Проект на тему «Формирование фонематического слуха у детей посредством звуко-буквенного анализа слов»


Министерство образования и науки Самарской области
ГОУ СИПКРО
Зачётная работа
по курсам повышения квалификации
по ИОБ ВБ
«Эффективные способы формирования орфографической грамотности младших школьников»
Педагогический проект
на тему «Формирование фонематического слуха у детей посредством звуко-буквенного анализа слов»
Автор проекта:
Чиркова Вера Александровна,
учитель МОУ Суходольской СОШ №1
муниципального района Сергиевский
Самарской области
Самара, 2011
Введение (актуальность темы):
Звуко-буквенный анализ в начальных классах имеет большое значение
для формирования у учащихся орфографического навыка: совершенствует фонематический слух учащихся, учит четко разграничивать понятия звук и буква; предупреждает ошибки на замену и пропуск букв; лежит в основе многих орфографических правил (правописание парных согласных и безударных гласных в корне, разделительного ъ знака и т. д.). А также для совершенствования речи младших школьников: лежит в основе усвоения норм литературного произношения; разграничивает лексическое значение слов, отличающихся звуком или буквой (лук – луг, мел – мель, эскалатор — экскаватор); является важным условием выразительности чтения и устной речи.
Постановка проблемы:
Диагностика (в виде срезовых работ, объяснительных диктантов, комментированного письма и т.п.), проводимая на начальном этапе обучения (1 полугодие), показала, что дети 1-б допускают ошибки при разграничении понятий звук и буква, допускают ошибки в правописании парных согласных, безударных гласных, разделительного написания ь и ъ знаков .Характер допускаемых ошибок обусловлен неразвитостью фонематического слуха у детей.
II.Основная часть.
1.Цель:
Формирование фонематического слуха детей 1-б класса через звуко-буквенный анализ слова.
2.Задачи:
• научить выделять звук в слове и определять его месторасположение;
• научить отличать звук по мягкости-твёрдости, звонкости-глухости;
• научить детей без искажений записывать слова, которые сходны по акустическому и артикуляционному признаку, слова с разной звуковой и слоговой структурой.
3.Вид проекта:
• информационный по виду деятельности;
• монопроект по предметно-содержательной области;
• внутренний по характеру контактов;
• групповой по количеству участников;
• долгосрочный по продолжительности.
4. Участники:
• учащиеся 1 -б класса
• учитель начальных классов - Чиркова Вера Александровна
5. Основные направления работы:
• звуковой анализ слов;
• слогообразующая роль гласных звуков, деление слов на слоги;
• выделение ударного слога;
• различение согласных по мягкости-твёрдости, звонкости-глухости;

5.Методы: словесные, наблюдение, практические методы.
6. Терминологические понятия:
Фоне́ма (др.-греч. φώνημα — «звук») — минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка.
Бу́ква — отдельный символ какого-либо алфавита, графема.
Чаще всего буква соответствует звуку в устной речи
Из букв составляют слоги, из слогов составляют слова.
Фонетический разбор слова — учебное задание по анализу слоговой структуры и звукового состава слова. Предполагает элементы графического анализа.
Схема фонетического разбора слова.
1 Орфографическая запись слова.
2 Деление слова на слоги и место ударения.
3 Возможность переноса.
4 Фонетическая транскрипция слова.
5 Характеристика всех звуков по порядку: а) согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен; б) гласный: ударный – безударный. 6 Количество звуков и букв.
7 Случаи несоответствия звука букве.
7. Механизм реализации проекта:
• игровые упражнения на вычленение звука, деление слов на слоги, определение ударного слога;
• орфографические сказки помогают учить детей не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия, т.е. подбирать проверочные слова так, чтобы звук в слабой позиции заменить звуком в сильной позиции, и затем определить какой буквой обозначается этот звук. Сильную позицию звука следует искать в той же части слова.
• орфографические зарядки занимают всего 5-6 минут урока. Они должны быть построены так, чтобы работа проводилась поэтапно:
а) подготовительно-ознакомительный этап: чтение слов и словосочетаний, написанных на доске, с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически, установление разницы в произношении и написании, объяснение орфограмм.
б) тренировочный этап: на доске написаны слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы. На втором этапе используется кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Этот этап способствует активному запоминанию трудных орфограмм;
• составление звуковой схемы слов и подбор слов к готовым схемам;
• памятка с характеристикой звуков, где отражена роль гласных, в том числе особая роль е, ё, ю, я и ь и ъ знаков, согласных – парные, непарные, всегда твёрдые -[ж],[ш],[ц] и всегда мягкие- [й], [ч],[щ]
• списывание с подчёркиванием (с помощью красного, синего и зелёного карандашей подчёркиваем «звуки»;
• диктанты с «обоснованием» («Почему? Прежде, чем напишу!»)9. Этапы выполнения работы:
№ Мероприятие
Сроки Ответственные Результат
1. Вычленение звука в слове Сентябрь
и в течение года ⃰ Чиркова В.А., учащиеся1-б класса Умеют вычленять звук в слове
2. Определение места звука на ленте букв Сентябрь и в течение года Умеют определять место звук на ленте букв
3. Деление слов на слоги
Сентябрь и в течение года Умеют делить слова на слоги
4. Графическая запись слов. Октябрь и в течение года Умеют графически записывать слова.
5. Выделение ударного слога. Октябрь и в течение года Справляются с выделением ударного слога
6.
Сильная и слабая позиция гласных звуков.
Октябрь и в течение года Способны определять сильную и слабую позицию гласных звуков в слове.
7.
Подбор слов с мягкими согласными, когда мягкость на письме обозначается одним из способов: мягким знаком или гласными буквами я, е, ё, ю, и; Декабрь и в течение года 8. Фонетическая транскрипция слова. Декабрь и в течение года . Производят транскрипцию слов
9. Характеристика согласных звуков по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости.
В течение года Дают характеристику звукам по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости.
10. Случаи несоответствия звука букве. В течение года Объясняют несоответствие звука букве.
Рефлексия после реализации проекта и перспективный план май
⃰ на протяжении всего времени Проект реализован
10. Ресурсное обеспечение проекта:
• набор игр для вычленения звуков;
• схемы слов
• интерактивная доска, мультимедиапроектор;
• диск с программами (презентации к урокам)
IV. Результаты реализации проекта
1.Диагностика в конце учебного года:
Из 24 учащихся первого класса все справились с контрольной работой и произвели полный звуко-буквенный анализ предложенных учителем слов (I вариант-слово тетрадь, II вариант – слово медведь). Во втором варианте 1 ученик допустил ошибку: в первом слоге мед- звук [м'] обозначил как твёрдый звук.
• умеют выделять звук в слове и определять его месторасположение;
• отличают звук по мягкости-твёрдости, звонкости-глухости;
• записывают без искажений слова, которые сходны по акустическому и артикуляционному признаку, слова с разной звуковой и слоговой структурой.
2. Конечный результат:
У детей сформирован фонетический слух. Они умеют производить полный звуко-буквенный анализ слова.
3. Оценка деятельности работы по проекту и перспектива проекта:
Мы считаем, что реализация этого проекта служит залогом развития орфографической грамотности и необходима его дальнейшая реализация на всех ступенях обучения в школе.
4. Информационные ресурсы:
• Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников / Т.В. Александрова. – СПб.: Детство-пресс, 2005. –с. 48;
• Бондаренко А.А.Орфография для малышей. Начальная школа .2002, № 5, с.28;
• Бочкарёва Т.Д.Предупреждение ошибок. Начальная школа .2001 № 3, с.17;
• БукатовВ.М., Ершова А.П. Я иду на урок (хрестоматия игровых приёмов), Москва»Первое сентября»,2002г., с.60;
• Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003 - с.70-83.;
• Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правописанию. Начальная школа .1991 № 8, с.16;
• Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников. Начальная школа .2001 №11,с.41;
• Ильяшенко В.А. Формирование орфографической зоркости у первоклассника. Начальная школа. – 2000. - №6, с.24;
• Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М., 1990.
• интернет-ресурсы.
Приложение:
ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ
1.памятка
Буквы, обозначающие гласные звуки: А О У Ы Э
Я Ё Ю И Е
Гласные звуки в слове всегда обозначаются красным цветом.
А О У Ы Э указывают на то, что впереди стоит твёрдый согласный звук, который обозначается синим цветом.
Я Ё Ю И Е указывают на то, что впереди стоит мягкий звук, который обозначается зелёным цветом.
Всегда твердые согласные: [Ж], [Ш], [Ц]
Всегда мягкие согласные: [Ч]. [Щ], [Й],
Всегда звонкие согласные: [М], [Н], [Л], [Р], [Й].
Всегда глухие согласные: [Х], [Ц], [Ч], [Щ].
Парные согласные: [Б]-[П] [В]-[Ф] [З]-[С] [Ж]-[Ш] [Г]-[К] [Д]-[Т]
Имеют 2 звука: Я Ё Ю Е (если:Стоят впереди слова; стоят после мягкого или твёрдого знака; после гласного звука)
ВАРИАНТ ОТВЕТА У ДОСКИ:
ЯРКИЙ
1.В слове яркий ударение падает на гласную Я
2.Разделим слово на слоги: ЯР-КИЙ
3.В слове ЯРКИЙ две гласные буквы Я и И, поэтому два слога.
4.Буква Я имеет два звука (Й, А), потому что стоит впереди слова.(Й)-всегда мягкий, обозначаем зелёным цветом; Звук (А)-гласный, обозначаем красным цветом.
5.Буква ЭР- звук (Р).Обозначаем синим цветом, потому что он твёрдый.
6.Буква КА-звук (Кь),обозначаем зелёным цветом, потому что гласный И указывает на мягкость впереди стоящего звука.
7.Буква И- звук (И). Обозначаем красным цветом, потому что он гласный.
8.Буква Й-звук (Й). Обозначаем зелёным цветом, потому что этот звук всегда мягкий.
2.Игры.
1. Выдели слово.
Предлагаю детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
2. Какой звук есть во всех словах?
Произношу три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашиваю у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
3. Подумай, не торопись.
Предлагаю детям несколько заданий на сообразительность : - Подберите слово, которое начинается на последний звук слова стол. - Вспомнитте название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...) 135890202565- Подбери слово, чтобы первый звук был бы [к], а последний - [а]. - Предлагаю ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на [а]; что начитается на [с], в середине слова звук [т]и т.д. Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
4. Шутки - минутки.
Читаю детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры:
Хвост с узорами, сапоги со шторами. Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад, Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный лук 459549524765С длинными усами.
Божья коробка, полети на небо, Принеси мне хлеба.
5. Звуки по кругу.(развитие фонематического слуха, распознавания звуков в контексте слова и определения их места в названии предмета).
Материал: коробка с маленькими предметами или карточками с изображенными на них предметами, расположенными так, чтобы при их назывании в них слышался отрабатываемый звук; коврик, 6 коробок: 3 - зеленых, 3 - синих.В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые - для мягких звуков, синие - для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: "н" - начало слова, "с" - середина слова, "к" - конец слова.Дети по очереди входят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек (карточек). Затем, по просьбе ведущего, каждый из детей встает, четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит звук, который назвал ведущий: в конце, в середине, в начале слова. Затем определяет его мягкость или твердость и кладет игрушку (карточку) в соответствующую коробочку.Дети одобряют или корректируют услышанный вариант.
6. Начало, середина, конец.(развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета).Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.
Работа в тетради по письму: