Доклад“Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО ”


Муниципальное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа №1
г. Можайска
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
“Урок в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО ”
Подготовила: Елина Н.В.
учитель начальных классов
высшей категории
2016 г.
УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В АСПЕКТЕ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС НОО
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В современных условиях появилось качественно новое представление о фундаментальности образования: это такое образование, получив которое человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться.
Недостаточность любого объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем. Поэтому в организации обучения на первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности, способность к применению решений и доведение их до исполнений.
На I всероссийском съезде учителей звучали слова педагогов новаторов: “Учителя продолжают кормить детей с ложки, не замечая, что они уже выросли. Старая дидактическая система на современном этапе не несет функцию развивающего обучения, порой ведет к умственной лени”.
В последние годы приоритет в образовании сместился в сторону формирования деятельностных способностей. “Надо учить не содержанию науки, а деятельности”- писал В.Г. Белинский. Надо видеть, что новая система обучения не отвергает старые дидактические принципы, а ставит их на более “качественные рельсы”.
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, каким должны быть критерии результативности урока.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Теперь задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать. Теперь учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами “додумались” до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Образно говоря, если в наглядном обучении учитель исполняет роль музыканта-исполнителя, а дети-роль зрителей, то сейчас роли меняются: дети становятся исполнителями, а учитель-дирижёром. Еще Сократ говорил о том, что научить человека играть на флейте можно только в том случае, когда он сам на ней будет играть.
Для педагога легче научить детей заучивать, нежели открывать, а для ребенка всегда легче действовать как ученый: открывать самому истину, строить самостоятельно маленькую “теорию”, нежели заучивать.
Надо сказать, что задача обучать своих учеников умению думать, актуальна во все времена. Как говорил в позапрошлом веке К.Д. Ушинский: “Ни один наставник не должен забывать, что его главная обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду, и что эта обязанность более важна, чем передача самого предмета”.
Великий немецкий педагог, которого при жизни называли учителем учителей А. Дистервег, писал: “Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самостоятельно ими овладел. Такой метод обучения - наилучший, самый трудный, самый редкий”.
Прошло более 200 лет с тех пор, как сказаны эти слова. И сегодня мы, педагоги, понимаем, что новое дети должны получить в процессе исследовательской деятельности, работы с конкретными предметами, схемами. Новое должно быть интересным не с внешней стороны, а по сути. Это обеспечивает прочность изучаемого материала, создается перспектива для продвижения вперед талантливых детей, развитию познавательных интересов.
Методы поисковый, коллективного диалога, групповой, исследовательский – вот инструменты развивающего обучения. Это путь включения ребенка в познавательную деятельность. Но этот путь трудный. К примеру – постановка учебной задачи в форме проблемной ситуации. Все это требует глубокого изучения методических рекомендаций и фактического материала по данной проблеме.
2. Важно использовать репродуктивную и проблемную форму обучения, учить работать по алгоритму.
3. Учитель должен владеть технологией диалога, обучать учащихся ставить и адресовать вопросы.
4. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
5. Необходимо оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощрять и поддерживать минимальные успехи.
6. Необходимо использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
7. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, должны создавать атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
8. Учитель на уроке должен задавать четкие задачи и критерии самоконтроля и самооценки.
9. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений).
Рассмотрим примерную структуру урока введение нового знания в рамках деятельностного подхода.
1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
1) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). Здесь происходят процессы самоопределения в учебной деятельности, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, подчинение себя системе требований учебной деятельности.
2. Актуализация и формирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление.
3. Постановка проблемы. Этот этап самый трудный.
Фиксация индивидуальных затруднений и выполнение пробного учебного действия или его обоснования. Выявление места и причины затруднения. Проанализировать свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием, правилом).
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, определяют средство – алгоритм, модели, учебник. Этим процессом руководит учитель. Используется подводящий диалог, методы уточнения и дополнения.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе ученики действуют по плану, а учитель при необходимости направляет их с помощью наводящих вопросов. Важно, чтобы учитель формировал для себя возрастание их самостоятельности от урока к уроку.
Здесь же уточняется, что новый способ можно использовать не только для данного задания, но и для решения всех подобных задач данного типа.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия – сначала фронтально, затем в группах и в парах – выполняют типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Это сопровождается рефлексией (обдумыванием) того, что делается, как делается и все ли понятно.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, алгоритмом или с учебником (с правилом).
В завершение проводится рефлексия усвоения нового материала.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выясняется, в каких известных типах заданий может быть использовано новое знание. Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель так подбирает задания, чтобы с одной стороны, тренировалось использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для непрерывности содержательно-методических линий, а с другой – шла подготовка к введению в будущем новых способов действий.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученного на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Можно задать вопрос:
- Докажите, что сегодня вы учились, а не просто присутствовали на уроке?
Заметим, домашнее задание должно включать в себя:
1) Обязательную часть – посильную для ребенка.
2) Необязательную часть – одно задание (лучше по выбору).
Вся педагогическая деятельность учителя начальных классов разбита на периоды, когда с каждым классом проживешь четыре счастливых года, расстанешься с учениками, гордишься их успехами, после каждого выпуска анализируешь свои достижения и неудачи. А уже в августе, планируя свою работу, с нетерпением ждешь новых учеников, которым будешь отдавать свои знания, любовь и теплоту души.
Сегодня представление о том, что школа должна давать, прежде всего, знания, умения и навыки, т.е. служить своего рода “раздаточным пунктом” готовых знаний, уже неактуально. Двадцать первый век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи, требующие умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения.
Каждый учитель создает и проживает свою версию Урока. Только разрабатывая и проводя уроки можно найти для себя ответы на многие вопросы. Это помогает идти в ногу со временем и не дает “дремать” и топтаться на месте. Качественно новый взгляд на образование помогает молодым учителям и учителям с опытом ощутить новизну своей профессии, оказать практическую помощь.
Я всегда стремилась провести урок так, чтобы дети смотрели зачарованными глазами и не ждали перемены. Для того, чтобы подготовиться к очередному уроку приходится перечитывать, переписывать, анализировать практический материал учителей – новаторов.
В своей ежедневной работе я пытаюсь ответить на вопрос: “Как научить детей учиться?” Как научить детей, чтобы в дальнейшем они могли самостоятельно развиваться, были готовы к решению многих задач, которые приготовит им Жизнь.
Когда продумаешь этапы урока, когда дети на уроке говорят, когда они сами “открывают” новые знания, ищут ответа на вопрос, помогают друг другу, тогда понимаешь преимущества новой дидактической системы. Результаты работы будут укреплять твою веру в ребенка и себя как Учителя. Главное – понять суть. Суть – “учить детей учиться”. Понять, что дорогу осилит идущий.

Использованные источники.
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя . - А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009.)
2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
3. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.