Методический материал Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ
I. Выделение звука из ряда других звуков.
1.Выделение гласного ударного звука из ряда звуков: АУ, УА...
2.Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, Э, Ы, И.
3.Определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков: АОУ, ОУИ и т. д.
4.Определение места звука в ряду гласных звуков (в начале, в середине, в конце).
5.Определение первого звука в ряду гласных звуков.
6.Определение последнего звука в ряду гласных звуков.
7.Определение последовательности звуков в ряду гласных звуков.
8.Определение количества звуков в ряду.
9.Связать звук с буквой.
II. Выделение согласного звука из слога
1.Фонематический анализ закрытого слога типа АП, ОХ, УС.
2.Фонематический анализ открытого слога типа ПА, ХО, СУ.
3.Фонематический анализ закрытых и открытых слогов с одинаковыми гласными и согласными типа АХ-ХА.
4.Воспроизведение слогового ряда. Преобразование слогов путем изменения одного звука типа ОТ, УТ, AT.
III. Фонематический анализ слова
1. Выделение последнего согласного звука в слове.
2.Выделение первого звука в слове.
3. Выделение гласного звука из слов типа МАК, ПУХ, СЫН.
4. Выделение ударного гласного звука после согласного.
5.Определение места, количества, последовательности звуков в слове. Звуки связываются с буквами. Слова берутся по степени сложности слоговой структуры (по классам).
6. Работа над схемами слов.
7. Чтение и печатание слов.
8. Упражнения с разрезной азбукой.
IV. Выделение звука из предложения
Определение места, количества, последовательности слов с заданным звуком в предложении.
ВИДЫ РАБОТЫ
I. Развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа звука
1.Сделать хлопок на заданный звук в ряду звуков, слогов.
2.Зашифровать нужный звук в ряду звуков.
3.Показать букву, соответствующую звуку.
4.Цифрой указать количество звуков.
5.Цифрой указать место звука в ряду звуков.
6.Сделать последний звук в ряду первым. Что получилось?
7.Повторить песенку из звуков.
II. Развитие навыка анализа и синтеза слога
Материализуем ощущения детей (слуховые, кинестетические, зрительные). Дети ощущают опускание нижней челюсти при произношении гласных, растягивание или сжатие гyб. Дети должны научиться выделять гласный звукиз слога (флажок, кружок и другая символика).
1. Выделение гласного звука из слога:
-определить, какой звук спел свою песенку (А или О);
-поднять гласную букву на соответствующий звук;
-«зашифровать» (или записать) гласные буквы из слогов;
-придумать слог с заданным гласным звуком;
-определить место главного звука в слоге, указать в схеме
А_ _ _, _ _ _ _А, _ _ _А_ _ _.
2. Выделение гласного звука из слова:
-назвать гласные звуки в слове (в сильной позиции);
-записать только гласные буквы данного слова. Например, вместо слова ОКНА – ОА
или О А.
-выделить гласные звуки из слова, положить соответствующие буквы;
-проартикулировать гласные звуки в слове;
-разложить картинки (ДОМ, МАК, СУП...) под соответствующими гласными буквами;
-разложить картинки под определенным сочетанием гласных (двусложные слова). Например, А .А (РАМА), У . А (РУКА) и т.д.;
-составить слоги из букв разрезной азбуки, выложить их схемы;
-изменить порядок звуков в слоге, назвать получившийся слог (УМ-МУ);
-разные виды работ со слоговыми таблицами, чтение таблиц (СА-СО-СУ-СЫ), чтение лабиринтов;
-чтение, анализ лесенок: ЛИ - СА - ЛО - СИ – ЛА - ПЫ – ЛИ - СА;
-самим составить, записать слоги, выложить их схемы.
Последний этап работы над слогом - все операции проводятся в уме, без материальной и зрительной опоры.
III. Развитие навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слова
1. Выделение звука на фоне слова. Уточняем его слуховой и произносительный образ с опорой на зрительный, кинестетический, слуховой анализаторы уже в собственной речи ребенка. Определить наличие, место рабочего звука в слове (на слух). Сначала одновременно по слуху и в собственном произношении, потом только на основе своего произношения, затем в умственном плане, т.е. по слухопроизносительным представлениям.
2. Самостоятельно подобрать слова с указанным звуком, отобрать картинки на заданный звук, не называя их.
3. Собрать слово из первых (из последних) звуков слов. Игра «Телевизор».
4. Игра «Паровозик» (три вагона для слов с заданным звуком в начале, середине, конце названия картинок).
5. Далее звук связывается с буквой:
-показать букву, если в слове есть соответствующий звук;
-«зашифровать» слова (вместо слова с заданным звуком записать соответствующую букву, если этого звука нет - поставить прочерк);
-отобрать названия картинок на заданный звук (или букву);
-игра «Лото». На большом наборном полотне закрыть картинки соответствующими буквами.
- «Звукоедик» съел первый звук в словах названий насекомых. Каких?
Восстанови слово: ... уха, ...са, ...аук.
- «Звукоедик» отгрыз последний звук в названиях фруктов:
арбу..., слив... .
-определение места, количества, последовательности звуков в слове.
Последовательность в работе
1.Формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия (хлопки, фишки, условные значки, шифровки и др.).
2.Формирование навыка звукового анализа и синтеза в речевом плане.
3.Формирование навыка звуко-буквенного анализа и синтеза в умственном плане. В итоге дети должны уметь, не называя слова, определить место, количество и последовательность звуков в слове (не воспринимая его на слух).
Упражнения
1.Подобрать слово с заданным количеством звуков.
2.Отобрать картинки с заданным количеством звуков.
3.Цифрой указать количество звуков в слове.
4.Посчитать по цифровой линеечке количество звуков в слове.
5.Разложить картинки в стопки по 4,5,6 звуков в их названиях.
6.Определить, к какому слову относится схема.
7.«Буква заблудилась». Верни ведомой: РОАЗ, КАРН,...
8.Игра «Слово рассыпалось». Составить из букв слово: Ы, 3, Р О (РОЗЫ).
9.«Буква потерялась». Найди ее. ДУ- ...
IV. Закрепление навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова
1.Составить слова разной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки.
2.Вставить в данные слова пропущенные буквы.
3.Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем и т. д. месте.
4.Игра «Составить лесенку». Добавить недостающую букву.
ПА_(р)
ПА_ _(р, к) ПА _ _ _(р, о, м) и т. д.
5.Подобрать слова с определенным количеством звуков.
6.Подобрать слова на каждый звук исходного слова:
РУЧКА
ракусчайкотария
рыбаухочудокротаист
7.Игра «Волшебный телевизор» (экран засветится и покажет картинку, если правильно собрать слова по первым, вторым и т. д. звукам).
8.Преобразовать слова:
- добавляя звук в начале слова (РОТ-КРОТ);
- изменяя один звук (или букву) на другой (СОМ-СОН - СОК-СОР-..,)
- переставляя буквы в слогах (ЛИПА - ПИЛА);
- какие слова можно составить из букв данного слова СТВОЛ (ВОЛ, СТОЛ и др.);
- собрать цепочку слов: ДОМ - МАК - КОТ - ТОПОР - РЫБА -АИСТ-ТУМАН-...
- назвать слово, в котором буквы расположены в обратном порядке: СОН-НОС, КОТ-ТОК...
- какой звук выпал из слова (на слух): СМЕХ-МЕХ, КРОТ-КОТ.
9.Отгадать слово. Вместо всего слова пишется одна буква и точки. Это может быть фрукт или овощ и т. д.
10.Заполнить схемы: /прямоугольники - соответствуют количеству букв в слове/ с заданным звуком на определенном месте в схеме.
11.Вписать буквы в кружки. Например, из названий картинок взять третий звук. Какое слово получилось?
12.На слух из первых звуков слов собрать новое слово.
13.Назвать общий звук в парах слов. Из этих звуков собрать слово. Например: ЛУК- СТОЛ(Л), КИНО - ИРА(И), МЕЛ - МЫШЬ(М), ОКНА - ДОМ(О), НИТЬ - НОС(Н).
14.Раскладывание картинок в соответствии с графическими схемами.
15.Игра на время: кто больше найдет и закроет кружками картинок на полотне с заданным звуком.
16.Подобрать слова к графической схеме.
17.Игра «Найди слово в схеме» (на карточке дана схема и несколько слов).
18.Назвать деревья (цветы, животных, одежду и т. д.), названия которых соответствуют данной схеме.
19.Отгадать, кто в каком домике живет?/по цветовым схемам/
БЕЛКА ЛОСЬ ВОЛК ЛИСА КАБАН
20. Из каких кормушек будет клевать зерна/ цветные схемы слов/
ГРАЧ,ГУСЬ,ГАЛКА?
21.Найти и доказать ошибки в схемах:
МИШКА /кружки звуковые (синий, зеленый, красный)/ МЫШКА /З. К. С. С./
22.Зашифровать и расшифровать слова.
V. Развитие навыка анализа и синтеза предложения.
Дети должны научиться определять место, количество, порядок слов в предложении.
1.Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов.
2.Придумать предложение с заданным количеством слов.
3.Распространить предложение, увеличив в нем количество слов.
4.Составить графическую схему предложения.
5.Показать, какой схеме соответствует каждое предложение (предложения и схемы даны).
6.Составить предложения по схеме, опираясь на картинку. ДЕД _____ _____ .
7. Составить предложения, увеличивая каждое последующее на одно слово:
_____ _____ .
______ ________ ________.
_______ ________ ________ ________.
8.Придумать рассказ по сюжетной картинке. Проговорить вслух первое предложение. Сколько в нем слов? Записать.
9.Дописать предложения с подходящими по смыслу словами с заданным звуком и схемой.
«Сшил себе котенок тапки, чтоб зимой не мерзли •••••.»
10.Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.
11.Распространение предложений словами с заданным звуком.
12.Шифровка предложений.
VI. Развитие фонематического восприятия и звуко-буквенного анализа смешиваемых звуков
1. Выделение звука.
Методическая установка. Каждый смешиваемый звук сначала изучается на речевом материале без оппозиционного звука.
а) Уточняется его артикуляция с опорой на зрительные, слуховые, тактильные восприятия и кинестетические ощущения; звук выделяется из ряда звуков.
б) Звук выделяется на фоне слога (наличие, место в слоге).
в) Учим определять наличие, место звука в слове, связывать его с буквой.
г) Выделение слов со звуком из предложения.
Упражнения:
-прослушать слова (какой звук у них общий?);
-зашифровать слова, а затем расшифровать их;
-назвать с заданным звуком птиц (ягоды, мебель, посуду и т.д.);
-распределить (или отобрать) картинки, где изучаемый звук на первом, втором, третьем и т. д. местах;
2. Сопоставление звуков по парам (смешиваемые). Основная цель - различение звуков.
Методическая установка. Дается речевой материал на пары звуков.
Дифференциация изолированных звуков (и букв):
-по артикуляции;
-по характеристикам;
-по произношению;
-по звучанию;
-по написанию.
Сравниваются изолированные звуки в слогах, в словах-паронимах, во фразах, в речи, а потом связываются с буквами и дифференцируются при чтении и на письме.
Упражнения
1)Определение звука по беззвучной артикуляции.
2)Определение звука при закрытой экраном артикуляции.
3)Дифференциация звуков в слогах (в слуховом и произносительном сопоставлении):
а) повторение слогов с оппозиционными звуками сначала с одинаковым гласным звуком, затем с разными гласными звуками:
ЗА ЖА ЗА
ЖО ЖУ ЗУ
ЗОЖ ЗУЖ ЗАЖ
б) чтение слогов:
-поднять букву, соответствующую звуку при прочтении;
-составить слоги с заданными звуками;
- преобразовать слоги, заменяя один звук на другой;
- диктанты слогов со смешиваемыми звуками;
- шифровка (и расшифровка) слогов.
в) дифференциация звуков в словах ( на фоне уточнения звуковой структуры слова):
- определить, какой звук в слове – П или Б, поднять соответствующую букву;
- определить место звука в слове (начало, середина, конец);
- подобрать самим слова с заданными звуками;
- работа со словами-паронимами;
- разложить картинки в две стопки (Л и Р) под соответствующие буквы;
- выборочно записать слова только со звуком С;
- записать слова в два столбика ( Ц и Ч);
- составить графические схемы слов;
- вставить значки-символы ▲ , D, О на место пропущенных букв;
- игра «Заселим дома» (отобрать картинки-жильцов по наличию звуков Т и Д);
- игра «Закрой картинку нужной буквой»;
- шифровка слов;
- составление слов из разрезанной азбуки;
- отгадывание загадок, анализ отгадок;
- игра «Дежурный звук» (подберите с дежурным звуком названия птиц, растений и т. д.);
- игра «Не торопись, подумай, что не так»: Незнайка ошибся, а Знайка его исправляет.
Серый вол (волк) голодный, злой ходит по лесу зимой.
- подобрать в рифму слово с рабочим звуком:
Мы от страха все притихли на арену вышли … (тигры).
- назови слово с другим звуком (в ответ предложенное слово дети называют слово с оппозиционным звуком);
- диктанты слов на смешиваемые звуки.
г) Дифференциация звуков в предложениях;
- придумать предложения, где должны быть слова с заданными звуками;
- назвать из предложения (стихотворения. загадки, текста) слова с заданными звуками (или звуком);
- вставить в слова в предложениях на месте пропущенные букв символы ( ▲ , □, О и т. д.);
- выборочный диктант (только с одним звуком);
-добавить в предложения слова с заданным звуком. Например, со звуком Р. «В аквариуме плавают … .Во дворе каркает … . На лугу паслась.. .
- составить предложения, включив в них данные словосочетания;
- послушать стихотворение, запомнить слова со звуком 3 или С; записать;
- придумать предложение, в котором все слова начинаются на заданный звук.
д) Дифференциация смешиваемых звуков в связной речи:
- пересказать текст, выделить слова с рабочими звуками;
- составить рассказ по сюжетной картинке с использованием слов с оппозиционными звуками;
-диктанты, насыщенные оппозиционными звуками (зрительные, предупредительные, объяснительные, слуховые, творческие);
- выборочное письмо;
- шифровка текстов.