Открытый урок на тему Реформа 1867 – 1868 годов в Казахстане


Г.С.Имангалиева Открытый урок Преподаватель истории
Реформа 1867 – 1868 годов в Казахстане
Цели урока: Раскрыть содержание реформ и показать их колониальную сущность
Образовательная: Показать дальнейшую колонизацию казахских земель и провести сравнительный анализ, т.е. сопоставить реформы 1822-1868 гг.;
Развивающая: Анализировать документы, правильно пользоваться терминологией, готовить выступления, сравнивать, давать оценку;
Воспитательная: Прививать студентам чувство любви к Родине, воспитывать в духе патриотизма.
МПС: история России, всемирная история.
Тип урока: изучения нового материала
Оборудование урока: таблицы, схемы, карта, учебник.
Методы урока: творческая работа, групповая работа, анализ и синтез, рассказ.
Основные понятия: реформа, колония, метрополия, колонизация, суд биев, административное деление.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Рассказ учителя. Реформа 1867-1868 годов в Казахстане.
III.Работа в группах:
1. Выступление с сообщениями
2. Анализ текста и составление схемы
IV. Закрепление нового материала. Работа по тестам.
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание
II. Учитель: Ребята, вы знаете, что в 20-х годах 19 века царским правительством были приняты реформы в Казахстане. Это «Устав о сибирских киргизах» и «Устав об оренбургских киргизах». Главной целью этой реформы была ликвидация ханской власти.
Но в условиях распространения капиталистических отношений Уставы 20-х годов 19 века не отвечали целям хозяйственного развития России. Казахстан испытывал на себе активный процесс колонизации. Чтобы придать ему целенаправленный и систематический характер, царское правительство решило создать в Казахстане административное управление, приближенное к российской системе и максимально отвечающее интересам метрополии. Поэтому было принято решение о введении административной реформы в 60-х годах 19 века. Была создана комиссия во главе со статс-секретарем И.И.Бутковым. Однако предложения этой комиссии не были приняты. Затем была создана «Степная комиссия» во главе с членом Совета Министерства внутренних дел Гирсом. Известный ученый, просветитель Шокан Уалиханов высказался за перестройку управления Казахстаном на народных началах, но царское правительство не приняло это к сведению. Главной целью этой реформы была коренная ломка старой системы управления чингизидов. Реформа была принята в виде опыта временно на два года, но фактически этот опыт затянулся на целых 20 лет. Об основных положениях реформы 1867-1868 годов сейчас расскажут ребята.
III. Группы готовят и выступают с сообщениями:
1 группа- «Россия в середине 19 века»
2 группа – «Казахстан в середине 19 века»
3 группа - «Реформа 1867-1868 годов»
4 группа – выводы и сравнительный анализ
1 группа: Отмена крепостного права в России в 1861 году диктовала необходимость дальнейших реформ. В целом отмена крепостного права привела к необратимым переменам во всех сферах жизни русского общества. Реформа 1861 года по отмене крепостного права в России создала условия для переселения русских крестьян в восточные районы. К середине 60-х годов начинается переселение крестьян из центральных районов России на территорию Казахстана. В России был проведен ряд реформ: земская, судебная, военная и др. Преобразовательные устремления власти поначалу встретили в русском обществе понимание. Однако со временем в обществе наблюдается раскол, в частности, в общественном движении. Значительную часть образованного общества захватывают революционные настроения.
2 группа: С середины 19 века начали распространяться капиталистические отношения в Казахстане, что не могло не повлиять на хозяйственную жизнь казахского аула и положение социальных групп. Одним из проявлений влияния экономики России на казахский аул было распространение оседлого образа жизни и земледелия. К главным изменениям относится владение землей, выделенной в частную собственность.
В 30-50-е годы 19 века выявляются отдельные районы с богатыми природными ресурсами. Капитализм проникает в Казахстан в 3 направлениях:
1.Развитие горнодобывающей промышленности.
2.Переработка сельскохозяйственного сырья.
3.Строительство железных дорог.
3 группа: Согласно реформе 1867-1868 годов вся территория Каазхстана делилась на 3 генерал-губернаторства: Туркестанское, Западно-Сибирское и Оренбургское. Вся полнота власти принадлежала генерал-губернаторам. Генерал-губернаторства делились на области. Областные правления подчинялись военным губернаторам. Области делились на уезды, их было 34. Уезды делились на волости по административному принципу. Волости делились на административные аулы. По реформе судебное устройство в Казахстане имело несколько уровней. Сохранились суды биев и казиев на уровне аулов.
Реформы устанавливали ежегодный покибиточный сбор со скотоводов. Для оседлого земледельческого населения сохранялся традиционный налог – одна десятая часть урожая натурой или деньгами. Устанавливались различные повинности. Ограничивались права мусульманского духовенства.
Самым тяжелым последствием реформы было объявление земель Казахстана государственной собственностью Российской империи.
4 группа: Выводы: Последствия реформы 1867-1868 гг.:
1.Она не могла разрешить всех коренных противоречий общества;
2.Территориальный принцип административного устройства нарушал традиционное землепользование;
3.Были созданы возможности для освоения богатств края;
4.Усилилось социальное расслоение общества;
5.Формирование жатачества и уход обедневших казахов на прилинейные заработки и первые промышленные очаги;
6. Повышение налогов;
7.Сокращение привилегий местной знати.
Территориальный принцип административного устройства нарушал традиционное землепользование, тяжелым бременем легли налоги и повинности, ущемлялась в своих правах и местная знать. Казахи отказались принимать новые порядки. В 1868-1869 годах в Уральской и Тургайской областях, в 1870 году на Мангыстау вспыхнули восстания казахов.
Сравнительный анализ реформ 1822-1868 годов
1822-1824 годов Сходство 1867-1868 годов
Различия Различия1.Учитывалось родовое 1.Административное де- 1.Земли Каз.объявлялись
деление общества. ление каз. земель. государственной собст-
2.Формально округом 2.Уничтожен институт венностью.
управлял ага султан. ханства, султанства. 2.Вся власть сосредото-
3.Власть волостных султанов 3.Привлечение местной чена в руках генерал-
передавалась по наследству. феодальной знати. губернатора.
4.Ограничены права 3.Царская админи-
биев, ужесточение страция могла отме-
эксплуатации народа. нить решение выборов
и назначить своего
представителя.
IV. Работа по тестам
1.Как называлось низшее звено судебной системы по реформе 60-х гг.?
А) уездный суд Б) суд биев и казиев В) военный суд
2.Кто был освобожден по реформе от налогов?
А) бии Б) султаны В) муллы
3. В чем заключалась основная цель данной реформы?
А) разделение территории края на области Б) коренной ломке старой системы управления чингизидов В) возвращение ханской власти
4. Какой из генерал-губернаторов имел право вести дипломатические переговоры с Китаем и Ираном?
А) Туркестанский Б) Оренбургский В) Западно-Сибирский генерал-губернатор
5. В руках генерал-губернатора сосредоточилась :А) гражданская власть Б) гражданская и военная власть В) военная власть
6. Областные правления имели:
А) 2 отдела Б) 3 отдела В) 4 отдела
7. Отлитый из бронзы знак и печать вручали
А) уездным начальникам Б) военным губернаторам В) волостным управителям и аульным старшинам
8. Полицейская и распорядительная власть была передана в руки аксакалов
А) Семиреченской области Б) Семипалатинской В) Сырдарьинской
V. Подведение итогов
VI. Задание на дом