Занятие с учащимися 1 класса с фонетико-фонематическим недоразвитием по развитию звукового анализа и синтеза

Занятие с учащимися 1 класса с фонетико-фонематическим недоразвитием по развитию звукового анализа и синтеза
В гостях у сказки.
Цель:
Развитие сложных форм фонематического анализа.
Закрепление функций фонематического анализа. Развитие умения анализировать слова по представлению.
Накопление словаря.
Оборудование:
Элементы букв (на каждого ребенка);
Карточки с графическими схемами слов.
Слоги.
Организационный момент:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

На нашем занятии мы отправляемся в сказку, где нас будут ждать разные приключения и задания. А вот и первое приключение. Прочтите что здесь написано?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Дети находят, исправляют ошибки в слове  сказка и правильно записывают его в тетрадь.
Но здесь Бабка-Ёжка побывала  В сказку вход заколдовала: Буквы все перевернула И название зачеркнула. Ты название отгадай В сказку дверку открывай”.
Угадайте перечёркнутые буквы и составьте из них название сказки (“Гуси-лебеди”).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ход занятия:
Вот мы и попали в сказку “Гуси-лебеди». Кто мне напомнит сюжет этой сказки. (Дети кратко вспоминают сюжет сказки)
Сегодня нам на занятии будут помогать звук и буква А и буква Я.
1. Дайте характеристику букве А.
2. Что вы знаете про букву Я.
(Буква Я – это гласная буква, которая может обозначать один звук А, когда стоит после согласной или два звука: Й–А, когда стоит в начале слова или после гласной, после разделительного мягкого и твёрдого знака.)
3.Чем отличается звук от буквы
Прежде, чем отправиться в дорогу, буквы А–Я хотят проверить ,как вы готовы к нашим приключениям.
Опрос:
Где спрятался звук А в слове “Астра”, «Акула»
Назови только гласные звуки / буквы в слове “Ананас”, “Мяч”?
Назови только согласные в слове “Зяблик”?
Назови:
4 звук / букву в слове “Арфа”;
1 звук / букву в слове “ЯК”, 3 звук / букву в слове “Пряник”?
Какой общий звук в словах: “Акула”, “Ананас”, “Арбузы”? (Звук А)
Какая буква встречается при написании этих слов: “Яблоко”, “Ядра”, “Якорь”.
Сравните графическое изображение букв А–Я по элементам . Сложите маленькие прописные буквы из готовых элементов.
Ребята, в дороге нам понадобится клубок-путеводитель. У вас на карточках три клубка. Выберите тот, в котором буква “А” встречается в 2 раза чаще, чем буква “Я”. (Дети считают буквы и называют номер клубка)
“Впереди у нас болото, Ног мочить нам неохота, Будем кочки мы искать И задания выполнять. Вы лягушек поверните И картинки рассмотрите”.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вот второе препятствие - болото, а на болоте кочки с графическими схемами слов.
Чтобы по ним пройти и в болото не упасть – надо картинки к схемам подобрать
(Дети подбирают картинки “на лягушках” к схемам и прикрепляют на доску).
Картинки: ягода (я _ _ _ а), яйца (я _ _ а), мяч (_ я _), рябина
(_ я _ _ _ а), ящерица (я _ _ _ _ _ а), земляника (_ _ _ _ я _ _ _ а).
По болоту мы прошли, Что же ждёт нас впереди? 
В поле яблонька стоит, Ветки донизу клонит, Вся обвешена плодами Не простыми, а с словами. Но в словах ошибки есть Ты попробуй их прочесть. Чтобы букву отыскать –  Надо пару подобрать. Ты в корзинку загляни, Проверочное слово там найди”.
Третье задание.
На яблочках написаны слова, в которых пропущена гласная. Вы должны найти в корзинке карточку с проверочным словом и прикрепить пару на доске, вставив в слово пропущенную гласную и подчеркнуть.
Как же подобрать проверочное слово? Кто мне поможет?
Например: к . ты - кот.
Пары слов: м . чи – мяч, ш . ги – шаг, с . ды – сад, п . тно – пятна, гл . за – глаз, . дро – ядра, гр . да – гряды.
Прочитайте, что у Вас получилось. (Дети читают полученные пары слов). Молодцы.
Вспомните дети, что встретила Аленушка, после того как выполнила задание яблоньки? (речку)
Вот молочная река, По волнам бегут слова, Кто-то мимо пробегал И словечки растерял. Ты словечки прочитай, И со мной в игру сыграй”.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вот четвертое задание:
Прочитайте слова. Догадайтесь, какую букву надо поменять, чтобы получилось новое слово. Запишите эти слова в тетрадку и подчеркните буквы А–Я.
Слова: ряд, мал, пара, гряды, слава.
(Дети записали: ряд – рад, мал – мял, пара – паря, гряды – грады, слава – славя).
Наш клубок побежал по дорожке. А по пути Аленушка решила ягоды собирать. Для того, чтобы узнать, какие ягоды собрала Аленушка,, вы должны выложить слоги в нужном порядке. Вот вам и пятое задание.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Дети из слогов складывают слова: малина, земляника, вишня, брусника, клубника, черешня, черника, голубика, ежевика
Дети переписывают слово в тетрадь и подчеркивают буквы А–Я.
Какие из собранных ягод не являются лесными?
Чтобы отгадать, какие ягоды попали к Маше в лукошко, вы должны разгадать таблицу. Для этого вы должны быть очень внимательными и среди букв найти слова.”
Я
Я
М
А
Л
И
Н
А
Я
Я

З
Е
М
Л
Я
Н
И
К
А
Я

Б
Р
У
С
Н
И
К
А
Я
Я

Я
Я
Ч
Е
Р
Н
И
К
А
Я

Г
О
Л
У
Б
И
К
А
Я
Я

Я
Е
Ж
Е
В
И
К
А
Я
Я

Я
Я
Я
Я
Я
Я
Я
Я
Я
Я

Назовите эти ягоды ласково:
малина – малинка;
земляника – земляничка;
брусника – брусничка;
ежевика – ежевичка;
черника – черничка.
Запишите их в тетрадку и подчеркните буквы А–Я.
Пока ягоды искали, Мы дорогу потеряли. Наш клубочек заблудился, У печи остановился. Чудо-печка нам поможет, Если с ней сыграть ты сможешь. Мяч бросаю – ты лови С чем пирог скажи в печи?!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Физминутка: Игра в мяч. Логопед кидает мяч ребёнку и задаёт вопрос:
-С малиной пирожок какой?
Ребёнок отвечает: “Малиновый”. (Брусничный, земляничный, смородиновый, клубничный, черничный, крыжовенный, клюквенный)
Что же вот и дом Яги.  Двери очень здесь крепки.  Чтобы их отворить надо волшебное слово раздобыть.
Надо определить первый звук в словах, запомнить его и соединить последовательно с другими отгаданными звуками.
Заяц + аист +мартышка + осел + кошка = замок
Назовите количество звуков и букв. Что обозначает это слово?
Вот спасён Иванушка, Маша очень рада.  Но скоро прилетит Яга – срочно нам домой пора. Заклинанье одно есть - кто сумеет его прочесть.
Последнее задание. Надо вставить пропущенные буквы А или Я и прочесть то, что получилось
Дети вставляют на карточках в слова буквы А–Я и подчёркивают.
Объясняют смысл пословицы.
Птиц___ сильн___ крыль___ми , а человек дружбой. (Птица сильна крыльями, а человек дружбой.)
3. Итог занятия
Вернулись Аленушка и Ваня домой, и стали рассказывать родителям о своих приключениях.
Скажите какие буквы принимали участие в нашем путешествии? Чем они похожи и чем отличаются
Заголовок 115