Проектный метод как средство обучения одарённых детей


Проектный метод как средство обучения одарённых детей
Проектный метод должен активно включаться в процесс обучения английскому языку одаренных детей. Этот метод сформировался сравнительно недавно и привлекает креативных обучаемых прежде всего своей новизной и современным форматом.
Метод проектов определяется как система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Он основывается на теоретических концепциях прагматической педагогики, провозгласившей «обучение посредством делания». Подчеркивается важность деятельности, которая связана с окружающей учащегося реальностью и основывается на его актуальных интересах.
Проектная деятельность в какой-то мере напоминает проблемное обучение с выходом в практику, в чем заключается её огромное значение и преимущество. Проектная деятельность – это деятельность пяти «П»: проблема, планирование, проектирование, продукт, презентация. Проектная деятельность развивает чувство ответственности, самостоятельность, обязательность, творчество, возможности самоанализа и самооценки, партнерство, будит интерес и выводит обучаемого на уровень самообразования, самообучения и самовоспитания.
Проекты можно разделить на четыре категории:
1. Информативные и исследовательские
2. Обзорные
3. Продуктивные
4. Организационные
Организуя работу над проектом, важно соблюдать следующие условия:
·  тематика проектов может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания учащихся, причем эффективность проектной методики в большей степени обеспечивается интеллектуально – эмоциональной содержательностью включаемых в обучение тем;
·  учащихся необходимо ориентировать на сопоставление и сравнение событий, фактов из истории и жизни людей разных национальностей и разных стран, подходов к решению тех или иных проблем и т. д.;
·  проблема, предлагаемая учащимся, формулируется так, чтобы ориентировать учащихся на привлечение, по возможности, аутентичных источников информации;
·  оформление проекта должно быть разнообразным;
·  тематика должна быть близка и интересна учащимся;
·  учащиеся должны быть сориентированы на привлечение фактов из смежных областей знаний.
В период работы над проектом развивается умение поиска информации, конспектирования, формулирования замысла, аргументирования. Также развиваются коммуникативные умения, организаторские и исполнительские умения, умения работать в команде, умения работать независимо от преподавателя.
Благодаря работе над проектом создается прочная языковая база.
Специфическим является также подразделение навыков на два вида: навыки изучающего язык и навыки пользователя языком.
Для развития первого вида навыков используются фонетические и лексико-грамматические упражнения тренировочного характера. Это упражнения на имитацию, подстановку, расширение, трансформацию, восстановление отдельных фраз и текстов. Их особенность в том, что они даются в занимательной форме, в виде теста на проверку памяти, внимания, игр на догадку, головоломок, иногда в виде фонограммы.
Обучение грамматическим навыкам и их тренировка обычно проводится в виде работе на основе таблиц. Все упражнения, что особенно важно, выполняются на фоне разработки представленного проекта.
Для практики в пользовании языком дается большое количество ситуаций, создаваемых с помощью вербальной и предметно-образной наглядности.
Оценка проекта может быть как текущей (текущий контроль), так и на этапе презентации.
В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Проектный метод является реализацией личностно-деятельного похода и воплощает общемировую тенденцию на  HYPERLINK "http://pandia.ru/text/category/gumanizatciya/" \o "Гуманизация" гуманизациюобразования, т. е. ориентацию процесса обучения на развитие личности обучаемого средствами учебного предмета.
Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты, решения стоящих перед ним задач, реализуя усвоенные им средства и способы работы.
Основными методическими принципами, на которых базируется проектная методика, являются следующие:
Принцип сознательности.
Он предусматривает опору учащегося на систему грамматических правил, работа над которыми строится в виде работы с таблицами, что в свою очередь является признаком следующего принципа.
Принцип доступности.
Этот принцип проявляется прежде всего в том, что при построении курса обучения по проектной методике рассматриваются вопросы и проблемы, значимые для обучаемого на данном этапе, исходя их его личного опыта, что обеспечивается за счет соответствующей обработки учебного материала.
Принцип активности.
Этот принцип в проектной методике основывается не только на внешней активности (активная речевая деятельность), но и на активности внутренней, что проявляется при работе над проектами, развивая творческий потенциал учащегося и основываясь на ранее изученном материале. В проектной методике принцип активности играет одну из ведущих ролей.
Принцип коммуникативности.
Данный принцип обеспечивает контакт не только с преподавателем, но и общение внутри группы, в ходе подготовки проектов. Проектная методика основывается на высокой коммуникативности, предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Принцип наглядности.
Он используется прежде всего при подаче материала в виде уже подготовленных проектов. Применяются как слуховая, так и контекстная наглядность.
Принцип систематичности.
Этот принцип актуален для данной методики не только потому, что весь материал делится на темы и подтемы, но и также потому, что методика основана на цикличной организации учебного процесса: каждый из предусмотренных циклов рассчитан на определенное количество часов. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижение общей цели овладения английским языком.
Принцип самостоятельности.
Это принцип играет также очень важную роль в проектной методике. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая обучаемыми работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия, экскурсии и т. п.).
Новизна этого подхода в том, что обучаемым дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного времени. Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы. А так как работа над проектами ведется либо самостоятельно, либо в группе с другими обучаемыми, то можно говорить о принципе самостоятельности как об одном из основополагающих.
Эта познавательная самостоятельность особенно привлекает одаренных детей. Обучение строится на принципиально новой основе, которая осуществляет перенос акцента с передачи обучаемым готовых знаний к добыванию их в процессе активной учебно-познавательной деятельности, благодаря чему формируется активная личность с творческим мышлением. Этот принцип позволяет осознанно овладевать языковыми средствами и осмысленно их использовать, а так же он обеспечивает формирование прочных знаний и умений.
Принципы проектной методики тесно взаимосвязаны и весьма важны. Данная методика приучает обучаемых творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, возможно, варианты решения стоящих перед ними задач, а принципы, на которых она базируется, делает её особенно ценной для работы с одаренными детьми.
Одаренные дети требуют особых методик при обучении их иностранному языку. Несомненно, лучшими из них являются коммуникативная и проектная методики, которые обеспечивают коммуникативно-ориентированное преподавание иностранного языка. Только эти методики, имеющие в своей основе методические принципы активности, коммуникативности, системности, цикличности и самостоятельности могут стать эффективными при работе с одаренными детьми. Чрезвычайно важным является и то, что эти методы позволяют преподавателю видеть в ученике личность.