерес, воспитывает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом .Моя задача – предоставить детям возможность самим получать знания об окружающем мире, исследовать предметы и явления в природе, не причиняя ей вреда. Мы должны быть не контролёрами над детьми, а вдохновителями исследований.
Раздел 4
Раздел направлен на использование и практическое проведение методов диагностики формирования основ экологической культуры дошкольников
Содержание раздела: Использование практических методов диагностики экологических представлений дошкольников.
Мною был разработан мониторинг результатов деятельности, выделены критерии качества освоения практических действий, самостоятельности выполнения работы. В ходе выполнения детьми экспериментальной и поисковой деятельности каждый критерий оценивается с позиций: сформирован, на стадии формирования или не сформирован.
Мой опыт работы показал, что в развитии интереса к экологии нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Современные дети как творческие, социально активные личности могут формироваться только в процессе исследовательской, экспериментальной, поисковой деятельности, которая органически сочетается с непосредственной образовательной деятельностью. Реализуя программу дополнительного образования «Капелька» воспитанники показали следующие результаты сформированности экологической культуры.

Уважаемые коллеги!Желаю вам успеха в развитии интереса у детей к исследованию природы!
Список литературы
Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л. А. Занятия по экологическому воспитанию дошкольников. – М., «Вако», 2007.
Иванова   А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. Сфера, 2010
Калегина Н.Г.Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников -Казань ,1994
Кондратьева Н.Н. Экологическое воспитание дошкольников- М.: Сфера, 2009 Николаева С.Н. Юный эколог -.М,Мозаика-синтез,2010
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - Минск, 1995.
Рыжова Н. А. Волшебница – вода. – М.: Просвещение. 1997.
http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/kartoteka-didakticheskih-igr-ekologicheskogo-razvitiya-detey 
http://mykids.ucoz.ru/publ/uchitelju/metodichna_dopomoga/ehkologicheskie_fizkultminutki/32-1-0-309 
http://www.detsadd.narod.ru/index_2_7_55.html 
http://dohcolonoc.ru/2011-03-22-09-30-55/1384-konsultatsiya-dlya-roditelej-ekologicheskoe-vospitanie-detej-v-seme.html