ИТОГОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в подготовительной группе для детей с ФФНР. «Анализ звуко-слогового состава слова».




ИТОГОВАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

в подготовительной группе
для детей с ФФНР.




«Анализ звуко-слогового состава слова».










Логопед: Куршева Е.В.











ЦЕЛЬ: Обобщение фонетических представлений на материале звуко – слогового состава слова.

ЗАДАЧИ:

- Дифференцировать понятия «СЛОГ» - «СЛОВО».
- Закреплять умение делить слова на слоги.
- Способствовать формированию навыка звуко-буквенного анализа слов.
- Способствовать формированию навыка чтения, печатного письма.
- Способствовать развитию мелкой моторики.
- Способствовать развитию высших психических функций.
- Способствовать обогащению активного и пассивного словаря.
- Формировать связную речь.
- Воспитывать уважение к собеседнику.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:


1. Модели звуков, слова, слогов – по количеству детей.
3. Коробки спичек с обрезанной серой - по количеству детей.
4. Картинки: Барабан, роза, рука, рыба
Стул, слон, лиса, сок
Бабочка, кирпичи, девочка, врач
Буквы, кабачок, крокодил, кукушка
5. По 3 индивидуальных комплекта геометрических фигур с написанными на них слогами (для составления слов: роза, малыши, пижама).


ЛИТЕРАТУРА:

Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ, (Программа рекомендована Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования) - Москва «Просвещение», 2008.









ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент:
А) Речевое дыхание (вдох носом, долгий выдох – ртом).
Б) – На своё место сядет тот, кто назовёт любое слово, в котором 2 слога.

1. Тема занятия.
-Сегодня на занятии
-Обсудить с детьми, чем отличается слог от слова.
- Как же узнать, сколько слогов в слове?
(С помощью руки и подбородка: сколько раз ротик хорошо откроется и подбородок стукнется о руку, - столько и слогов).
- Какие же звуки хорошо открывают ротик, когда произносятся, и им ничего не мешает? (гласные звуки)
- Значит, подбородок ударяется о руку, когда мы произносим (гласные звуки)
- Итак, количество слогов в слове нам помогут определять гласные звуки.
- В каждом слоге обязательно есть 1 гласный звук.

- С помощью значков покажите, сколько слогов в слове, которое вы услышите: кукуруза (-|-|-|-), дом (-).
-Если дом маленький - домик (-|-)
-Если огромный - домище (-|-|-).

2. IV лишний.
На наборном полотне группы картинок:
Барабан, роза, рука, рыба
Стул, слон, лиса, сок
Бабочка, кирпичи, девочка, врач
Буквы, кабачок, крокодил, кукушка

- В первом ряду найдите лишнее слово, нарисуйте его спичками. Докажите, что вы правы.
- Лишнее слово во II и III ряду дети печатают спичками. Объясняют свой выбор, делят полученные слова на слоги.
- Назовите лишнее слово в последнем ряду (буквы)

- Разберите это слово с помощью значков и спичек. (Далее дети хором выполняют анализ данного слова)

3. Физминутка.
- Напечатайте носом: - букву Х
глазами – букву О
туловищем – букву М
носом – букву К
туловищем – букву А
- Какое слово получилось? (хомка)
- По команде присядьте столько раз, сколько слогов в этом слове (2).

Совместное выполнение физминутки про Хомку.


4. Собери слово.
У детей на столах по 3 индивидуальных комплекта геометрических фигур с написанными на них слогами.
Проблемная ситуация:
- Разделите все фигуры на 3 группы (дети могут разделить фигуры по цветовому признаку, получится 4 группы. Важно добиться деления по контурным различиям)
-Разложите кружочки так, чтобы получилось название цветка.
-Возьмите фигуры, похожие на флажок. Соберите из них слово. (малыши)
-Из третьей группы фигур (пижама)

- Используя любые из этих слогов, составьте новые слова.


5. Диктант.Выполняется с помощью спичек с обрезанной серой.
Бочка-почка-дочка-точка-кочка-кошка-кошки.

- Покажите столько пальчиков, сколько слогов было во всех словах, которые вы только что печатали.

6. Итог.

- Что такое слог? (Это часть слова)
- На доске: ка-та-пус. Здесь написаны слоги, слово получилось? Почему?
- Если эти части в слове перепутаются, наша речь будет понятной? У каждого слога в слове есть своё место.
- Как определить, сколько в слове слогов?
- Оценка деятельности детей.

7. Закрепление.

- С занятия идёт тот, кто выполнит звуко – буквенный анализ слова «КОШКИ». (выполняется с помощью индивидуальных комплектов звуковых моделей).


























13PAGE 15




Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415