Родительское собрание:Освоение ребёнком звуко-слогового строя речи


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Левокумского муниципального района Ставропольского края
Родителям на заметку
«Этапы формирования звуко-слоговой структуры речи».

Цыганок Тамара Георгиевна
учитель –логопед
С чего начинается речевое развитие ребёнка? Правильно, с говорения. Необходимо, чтобы окружающие взрослые постоянно говорили. Но, как часто бывает, в силу своей занятости, некоторые родители заменяют живое общение с ребёнком электронными «игрушками».
А если ребёнок родился не совсем здоровым или в первый год жизни перенес серьезные заболевания, то такое невнимание со стороны родителей часто оборачивается тяжелыми речевыми нарушениями, которые невозможно устранить только созданием полноценной речевой среды.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
От уровня практического владения словесной речью зависит не только усвоение курса родного языка, но и приобретение других знаний. Только речь, опирающаяся на достаточно развитый словарный запас, грамматические нормы языка, может обеспечить полноценное общение с окружающим, стать основным средством познавательной деятельности, становления полноценной личности. Недостатки, несовершенства, расстройства речи могут нанести непоправимый ущерб для формирующегося человека.
Одно из требований к красиво звучащей речи - правильная ритмико-слоговая структура слова. Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. А для этого у ребёнка должен быть достаточно развит фонематический слух.
Этапы освоения ребёнком звукового строя речи:
Доречевой период. Первый год жизни ребенка в речевом развитии называется стадией крика и лепета; и крик и лепет еще лишены функции речи, но этот период является подготовительным для всего последующего речевого развития.
С криком новорожденного начинается развитие тонких и разнообразных движений речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляторного. Характерной особенностью его является то, что этот звуковой поток еще нельзя разбить на составляющие элементы, выделить в нем те или иные звуки.
К началу 3-го месяца жизни появляется гуление и лепет. Лепет занимает значительное место в поведении ребенка первого года жизни: здоровый ребенок поет и щебечет чуть ли не часами. Лепет способствует появлению у него таких элементов произносительной речи, которые потом используются в усваиваемой речи ребенка: артикуляции отдельных звуков становятся все более устойчивыми и определенными; среди них наиболее типичным является чередование согласных и гласных звуков.
Повторяя одни и те же сочетания многократно, ребенок начинает повторять их, уже руководствуясь слухом; последнее приводит его к способности подражать и чужой слышимой им речи; в качестве I этапа в подражании отмечается, что ребенок начинает повторять за взрослыми те сочетания звуков, которые до того он и сам уже произносил.
В возрасте 7-9 месяцев ребенок делает попытки подражать и таким сочетаниям, которых он сам до того не употреблял.
Около года стремление подражать становится более настойчивым.
Последнее указывает на все возрастающее значение правильного речевого окружения. Необходимо, чтобы ребенок слышал правильную речь, обращенную к нему и так или иначе связанную с его потребностями и его все расширяющимися возможностями.
Речевой период. В конце первого года жизни ребенка, после периода накопления некоторого жизненного опыта, начинается формирование словаря. Этот этап характеризуется как этап слова - предложения, а слово в это время часто выражается нерасчлененным звукоподражанием (а - зовет ребенок мать, у-у - просит он машину, ам-ам - собачку), так как основным носителем смысла речи является в это время не слово, а интонация и ритм в сопровождении того или иного звука. (С развитием словесной речи ритм и интонация начинают играть служебную роль, они подчиняются слову, а в дальнейшем и фразе.)
Словарь, звукопроизношение и грамматический строй взаимосвязаны и взаимообусловлены, но формирование каждого из них имеет свою специфику и свои сроки, что в свою очередь обусловлено физическими и психическими изменениями развития ребенка. Последнее необходимо учитывать при изучении речевого развития.
С 3 месяцев до года ребенок последовательно овладевает механизмами произношения большинства звуков речи: гортанных во время гуления, губных и переднеязычных взрывных, артикуляция которых сходна с актом сосания, затем щелевых согласных (ф - в, с - з) и других звуков. У многих детей к концу первого года жизни появляется даже раскатистый звук р.
В основе последовательного появления звуков лежат: а) близость артикуляции звука к двигательным безусловнорефлекторным реакциям (актам сосания, жевания, глотания). Таковы, например, звуки п, б, м.
Самые сложные по артикуляции звуки - шипящие, р и л появляются самыми последними.
Появившись, звуки закрепляются в период лепета через многократное повторение простых открытых слогов типа па-па-па, да-да-да и т.п. Сначала повторение происходит путем рефлекторного самоподражания, а месяцев с пяти путем эхолалического повторения за окружающими людьми.
В это же время у ребенка наблюдается внимание к артикуляции говорящих.
У плохо слышащего ребенка развитие лепета останавливается на нескольких начальных звуках, а с 5-7 месяцев начинает постепенно исчезать, и ребенок замолкает.
Крайне важно отметить, что во время формирования словаря звуки как бы вновь рождаются. Ребенок, произносивший до года почти все речевые звуки, оказывается косноязычным при произношении слов, включающих те же самые звуки.
В процессе формирования словаря особенно характерной чертой является неустойчивость произношения ребенком большинства звуков. Один и тот же ребенок в одном слове произносит звук правильно, в другом его пропускает, а в третьем заменяет другим звуком. Замещения оказываются нестойкими, многообразными, зависящими от влияния окружающих звуков: тол (стол), шани (сани), питьмо (письмо), пуфти (пусти) - и от степени усвоенности слоговой структуры произносимого слова.
К неправильному звукопроизношению относятся дефекты свистящих, шипящих, соноров р и л, менее часто - дефекты смягчения (часто всеобщее смягчение согласных), а также дефекты озвончения и йотации. Постепенно звуковой образ в процессе каждодневной речевой практики ребенка уточняется, автоматизируется и становится более и более устойчивым. Этот процесс уточнения звукового образа осуществляется благодаря взаимодействию двигательных и звуковых раздражителей. Ребенок, произнося звук, ощущает артикуляцию и одновременно слышит им произносимое. Слушая речь окружающих и наблюдая их артикуляцию, ребенок рефлекторно артикулирует вслед за говорящим, уточняя одновременно свою артикуляцию и свое слуховоe внимание.
Ребенок должен приобретать не только правильный двигательный навык произношения отдельных заученных слов, но и умение контролировать свое произношение и исправлять его на основании сравнения воспринимаемой речи окружающих и собственной, т.е. наличие фонематического слуха. У детей фонематический слух формируется не сразу, а в процессе развития речи (ее восприятия и воспроизведения).
К 5-6 годам ребенок уже овладел различной сложностью слоговой структуры слов, звукопроизношением, но у некоторых дошкольников отмечаются более или менее стойкие и единообразные замены тех или иных трудных звуков или искажения их правильного произношения.
Одновременно с развитием речи у ребенка постепенно формируется фонематический слух (восприятие членораздельной речи). В четыре месяца
ребенок различает строгий и ласковый тон обращения к нему взрослого, затем он начинает различать голоса близких и чужих, в восемь месяцев он воспринимает общий характер интонации, например вопрос, просьбу, ласку, строгость. В то же время он повторяет слова, произнесенные взрослыми. Благодаря совершенствованию деятельности речевого аппарата и фонематического слуха слова в речи ребенка начинают звучать все более точно, ребенок подмечает неправильное произношение слова у себя или у других даже в случае разницы в одном звуке. Например, трехлетняя девочка сообщает: «Я не умела говорить «ыба», а теперь умею - ррыба!»
К шести годам ребенок при отсутствии органических недостатков речи в условиях правильного воспитания овладевает всеми звуками русского языка и полностью воспроизводит слоговой состав слова. Однако и шестилетний ребенок нередко имеет нечёткую артикуляцию, вялую работу речевого аппарата, отчего страдает чистота и ясность произношения, особенно в тех случаях, когда ребенку приходится говорить в непривычных условиях.
Характерная особенность детского мышления - конкретность - находит отражение в языке детей: в их словаре преобладают слова с конкретными значениями (названия частей и органов тела, названия предметов домашнего обихода, продуктов, названия животных и т.д.).
Освоение слоговой структуры многосложных слов.
Нарушения слогового состава слова проявляются, прежде всего, в неправильном воспроизведении слоговой структуры слова - в неумении передать нужное количество слогов. Наблюдаются и более сложные искажения, совмещающие неправильное воспроизведение структуры слова с ошибками в его звуковом наполнении. Выделяют следующие виды ошибок:
- пропуски: «савар»-самовар, «моток»-молоток; «ласипед»-велосипед и др.
-перестановки слогов и отдельных звуков: «междевёнок»-медвежонок, «рагуда» -радуга; «пикарис»- кипарис, «говола»- голова и др.
- сокращения стечений согласных («мос»-мост ,«лот»-плот, «такан»-стакан, «лесица»-лестница);
-добавление лишних звуков «киниги»- книги, «сатол»-стол и др.
Сокращения групп согласных зависит и от места в слове. Чаще всего группы согласных сокращаются в середине слова. (реблюд - верблюд). Сокращения групп согласных в той или иной мере присущи детям на всех этапах речевого развития.
В речи нормально развивающихся детей ошибки перестановки звуков или слогов в слове (персеверации) наиболее редки.
Одним из аспектов овладения звуковой стороной языка является формирование интонационной системы.
Развитие речи в раннем возрасте делится на два периода: подготовительный период (до 1,5 лет) - до оформления самостоятельной речи и период оформления самостоятельной речи (1,5-2 года). В литературе наиболее распространенным является выделение в довербальном (предречевом) периоде нескольких последовательно сменяющих друг друга стадий: крик или плач; гуление; лепет; стадия первых слов.
Становление интонации начинается с крика и к началу 2-го года жизни ребенок усваивает интонационную систему языка в целом, а на более поздних этапах развития идет процесс ее совершенствования и дифференцирования.
К школьному возрасту при своевременном развитии речи дети правильно произносят в слове ударные и безударные слоги, но выделить их по заданию взрослого пока не умеют. Интуитивная способность произносить ударные и безударные слоги является базой для развития умения ставить логическое ударение в предложении, что, в свою очередь, предполагает правильное интонирование. Овладение интонацией происходит одновременно с овладением речью, поэтому восприятие интонации обычно опережает восприятие смысла.
Таким образом, хотя исследователи придерживаются различного мнения о сроках и очередности становления основных компонентов интонации, анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что к старшему дошкольному возрасту интонационная система в речи детей без патологии, в целом сформирована, а употребление интонационных конструкций русского языка приближается к эталонным моделям у взрослых. Развитие звуковой способности в дошкольном возрасте осуществляется только в процессе речевого общения, что предполагает необходимость учитывать принципиально важное значение интонации в формировании восприятия и воспроизведения ее средств при осуществлении коммуникативной функции речи.

Упражнения для развития звуко-слогового состава слов.
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ (1-ый тип слоговой структуры)
Упражнение «КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ»
Цель:
1. Учить произносить слова слоговой структуры 1-го типа.
2. Упражнять в простейшем слоговом синтезе.
3. Активизировать и расширять словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Но нота ба баня
Ва вата ня няня
Да дата ды дыня
Ха ТА хата То НЯ Тоня
Мя мята А Аня
Би бита Ва Ваня
Фа фата Та Таня
Ка Катя и иди
Пе ТЯ Петя бу ДИ буди
Ви Витя ве веди
Ми Митя хо ходи
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ (2 тип слоговой структуры)
Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.
2. Упражнять в слоговом синтезе.
3. Расширять словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало или конец слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивают или начинают его, затем называет слово полностью.
Логопед: Ребенок:
Побе победа
Пома помада
Пого погода
Бина КАкабина Лина калина
Нава КА канава
Као какао
Ленно полено
Лина Полина
Ляна поляна
Беда ПО победа
Года погода
Мада помада
Упражнение «ИГРА С МЯЧОМ»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.
С окончанием « - Ы».
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Панама панамы Филин филины
Минута минуты Кабан кабаны
Ягода ягоды Пион пионы
Поляна поляны Буфет буфеты
Канава канавы Батон батоны
Бутон бутоны Банан бананы
Диван диваны Букет букеты
Бидон бидоны Билет билеты
- С окончанием «- И».
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Кубик кубики Веник веники
Пудель пудели Паук пауки
Петух петухи Тюлень тюлени
Педаль педали Олень олени
Медаль медали Лебедь лебеди
Домик домики Бутыль бутыли
- с окончанием «-Я».
Тополь тополя
ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТОГО СЛОГА (3-ий тип слоговой структуры)
Упражнение « ДОГОВОРИ СЛОВО».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа
2. Развивать слуховое внимание.
Ход игрового упражнения.
Вариант 1 Логопед произносит начало слова, ребенок заканчивает его звуком [м], затем называет слово полностью.
Логопед: Ребенок:
До М дом
Да М дам
Ды М дым
Ко М ком
Га М гам
Та М там
То М том
Вариант 2 Ребенок произносит первый звук [м], Логопед договаривает слово. Затем ребенок произносит слово полностью.
Ребенок: Логопед: Ребенок:
М ак мак
ай май
оль моль
ох мох
ыть мыть
ать мать
(Лексическое значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить.) Упражнение «НАЗОВИ ОДИН ПРЕДМЕТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при образовании имен существительных в форме единственного числа от множественного числа.
2. Развивать слуховое внимание.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет имя существительное во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, называет это слово в единственном числе.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Коты - кот века - век
Киты - кит дома - дом
Быки - бык меха - мех
Дубы - дуб тени - тень
Кони - конь дни - день
Бои - бой пни - пень
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ (4-ый тип слоговой структуры)
Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.
2. Упражнять в слоговом синтезе.
3. Расширять словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Ребенок, бросая мяч логопеду, произносит начало слова. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребенка назвать слово полностью.
Ребенок: Логопед: Ребенок:
КА мень камень
мин камин
ток каток
бан кабан
нат канат
фель кафель
БУ кет букет
тон бутон
фет буфет
бен бубен
БА лет балет
тон батон
нан банан
БИ лет билет
вень бивень
ЛИ вень ливень
мон лимон
Упражнение «ДОБАВЬ ЗВУК»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа.
2. Формировать навыки звукового синтеза.
3. Развивать слуховое внимание.
4. Уточнять и активизировать словарный запас.
Оборудование: Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит слово без последнего звука. Ребенок, возвращая мяч, добавляет последний звук, затем называет слово полностью.
Като каток Бубе - (н) Ливе _ (нь)
Комо _ (к) Лимо _ (н) Каме _ (нь)
Вени _ (к) Бато _ (н) Ого _ (нь)
Доми _ (к) Бана _ (н) Тюле _ (нь)
Пау _ (к) Дива _ (н) Оле _ (нь)
Тюби _ (к) Ваго _ (н) Оку _ (нь)
Гама _ (к) Бегу _ (н) Мебе_ (ль)
Куби _ (к) Вои _ (н) Педа _ (ль)
Мото _ (к) Фили _ (н) Меда _ (ль)
Таба _ (к) Ива _ (н) Топо _ (ль)
Фини _ (к) Каба _ (н) Пуде _ (ль)
Хомя _ (к) Бато_ (н) Уго _ (ль)
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА
Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Цель:
Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Баня - банька Дыня - дынька
Хата - хатка Дети - детки
Нота - нотка Липа - липка
Пена - пенка Вата - ватка
Пуля - пулька Губы - губки
Яма - ямка Сани - санки
Упражнение «ОДИН – МНОГО».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 5-го типа при образовании имен существительных в форме множественного числа именительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.
с окончанием "И" с окончанием "Ы" с окончанием "А"
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Денек - деньки Бубен - бубны Пятно - пятна
Пенек - пеньки Бант - банты Окно - окна
Дубок - дубки Винт - винты
Каток - катки Фильм - фильмы
Венок - венки Лифт - лифты
Комок - комки Бинт - бинты
Танк - танки
Камень - камни
Ливень - ливни
Капля - капли
Уголь - угли
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ. (6-ой тип слоговой структуры)
Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его "ласково".
Логопед: Ребенок: Воспитатель: Ребенок:
Бант - бантик Лист - листик
Бинт - бинтик Зонт - зонтик
Фант - фантик Мост - мостик
Куст - кустик Болт - болтик
Дождь - дождик Холм - холмик
Шарф - шарфик
Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при употреблении имен существительных единственного числа творительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: метла, губка, игла, нитка, булка, халва, вилка, ложка, масло, бинт.Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать.
с окончанием «ОЙ».
Двор метут (чем?) Метлой.
Моются (чем?) Губкой.
Шьют (чем?) Иглой, ниткой.
Угощают (чем?) Булкой, халвой.
Едят (чем?) Вилкой, ложкой.
- с окончанием «ОМ».
Хлеб намазывают (чем?) Маслом.
Рану бинтуют (чем?) Бинтом.
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ (7-ой тип слоговой структуры)
Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».
с суффиксом "ИК" с суффиксом "ОК" с суффиксом "ЧЕК"
Логопед: Ребенок: Логопед : Ребенок: Логопед: Ребенок:
Пакет пакетик голос голосок Замок замочек
Букет букетик коготь коготок Каток каточек
Билет билетик локоть локоток кулек кулечек
Буфет буфетик узел узелок денек денечек
Салат салатик угол уголок Носок носочек
Халат халатик обод ободок сынок сыночек
Канат канатик холод холодок Песок песочек
Завод заводик волос волосок дубок дубочек
Комод комодик ноготь ноготок Моток моточек
Голос голосок лужок лужочек Колос колосок Пенек пенечек
Упражнение « НАЗОВИ ДЕТЕНЫШЕЙ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: кошка, корова, лосиха, лисица, ежиха, гусыня, утка; котенок, теленок, лосенок, лисенок, ежонок, гусенок, утенок.Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки с изображением детенышей животных (птиц). Затем, показывая картинку с изображением взрослого животного (птицы), произносит начало предложения. Ребенок заканчивает предложение словом, подходящим по смыслу и подбирает соответствующую картинку.
Логопед: Ребенок.
У кошки котенок.
У коровы теленок.
У мышки мышонок
У гусыни гусенок.
У утки утенок.
У лося лосенок.
У лисы лисенок.
У ежа ежонок.
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА (8 тип слоговой структуры)
Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?»
Цель:
1. Учить произносить слова слоговой структуры 8-го типа.
2. Упражнять в слоговом синтезе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Ребенок, бросая мяч Логопеду, произносит заданный слог. Логопед, возвращая мяч, заканчивает слово. Затем ребенок произносит слово полностью.
Ребенок: Логопед: Ребенок:
ПО ходка походка
Возка повозка
Ломка поломка
Видло повидло
Чинка починка
Дарки подарки
БУ лавка булавка
Ханка буханка
Тылка бутылка
Кашка букашка
Лочка булочка
Упражнение «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 8-го типа при образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет предмет. Ребенок, возвращая мяч, называет его «ласково».
с суффиксом - ОШК-; - ЫШК; - УШК; - ЮШК - ЕЖК-.
Воспитатель: Ребенок: Воспитатель: Ребенок:
Камни - камешки. Бумага - бумажка.
Окно - окошко. Деньги - денежки.
Перо - перышко. Серьги - сережки
Дно - донышко. Поле - полюшко.
Зима - зимушка. Горе - горюшко.
- с суффиксом - К-.
Петля - петелька. Туфель - туфелька.
Капля - капелька. Неделя - неделька.
Вафля - вафелька. Сабля - сабелька.
Цапля - цапелька. Песня - песенка.
Лестница - лесенка. Сосна - сосенка.
Ведро - ведерко.
- с суффиксом - Ц - .
Письмо - письмецо. Пальто - пальтецо.
Дерево - деревце. Масло - маслице.
Окно - оконце. Болото - болотце.
Полено - поленце. Колено - коленце (движение в пляске).
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ (9-й тип слоговой структуры)
Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа.
2. Упражнять в слоговом синтезе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч Логопеду, заканчивает его.
Логопед: Ребенок:
Памят памятник.
Будиль удильник.
Маят маятник.
Полов половник.
Купаль купальник.
Шипов шиповник.
Ворот НИК воротник.
Кофей кофейник
Соус соусник.
Напиль напильник
Коров коровник
Телят телятник
Курят курятник.
Озор озорник.
Парус парусник
Багаж багажник
Бумаж бумажник
Ошей ошейник
Науш наушник
Паяль паяльник
Рассоль рассольник.
(Лексическое значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить.)
Упражнение «ПОСЧИТАЙ И НАЗОВИ»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 9-го типа при употреблении имен существительных родительного падежа множественного числа.
Оборудование: картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку картинки с изображением пяти одинаковых предметов. Затем Логопед называет один предмет. Ребенок находит на карточке изображение предмета и называет словосочетание имени существительного с именем числительным.
Логопед: Ребенок:
Огурец пять огурцов.
Персик пять персиков.
Медвежонок пять медвежат.
Кирпич пять кирпичей.
Кисточка пять кисточек.
Воробей пять воробьев.
Таблетка пять таблеток.
Корабль пять кораблей.
Дерево пять деревьев.
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕСЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ (10-й тип слоговой структуры)
Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10 - го типа.
2. Упражнять в слоговом синтезе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч Логопеду, заканчивает его.
Логопед: Ребенок:
Салфет салфетка
Незнай Незнайка
Таблет таблетка
Выстав выставка
Подмет подметка
Обнов обновка
Отмет КА отметка.
Отгад отгадка
Ватруш ватрушка
Картош картошка
Мартыш мартышка
Матреш матрешка
Игруш игрушка
Заклад закладка
Заплат заплатка
Упражнение « СЛОВА С «ТОЧКОЙ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 10 - го типа.
2. Упражнять в слоговом синтезе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает его.
Логопед: Ребенок:
Лен ленточка
Коф кофточка
Кис точка кисточка
Кос косточка
Кар карточка
Кур курточка
Чер черточка
Фор форточка
Вес весточка
ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ ИЛИ В КОНЦЕ СЛОВА (11-ый тип слоговой структуры) Упражнение «ДОБАВЬ ПЕРВЫЙ ЗВУК».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 11-го типа.
2. Упражнять в звуковом анализе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Ребенок, бросая мяч Логопеду, произносит первый звук. Логопед, возвращая мяч, говорит окончание слова и просит ребенка назвать слово полностью.
Ребенок: Логопед: Ребенок: Ребенок: Логопед: Ребенок:
К лей клей С мех смех
Лен клен лед след
Вас квас лой слой
Люч ключ лух слух
Люв клюв тон стон
Лоп клоп нег снег
Лин клин вой свой
Лещ клещ ноп Сноп
Ров кров кот Скот
Раб краб лон слон
Ран кран тол Стол
Рот крот тул Стул
П лот плот З вук Звук
лут плут вон Звон
лен плен нак знак
лед плед ной Зной
(Значение незнакомых ребенку слов необходимо объяснить. Упражнение «ОДИН – МНОГО».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 11-го типа при образовании имен существительных множественного числа родительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки с изображением предметов во множественном числе.
Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ему поиграть: «Я назову предмет, а ты найдешь картинку, где таких предметов много, и назовешь их».
слова со стечением согласных в начале слова.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Шляпа много шляп. Книга много книг.
Стена стен. Птица птиц.
Скала скал. Плита плит.
Школа школ. Пчела пчел.
Спина спин. Слива слив.
Груша груш. Крыша крыш.
Блюдо блюд. Слеза слез.
Брюки брюк. Труба труб.
слова со стечением согласных в конце слова.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Пихта много пихт. Кофта много кофт.
Лента лент. Буква букв.
Тыква тыкв. Изба изб.
Пальма пальм. Игла игл.
Игра игр. Зебра зебр.
Место мест. Волна волн.
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕЧЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ (12 тип слоговой структуры)
Упражнение «ДОБАВЬ СЛОГ – «КА».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа.
2. Упражнять в звуковом анализе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает его слогом - "ка", затем называет слово полностью.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Птич птичка спич спичка
Брош брошка клет клетка
Плет плетка шлюп шлюпка
Гряд грядка проб пробка
Плен пленка пряж пряжка
Тряп тряпка прач прачка
Грел грелка кноп кнопка
Блуз блузка смаз смазка
Клюш клюшка сказ сказка
Круж кружка скач скачка
Трой тройка связ связка
Стай стайка скал скалка
Слой слойка свин свинка
Свеч свечка блест блестка
Упражнение «КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ?».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 12-го типа.
2. Упражнять в звуковом анализе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Ребенок, бросая мяч Логопеду, произносит первый звук. Логопед, возвращая мяч, говорит окончание слова и просит ребенка назвать слово полностью.
Ребенок: Логопед: Ребенок:
СТ ружка стружка
Рочка строчка
рижка стрижка
рунка струнка
ройка стройка
релка стрелка
рельба стрельба
рашно страшно.
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В НАЧАЛЕ И СЕРЕДИНЕ СЛОВА (13 тип слоговой структуры)
Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при употреблении антонимов.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения.
Логопед предлагает ребенку подобрать слово с противоположным значением.
Логопед: Ребенок:
Темная светлая
Трусливая храбрая
Веселая грустная
Шершавая гладкая
Громадный крошечный
Уснуть проснуться
Болезнь здоровье
Упражнение «СКАЖИ О СЕБЕ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 13-го типа при употреблении возвратных глаголов прошедшего времени.
. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: парные картинки.
Ход игрового упражнения.
Воспитатель показывает ребенку парные картинки и просит подобрать слово, которое обозначает, что человек делает что-то сам.
Логопед: Ребенок:
Купал купался
Прятал прятался.
Сгибал сгибался
Свалил свалился
Крутил крутился
Хвалил хвалился
Светил светился
Спустил спустился
ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ (14-й тип слоговой структуры)
Упражнение «ДОБАВЬ СЛОГ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа.
2. Упражнять в звуковом анализе.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало слова. Ребенок, возвращая мяч, заканчивает его заданным слогом, затем называет слово полностью.
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Паути НА паутина лукови ЦА луковица
Царапи царапина пугови пуговица
Полови половина учении ученица
Барани баранина рукави рукавица
Говяди говядина метели метелица
Теляти телятина чечеви чечевица
Гусяти гусятина переноси переносица
Куряти курятина черепи черепица
Гусени гусеница Лерина БА балерина
Путани путаница калея бакалея
Тулови ЩЕ туловище ранина баранина
Голени голенище тарея батарея
Учили училище
Чудови чудовище
Упражнение «НАЗОВИ НЕСКОЛЬКО ПРЕДМЕТОВ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 14-го типа при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: мяч.
Ход игрового упражнения.
Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.
с окончанием "И" с окончанием "Ы".
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Читатель читатели Самолет самолеты
Писатель писатели капитан капитаны
Водитель водители ананас ананасы
Карусель карусели логопед логопеды
Родитель родители телефон телефоны
Товарищ товарищи мухомор мухоморы
Покупатель покупатели телевизор телевизоры.