Консультация для педагогов на тему: Уголок природы как средство формирования познавательного интереса у детей раннего возраста


Уголок природы как средство формирования познавательного интереса у детей раннего возраста.
   Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Своё знакомство с окружающим миром малыши начинают сразу после рождения, но лишь в детсадовском возрасте они подходят к этому процессу осмысленно.
Уголок природы -необходимая составляющая воспитательного процесса в детском саду, одна из игровых зон групповой комнаты.
Цель создания уголка природы- способствовать развитию ребёнка в целом, формирование его как личности , удовлетворять его потребности в различных видах деятельности, научить детей экологически целесообразному образу жизни.
Значение уголка природы:- познавательное развитие- расширение знаний детей о природе, возникновение интереса к её познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление , внимание, наблюдательность.
Организовывая уголок природы , мы старались учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка.
Прежде чем оформить уголок природы в группе, мы выбирали его месторасположение. Он находится в самой светлой и солнечной части групповой комнаты.
Уголок природы оформлен своими руками – это кропотливый труд, требующий определенных знаний, усердия, а главное большого стремления воспитать в детях добрые чувства, отзывчивость, внимательность и чуткое отношение ко всему живому.
- Постоянные обитатели уголка природы – это комнатные растения- воспитатель привлекает внимание детей и показывает, как ухаживать за растениями в течение всего года. Уход за растениями малышам ещё недоступен: мы делаем это сами, но обязательно в присутствии детей, привлекаем их внимание к своим действиям, предлагаем посмотреть, как вода льётся из лейки, как она впитывается в землю; некоторые дети могут немного помочь взрослому: подержать лейку, налить в неё воды, вытереть широкий лист тряпочкой и т.д. В процессе работы воспитатель объясняет детям, что поливают растения и вытирают пыль для того, чтобы они лучше росли. Из комнатных растений в нашем уголке природы (1 младшая группа) находятся красивые и обильно цветущие, например, бегония вечно цветущая, фуксия, герань и др., а также растения с яркой окраской листьев и ярко выраженными частями (стебель, лист, цветок) и растения с плотными, широкими листьями, которые легко вытирать, например, фикус, аралию и др. Растений немного, но они должны быть в хорошем состоянии, иметь привлекательный вид. В процессе ухода за комнатными растениями (полив, пересадка, рыхление почвы, вытирание листьев тряпочкой) у детей развивается мелкая моторика, что существенно облегчает приобретение навыков письма в дальнейшем. А так же косвенно формируются представления об ответственности, поскольку растения требуют постоянного ухода.


- Что касается животных, конечно малыши были бы в восторге от черепахи, морской свинки, рыбок, кролика, или хомячка. Кроме того, наличие детсадовских питомцев это прекрасная возможность привить малышам чувство ответственности, помочь им понять, что такое забота и коллективный труд. Но к сожалению нормами и правилами не допускается присутствие братьев наших младших.
- Помимо растений, наш уголок природы оснащён сезонным материалом (временные обитатели уголка); набор муляжей овощей и фруктов, макеты времён года, поделки, детские рисунки.
Осенью-это осенние букеты и цветы из цветника; природный материал.
Зимой – ящики с посадкой зелёного лука.



Весной-ящики рассады для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов, веточки деревьев.
- С целью развития у малышей наблюдательности и закрепления материала о временах года и сезонных особенностях погоды, в нашем уголке природы есть календарь погоды. С его помощью детки каждый день отмечают погоду по возвращению с прогулки, а спустя время делают соответствующие выводы, альбом и макеты времён года.
- Кроме всего вышеперечисленного, в уголке присутствует дидактический материал: это занимательные игры, раскрывающие перед малышами тайны окружающего мира: Д.И. «Времена года», разрезные картинки овощей и фруктов; различные наглядные пособия – фигурки домашних и диких животных, птиц; картотека иллюстраций на темы: «Насекомые», «Деревья», «Дикие животные», «Домашние животные», «Цветы», «Птицы» ; плакаты разной тематики; макеты «Деревня», «Жители леса», «Зоопарк»; кукла в зимней одежде.






Наблюдая за животными и растениями, дошкольники получают первые элементарные знания о представителях флоры и фауны, о жизни животных в природной среде, а также о природных явлениях.
У детей воспитывается познавательное отношение к природе, желание ухаживать за объектами, добрые чувства, ответственность.