Сообщение на родительском собрании по теме: «Поможем ребенку учиться, или упражнения и игры, направленные на развитие фонематического восприятия и звукового анализа в условиях


Сообщение на родительском собрании по теме:
«Поможем ребенку учиться, или упражнения и игры, направленные на
развитие фонематического восприятия и звукового анализа в условиях
семьи в период обучения грамоте»
Работа логопеда связана с коррекцией и профилактикой дисграфии (различных нарушений письменной речи), а так же с коррекцией нарушений звукопроизношения.
И я надеюсь, что над произношением неправильного звукопроизношения будем работать в тесном союзе и я, и родители ребенка, который посещает логопункт, выполнять домашнее задание и следовать моим рекомендациям.
А теперь подробно о том, как помочь своему ребенку при изучении азбуки, как помочь научиться читать и предупредить нарушения письма, например: пропуск букв, слогов, недописывание, добавление буквы, слога.
Почему это важно для родителей, для вас?
После пяти лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова.
Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установления точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте.
Обследование речи детей в 1 – в классе показало, что:
из 16 – ти человек:
не знают буквы или знают очень мало- 10 учеников;
первый и последний звук в слове не могут определить 7 человек;
дети затрудняются придумывать слова, которые начинаются на заданный звук, например на [м], [ш] и др;
не справляются с заданием сложить слово из звуков, произнесенных по порядку ([с], [о], [к]- сок).
Т.о., у первоклассников не сформированы простые формы звукового анализа, на основе которых строится обучение грамоте.
А сохранение к началу школьного обучения трудностей в звуковом анализе и синтезе может привести к стойким специфическим дефектам письма и чтения.
Кроме этого, для детей, которые знакомятся с буквами в 1 классе, темп изучения букв часто оказывается очень высоким. В результате дети не успевают закрепить новую букву, приступают к изучению другой буквы, и в голове у ребенка возникает «каша».
Тема моего выступления звучит так: «Поможем ребенку учиться, или упражнения и игры, направленные на развитие фонематического восприятия и звукового анализа в условиях семьи в период обучения грамоте».
Самый эффективный метод обучения детей – это дидактическая (т.е обучающая) игра. У дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок.
Создайте игровую мотивацию в обучении. Она поможет весело и непринужденно ввести ребенка в мир звуков и помочь ему разобраться в звуковом составе слова.
Я предлагаю вам ряд дидактических игр и заданий по развитию фонематического восприятия и звукового анализа.
Например, в классе дети начинают знакомиться с буквой А. Сядьте дома вдвоем с ребенком перед большим зеркалом, «спойте» звук [а] долго. Обратите внимание ребенка на то, что рот при звуке [а] открыт высоко, на два пальца.
При изучении других букв также садитесь перед зеркалом, произносите звук вдвоем, и ребенок, таким образом, запоминает зрительный образ звука. ([в], [м], [к],…)
Итак,познакомились со звуком [А].
Теперь развиваем фонематический слух в игре.
«Поймай звук» (хлопни в ладоши)
Цель игры: выделение звука [А] в ряду других звуков, в слогах, словах, предложениях.
Ход игры:
а) выделение звука [А] в ряду звуков:
А, О, А, Ы, У, А, И, А, ….
б) выделение звука [А] в слогах:
обратных: ам, ом, ум, ам, им, …
ас, ил, ат, ор, ап,….
прямых: па, по, па, пу, пы,….
са, ма, лу, ты, ка,….
Зрительный контроль работает!
Ребенок узнает звук по артикуляции (рот открыт высоко)
в) выделение звука [А] в словах:
с ударным гласным в начале слова:
Аня, аист, Оля, астра, утка, август, эхо, армия. …
с безударным гласным в начале слова:
Арбуз, утюг, асфальт, игрок, укол, …
с ударным гласным в середине слова (с опорой на зрительный контроль):
Зал, мак, сом, гусь, парк, …
г) игра «Найди и назови нужное слово»
Мама произносит предложение. Вместе определяете количество слов в предложении. И ребенок затем должен найти в предложении слово с заданным звуком.
Например: «Мама купила Лене санки» (найти слово со звуком [с] (санки))
А теперь познакомимся с доступными в условиях дома играми для развития простых форм звукового анализа.
Игры на определение первого звука в слове.
1. «Какое слово задумано?» (с предметными картинками)
Показываете картинку: например с изображением ромашки и говорите «это «омашка»
- Какой звук пропущен?» ([р])
2. Игра в «Магазин»
Покупатели: куклы, игрушечные звери. Продавец (мама) отпускает товар только когда «покупатель» (за него- ребенок) назвал первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет.
Например:
- Мишка, что выбрал себе?
- Я хочу купить эту ложку.
- За ложку нужно заплатить звуком этого слова, спой его.
- л л л л- Правильно, молодец, можешь забрать эту ложку.
В другой раз роли меняются. Взрослый может отвечать за покупателей (иногда умышленно ошибаться)
Игры на определение последнего звука в слове.
1. Игры «Доскажи звук»
цель: научить выделять в слове последний звук по представлению.
ход игры: игру можно проводить с перекидыванием мяча. Мама произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч ребенку.
Например: ходит по лесу хорек, хищный маленький звере… [к]
Ребенок ловит мяч и досказывает нужный звук.
В качестве речевого материала можно использовать известные детям стихи и потешки.
- Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живо… [т] и другие.
Игра на определение места звука в слове (начало, середина, конец)
«Найди фишке место»
Для игры изготавливается полоска из белого или цветного картона, разделенная на три части, и фишка (кружок). (Если звук гласный, то кружок красного цвета, если согласный – кружок серого или синего цвете)
Описание игры:
Мама называет слово, ребенок определяет место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски.
Сначала ребенок определяет место звука только в начале, затем в конце слова и лишь когда все это усвоит, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова.
Если звук гласный, то он должен быть ударным (аист, река, мак)
Игра на развитие фонематического представления и активизацию словаря.
Игра: «Кто больше слов придумает».
Мама называет какой-нибудь звук (например, изучаемый в классе) и просит ребенка и его друзей придумать слова, в которых встречается этот звук.
За правильный ответ дается фант. Выигрывает тот, у кого окажется больше фантов.
Для того, чтобы с ребенком поиграть в игру «со звуками», конечно, необходима предварительная подготовка, например:
- подбор и запись слов для узнавания звуков;
- подбор картинок;
Изготовление полоски и фишки для звукового анализа.
Если хотите узнать больше, приготовить и организовать другие новые игры, обращайтесь, я всегда вам помогу.
И еще напоследок хочу обратить ваше внимание на два важных момента:
1. Произнося слоги и слова, выделяйте голосом нужный звук, например [м]:
доммм, мммыло, сумммка. Произносите звук в слове утрированно, выделяя голосом, и учите ребенка этому.
Говорите ему: - Произнеси слово «ваза» так, чтобы я услышала звук [в] (ввваза)
2. Полезным для детей, для быстрейшего закрепления звуков и букв будет следующее:
Прикрепите к шкафу, к стене, перед глазами ребенка картинку – символ изучаемого звука. Это поможет быстрее вспомнить, воспроизвести звук и запомнить букву.
Запишите себе, какому звуку какая картинка соответствует.
Букву старайтесь называть как звук м- [м].
Желаю вам успехов!