ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СЕРЕДА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА


ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СЕРЕДА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКА
Ю.О. Беликова,
воспитательМДОУ №119
Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".
В.А. Сухомлинский
В связи с модернизацией образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в предметно-развивающей среде, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Это не может не повлиять на развитие предметно-развивающей среды как части образовательного пространства и компонента образовательного процесса. Поэтому особое внимание уделяется построению развивающей предметно-пространственной среды, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослых и детей и комплексно-тематический принцип планирования образовательной работы в ДОУ.
Понятие «развивающая среда» - это организованное педагогическое пространство, в рамках которого существуют благоприятные возможности для развития ребенка в ДОУ. Развивающая среда в дошкольной педагогике рассматривается как предметно-развивающее пространство. В предметном пространстве главным развивающим фактором выступают реальные предметы окружающей среды.
Условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация развивающей предметно – пространственной среды в возрастных группах. Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта развивающая предметно – предметно – пространственная среда должна быть:
содержательно – насыщенной;
трансформируемой;
полуфункциональной ;вариативной;
доступной.
Влияние предметно-развивающей среды на математическое развитие детей достаточно велико. Под математическим развитием дошкольников, с точки зрения Е.И. Щербаковой – это «качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций». В настоящее время наряду с понятием «математическое развитие» встречается и «логико-математическое развитие» (З.А. Михайлова), которое является тождественным.
Таким образом, мы видим, что авторы придерживаются единой точки зрения на математическое развитие, где математические представления являются средством его развития.
Концептуальная модель предметно-развивающей среды включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени. К предметному содержанию, связанному с математическим развитием детей дошкольного возраста, с точки зрения М.Н. Поляковой, относятся:
игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы);
учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);
оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).
При проектировании предметно-развивающей среды, связанной с математическим развитием дошкольников, следует уделять особое внимание следующим основным компонентам: пространству, времени, предметному окружению. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Успешность влияния предметно-развивающей среды на развитие математических представлений у ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна выступать субъектом этого развития. Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к особенностям школьной жизни.
В предметно-развивающей среде можно организовывать разные формы математической деятельности дошкольников: образовательную деятельность по развитию математических представлений, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей. Для этого в группах выделяется специальное место и оборудование для игротеки, где размещаются игровые материалы, способствующие познавательному и математическому развитию детей: «Рамки вкладыши», «Сложи узор», «Геометрическое лото», «Танграм», цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, счетные палочки, плашки. Большим спросом пользуются игры, сделанные своими руками: «Ящик ощущений», «Собери картинку», «Учимся считать», «Собери бусы»», «Что лишнее», «Найди такой же формы», «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», сенсорные книжки, сенсорные коврики, и др.Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности детей рекомендуется использовать фланелеграф, магнитную доску, предметы детской мебели, бросовый материал. Эффективно усваивать материал, связанный с изучением цифр, помогает занимательный материал, расположенный на стене. Это яркие цифры, цепочки из цветных крышечек, герои сказок. Применение  математических знаний возможно в сюжетных играх: «Магазин игрушек», «Накроем стол к обеду», «Оденем кукол на прогулку» и др.
Игры, игровой материал, книги и рабочие тетради в предметно-развивающей среде (математической зоне) периодически должны обновляться, располагаться на полочках, в шкафах, быть доступны детям. В условиях обогащенной предметно-развивающей среды дошкольники самостоятельно выбирают деятельность, используя материал, который привлек их внимание. К созданию и обогащению предметно-развивающей среды, связанной с развитием математических представлений у старших дошкольников, привлекаются и их родители.
Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в старшей группе познавательной литературы (детских энциклопедий), рабочих тетрадей. Наряду с художественной литературой представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.
Используют следующие формы и методы работы с математическим материалом в предметно-развивающей среде:
1) организованную образовательную деятельность (индивидуальные и подгрупповые занятия учебно-развивающего характера);
2) самостоятельную деятельность детей;
3) совместные математические игры воспитателя с ребенком, детей друг с другом;
4) математические развлечения;
5) отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задач, головоломок;
6) чтение математических сказок и др.
Материал математической зоны должен постоянно изменяться и дополняться новым в соответствии с программой «От рождения до школы»
Таким образом, особое внимание надо уделять предметно-развивающей среде в аспекте ее влияния на развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Одной из основных задач является моделирование математической зоны в группе детского сада в соответствии с содержанием математического развития детей старшего дошкольного возраста и обогащение среды такими математическими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную и иную активность детей и способствовали математическому развитию каждого ребенка в целом. Построение предметно-развивающей среды должно давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.
Правильно созданная развивающая среда помогает поддерживать игровую обстановку, осуществлять математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышления на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе.
ЛИТЕРАТУРА
Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2009.
Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
Нишеева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищеева. - СПб: Детство-Пресс, 2010.
Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда / С.Л. Новоселова. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников ∕Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.
Щербакова Е И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.