Логопедическое подгрупповое занятие для детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи « Сказывали и мы сказки. Русский фольклор».


Государственное казенное образовательное учреждение Саратовской области для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей « Специальная ( коррекционная) школа –интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья 8 вида п. Алексеевка Хвалынского района».
Логопедическое подгрупповое занятие для детей с фонетико-
фонематическим недоразвитием речи
« Сказывали и мы сказки. Русский фольклор».
Возрастная категория : 4 класс.
Учитель- логопед
Хвалина Елена Николаевна.
Логопедическое подгрупповое занятие в 4 классе
по теме: « Сказывали и мы сказки. Русский фольклор» .
Цели занятия:
Коррекционно- образовательные :
- продолжать знакомство детей с устным народным творчеством, развивать интерес к фольклору.
- формировать правильное построение предложений и согласование слов в нём;
- расширять и активизировать словарь.
Коррекционно- развивающие:
- обогащать словарь и развивать выразительность речи.
- развивать творческие способности.
Коррекционно – воспитательная:
- воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
- формировать доброжелательное отношение друг к другу.
- приобщить к истокам и традициям русского народа.
Оборудование.
Индивидуальные зеркала ; предметные картинки; картинки для сопровождения выполнения артикуляционной гимнастики; запись плясовой музыки ;картинка с изображением сказки « Теремок»; магнитная доска; напечатанные скороговорки; напечатанные пословицы; пословицы в рисунках; напечатанные фразы потешек; цветные карандаши, альбомные листы.
Организационный момент.
Логопед здоровается с детьми.
Представляет гостей.
Логопед: Начнём наше занятие с артикуляционной гимнастики.
= 1 \* ROMAN I Общая артикуляционная гимнастика.
Весёлая прогулка.
Жил- был язычок в своём домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко , посмотрел, какая погода. Увидел во дворе индюка и испугался.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его ( рот не открывать). Повторить 3-4 раза.
Индюк.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперед- назад, произнося: была- была- была.
Месим тесто. Испугался язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем- то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал её помогать месить тесто и скалкой его раскатывать. Давай и мы поможем ему.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язычок зубами – та- та- та…; пошлёпать язык губами- пя- пя- пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
Блинчики. Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем , какой у Язычка получился блинчик.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет взрослого до пяти; потом до десяти.
Вкусное варение. Стали мама с язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным варением, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раза.
Чашка. Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем , какая у него была красивая чашка.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки ( чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.
Чисти зубки. Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему и говорит :
« Язычок, пора спать!». Перед сном Язычок пошёл умываться и правильно, чистить зубы. Давай и мы с тобой почистим зубы.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно « почистить» за нижними зубами( влево- вправо) под счёт взрослого ( 7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами ( рот при этом широко открыт). Повторить 8- 10 раз.
IІ. Сообщение темы.
Логопед: - Ребята, нам в наследство достался красивый, выразительный русский язык. Все сказания, потешки, загадки , считалки, сказки, поговорки, скороговорки, пословицы, дразнилки, заклички передавались каждому поколению из уст в уста., т. е. устно. Вот поэтому - это называется устное народное творчество.
III Игра для развития высоты и тембра голоса.
- Ребята , посмотрите на картинку. Вы, конечно узнали , какая это сказка? Все герои говорят разными голосами. ( Русская народная сказка « Теремок» ).
- Я предлагаю рассказать вам эту сказку , где герои будут говорить разными голосами.
Логопед распределят роли, и обращает внимание, что у каждого героя « свой» голос.
Работа со сказкой.
Логопед: Сейчас я познакомлю вас с докучной сказкой. Прослушайте сказку, и скажите, почему она называется докучная.
Про сороку и рака.
Стоит над рекой дуб. На том дубу сидит сорока – в реку смотрит. А рак вылез из воды и лезет.
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт.
Вот он лезет да ползёт, ползёт да лезет. А сорока смотрит.
Вот она смотрит , да смотрит, да смотрит. А рак лезет, да ползёт…
И так без конца!
Задание: Кто ещё знает докучные сказки? Я предлагаю самим сочинить докучную сказку. Главные герои: Медведь и Пчела.… Медведь лезет по липе за мёдом.
Пчела жужжит и отгоняет его от дупла с мёдом…
Логопед: - А ещё русский народ сочинил потешки про животных.
Логопед раздаёт слова. Ученики читают.
«Заяц.» « Ёжик».
- Заяц, заяц, чем ты занят? -Ёж, Ёж, где живёшь?
- Кочерыжку разгрызаю. –Я живу в густом лесу!
- А чему ты, заяц, рад? - Ёж, ёж, что несёшь?
- Рад, что зубы не болят. – В норку яблоки несу.
Инсценировка пословиц.
Задание: Изобразите мимикой , как вы понимаете пословицы.
У страха глаза велики.
Пуганая ворона куста боится.
У нашего Трошки задрожали ножки.
Пугается, как заяц на ветру.
Прячется, как лягушка в камышах.
Физкультурная минутка.
Игра « Ручеёк».
Звучит музыка плясовая « Ручеёк».
Работа с поговорками.
Логопед: - В нашем языке встречаются выражения, смысл которых мы не всегда понимаем до конца. Такие выражения тоже придумал народ, и употреблял их в определённой ситуации. Вот с одним таким выражением мы сегодня познакомимся.- « Бить баклуши».
Задание : Послушайте рассказ М. Бартенева « Как трудно бить баклуши».
- Хватит тебе баклуши бить! – сказала Митьке мама. – Собирайся! Поедешь в деревню.
- А что такое « бить баклуши»? – спросил Митька. – Баклуши бить- значит бездельничать, - объяснила мама. – Выражение такое.
В деревне жили Митины дедушка и бабушка. Бабушка занималась хозяйством, а дедушка делал деревянные ложки.
Ложек этих ещё прошлым летом в доме было видимо – невидимо, а сейчас их оказалось ещё больше.
« Дедушка даром времени не терял, - подумал Митька. – Не бил баклуши».
Утром Митька за угол заглянул и видит: сидит возле сарая дедушка и по полену стук- стук, тюк- тюк…
- Дедушка, что ты делаешь? – спросил Митька.
- Я- то ? – взмахнул топором дедушка. - Баклуши бью!
- Так ведь баклуши бить- это значит бездельничать!- удивился Митька. – А ты чурочки рубишь.
- Чурочки! – повторил дедушка. – Чурочки эти баклушами называют. Раньше ведь как? Железные ложки дорогие были. И поэтому в каждой деревне мастер был – ложечник. А у мастера помощник – подмастерье. Мастер ложки из чурочек делал, подмастерье эти чурочки заготавливал. Баклуши бил, другими словами. Дело это нехитрое, умения большого не требует, вот и пошла поговорка: баклуши бить.
- Дедушка, - попросил Митька, -можно я твоим подмастерьем стану? Буду баклуши бить.
- Давай попробуем, - согласился дедушка.
Митька взял топор, размахнулся и … не попал по полону. Второй раз он по полену попал. Да так, что оно подскочило и в огород улетело.
- Оказывается , нелегко баклуши бить! – сказал Митька дедушке.
- Конечно, сноровка нужна, - согласился дедушка.
Задание: - Что называли в прошлом баклушами?
- Зачем изготавливали баклуши?
- Кто помогал мастеру?
- Какие ложки использовали в старину?
- Трудно ли бить баклуши?
ӏх. Работа с пословицами.
Логопед: Посмотрите , на доске расположены картинки. Рассмотрите их . Подумайте, какие пословицы закодированы в этих рисунках. Прочитайте пословицы и соедините их с нужными рисунками.
Пословицы: Мала книга, да мудрость в ней велика.
Любишь кататься , люби и саночки возить.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
х. Работа с скороговорками.
Логопед: Прочитайте скороговорки, которые я вам раздам.
Накроши в окрошку
Картошку и горошку!
Верушка- с вертушкой,
Варюшка- с ватрушкой,
Гаврюшка – с гармошкой,
Петюшка – с Петрушкой.
У киски в миске сливки скисли.
Сети у Симы, сети у Васи,
Сети у Сени, сети у Аси.
Три сороки – тараторки
Тараторили на горке.
хI. Закрепление материала.
Работа с закличками.
Задание: Зачем люди придумали заклички?
Что они означают?
Прослушайте заклички, к одной из них нарисуйте рисунок.
1.Божья коровка,
Чёрная головка,
Полети на небо,
Принеси мне хлеба,
Чёрного иль белого,
Только не горелого!
2. Дождик, дождик, пуще-
Дам тебе я гущи!
3. Радуга- дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка
Колоколнышка!
хІ. Итог занятия.
Логопед: Назовите, что относиться к устному народному творчеству?
Ответы детей: потешки, сказки, поговорки, считалки , скороговорки, дразнилки, заклички, прибаутки, пословицы, загадки.
Что запомнилось каждому?
Оценки.
Используемая литература:
1.Волина В. Праздник букваря. М, 1996.
2. В мире мудрых пословиц : комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х. : .Изд- во « Ранок», 2007.
3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. 1-4 класс- « ВАКО» , М., 2005.
4.Косинова Е. Уроки логопеда.- ЭКСМО, М. , 2003.
5. Праздник « В тереме расписном я живу, к себе в гости всех друзей приглашу…»//Логопед.2010.№ 4.
6.Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М, Просвещение, 1990.