Статья Здоровьесберегающая среда современного дошкольного образовательного учреждения.

здоровьесберегающая среда современного Дошкольного образовательного учреждения.
Абдуллина Наталья Валерьевна
Магистрант ИКРиМ, Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург
Е-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приоритетными направлением деятельности любого дошкольного образовательного учреждения является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду детского сада или здоровьесберегающее пространство.
В нормативных документах, регламентирующих содержание деятельности дошкольных образовательных учреждений по здоровьесбережению определены основные правила и нормативы к организации режима работы, учебной программы в дошкольных учреждениях:
-Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 №91 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10».На эти документы ориентируются руководители дошкольных образовательных учреждений при организации среды обучения и воспитания детей.
Научно-методические основы создания здоровьесохраняющей среды ребенка в семье и детском саду определяются необходимостью опережающего воздействия средств физической культуры на здоровье подрастающего поколения с самого раннего возраста.
Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья[1,с.48].
Отдельной образовательной областью в ФГТ выделена область «Здоровье», содержание которой направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлена на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культуры, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
-развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)
-накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями)
-формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Содержание образовательной области «Безопасность» направлена на достижение целей формирования у детей основ безопасного поведения через решение следующих задач:
-формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
-приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
-передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
-формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Решать данные задачи необходимо не только в образовательной области «Здоровье», но и интегрировано, при решении задач других образовательных областей.
Здоровьесберегающая среда – это здоровое психолого-педагогическое пространство в образовательном учреждении. Это совокупность условий, организуемых администрацией сада, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих воспитанников и их родителей с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья детей, создания оптимальных условий для профессиональной деятельности педагогов.
В слагаемые этого пространства  входит все то, с чем воспитанники соприкасаются в течение дня. Это их взаимоотношения с родителями, со сверстниками, окружающая среда, учебный процесс и деятельность во внеучебное время. Здоровьесберегающая среда воспитывает, обучает, формирует представление о мире в сознании ребенка и остается как основа культуры человека и общества в целом. Заболеваемость же детей и окружающих их взрослых автоматически становится лишь показателем грамотно построенной среды, в которой обучаются и воспитываются дети и находятся взрослые [2,с.192].
Повышение уровня сoвременных государственных требований к дошкольному образованию определено новыми нормативными документами, задающими вектор развития, соответствующий современным научным представлениям, ожиданиям родителей, представлениям социума о том, каким должно быть дошкольное образование сегодня.
Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Климова Т.В. дает следующее определение понятию «здоровьесберегающая среда». Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морaльно-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду [3,с.56].
Условия здоровьесберегающей среды:
-Оптимизация санитарно-гигиенических условий обучения.
-Рациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки.
-Обеспечение полноценного питания детей в образовательном учреждении.
-Совершенствование системы физического воспитания.
-Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.
-Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
-Широкое использование программ образования в сфере здоровья.
-Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.
-Улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья школьников.
-Организация работы по укреплению здоровья учителей.
-Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.
-Проведение мониторинга здоровья.
Проанализировав теоретические данные можно выделить следующие компоненты здоровьесберегающей среды:
- организационная культура
- социальное окружение и взаимоотношения;
- педагогические технологии;
- духовная среда;
- образовательные и учебные программы;
- информационная среда;
- физическое окружение.
Руководство определяет цели, политику и стратегию, ценности и приоритеты. Определяющим при этом становится понимание руководством сохранности здоровья как одного из ключевых звеньев развития сада, осуществление системно-аналитического подхода к управлению образовательным процессом в целом и реализации данного направления в частности. Решающую роль в осуществлении политики здоровьесбережения играют позиции и уровень компетентности руководящего аппарата по вопросам сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса.
Организационная культура детского сада является одним из ведущих факторов, который может как способствовать, так и препятствовать укреплению здоровья детей и взрослых. Её основными компонентами являются:
-особенности устава сада и норм повседневной жизни;
-стиль управления администрации, характер отношений по вертикали;
-психологический климат в педагогическом коллективе, характер отношений по горизонтали;
-организационно-педагогические условия учебно-воспитательного процесса;
-внешняя коммуникационная среда и место сада в ней;
-наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни.
Социальное окружение и взаимоотношения являются одним из главных компонентов образовательной среды и условий формирования здоровьесберегающей среды. От педагога в большей степени зависят психологический климат в группе, наличие эмоциональных разрядок, стиль педагогического общения, характер и процедура оценивания, особенности работы с детьми группы риска, соответствие используемых методик обучения возрастным и функциональным возможностям дошкольников, степень ограничения в свободе воспитанников. Немалую важность имеют личностные особенности педагога, его способность к психоэмоциональному переключению, состояние его здоровья и отношение к своему здоровью, готовность педагога к внедрению здоровьесберегающих технологий.
Образовательные и учебные программы возможно считать здоровьесберегающими при условии, что:
-они предполагают достижение целей и решение образовательных задач в сфере здоровьесбережения в той же мере, что и в познавательной, социальной, эмоциональной;
-они в равной степени направлены на физическое, социальное, эмоциаональное развитие ребёнка;
-они предполагают постоянство (на протяжении всего периода обучения ребёнка в детском саду), отсутствие фрагментарности и динамичность в аспекте здоровьесбережения;
-обязательным компонентом является постоянное развитие компетентности учителей в сфере здоровьесбережения, методических и материально-технических ресурсов.
Педагогические технологии как «система поэтапной организации учебного процесса, которая обеспечивает достижение результата, соответствующего цели, с помощью совокупности операций, средств и способов их применения, реализующих определённую модель обучения и воспитания». Моделирование результата целостного развития школьника по ступеням зрелости среди основных его компонентов выделяет сохранность физического здоровья и готовность к сохранению собственного здоровья. Отсюда вытекает необходимость использования тех форм, методов и средств обучения и воспитания, которые способствуют сохранности психического и физического здоровья дошкольников.
Формируемые компетенции - приобретаемые ребёнком знания, умения, навыки, позволяющие ему сформировать своё представление о здоровом образе жизни как жизненной ценности.
Духовная среда, где духовность рассматривается как «высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами её жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности». Неотъемлемым при этом становится создание акмеологической среды как энергетического пространства сада с установкой в деятельности детей на успех, высокие результаты, творческий поиск.
Информационное окружение - система условий для обеспечения широкой информированности детей о здоровье, как жизненном приоритете. Очень важным при этом выступает информирование о формах и последствиях рискованного поведения и формирование навыков здоровьесберегающего поведения.
Физическое окружение - обеспечение необходимых материально-технических условий, которые могли бы способствовать не только сохранению здоровья, но и, возможно, его некоторому улучшению. Сюда же относятся и гигиенические факторы, которые могут представлять собой неблагоприятные условия для здоровья (шум, освещённость, воздушная среда, размер помещений, дизайн и цвет, состояние сантехнического оборудования, условия и качество питания, экологические состояние прилегающей территории и т.д.)[3,с.68].
Таким образом, указанные структурные компоненты здоровьесберегающей среды мы рассматриваем как блок подцелей её формирования. Первоочередными задачами при этом становятся следующие:
1.Создание политики сада с ориентацией на здоровьесбережение.
2.Анализ положения, определение потенциальных возможностей сада и перспективы её развития, принятие решения о разработке программы по здоровьесбережению.
3.Создание инициативной группы.
4.Разработка программы, конкретного плана действий и их реализация.
Наиболее типичными трудностями в организации здоровьесберегающей среды являются:
-отсутствие медицинского и технического оборудования;
-недостаточный уровень готовности персонала (как педагогов, так и медицинских работников) к перестройке работы сада в данном направлении;
-отсутствие в штатном расписании ставок специалиста по культуре здоровья;
-отсутствие нормативной базы, регламентирующей деятельность сада в данном направлении.
Проанализировав теоретические данные, можно наметить перспективу развития данной сферы. При условии успешной разработки и реализации программы действий позволяет сделать следующий прогноз результатов:
-Повышение авторитета, престижности и популярности сада.
-Активная жизненная позиция всех участников образовательного процесса.
-Положительная динамика показателей здоровья и психологического статуса участников образовательного процесса.
-Высокие показатели развития детей и высокие результаты образовательной деятельности.
-Снижение поведенческих рисков, опасных для здоровья.
-Увеличение «прозрачности» образовательной деятельности сада для общественности [4,с.30].
Как организовать здоровьесберегающую среду в детском саду?
Особое значение в деятельности педагогического коллектива по созданию здоровьесберегающего пространства придается:
-приоритету в воспитании ребенка общечеловеческих ценностей, культурных, национальных традиций, этнопсихологических особенностей населения;
-укреплению связей с семьей, микрорайоном, посёлком, составление совместных программ с культурно-образовательными, спортивно-оздоровительными учреждениями посёлка;
-реализации деятельского подхода в формировании ценностного потенциала личности (посильный общественно-полезный совместный труд);
-подбору здоровьесберегающих технологий для организации образовательной деятельности с дошкольниками;
-ориентированности родителей на конструктивные, партнерские взаимоотношения со специалистами, воспитателями, гармонизация взаимоотношений в социуме, использование практики социального партнерства.
Реализация данных направлений направлена на профилактику негативных проявлений в среде детей, создание условий для адаптации детей в детском саду и за его пределами, изменение позиции родителей в рамках совместной деятельности семьи и ДОУ.
Итак, современные подходы к организации здоровьесберегающей среды направлены на создание эмоционально - комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.
Таким образом, к составляющим здоровьесберегающей среды относятся: организационная культура, социальное окружение и взаимоотношения; педагогические технологии; духовная среда; образовательные и учебные программы; информационная среда; физическое окружение.

Список литературы:
Возвышаева И.В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные и нормативные аспекты / И.В. Возвышаева // Школа здоровья. – 2007. – №1. – С.48 – 593.
2. Митяева, A.M. Здоровьесберегающие педагогические технологии Текст. учеб. пособие / A.M. Митяева. М.: Изд. центр «Академия», 2008.-192 с.
3. Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // Начальная школа. 2006. № 6. С. 56.
4. Климова Т.В. Инновационные подходы к организации опытно-экспериментальной работы в дошкольном образовательном учреждении Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. –С. 30-37.







15