Использование классической музыки в различных видах музыкальной деятельности дошкольников

«Использование классической музыки в различных видах музыкальной деятельности дошкольников»
Мазурина Е.М. музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад № 316» г.о. Самара
Воплощая свои впечатления от музыки в художественной деятельности, дошкольник становиться более свободным и творческим. Восприятие музыки – универсальный вид деятельности. В программе для детского сада слушание выделено в самостоятельный раздел.
Слушание невозможно представить без других видов музыкальной деятельности: перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу необходимо обязательно прослушать произведение.
При организации слушания необходимо:
а) осуществлять специальный подбор репертуара;
б) использовать адекватные возрасту методов работы с ними;
г) использовать различные виды художественной деятельности детей.
Например: при прослушивании «Октябрьской песенки П.И.Чайковского можно для усиления эффекта прочитать стихи, просмотреть иллюстрации знаменитых художников об осени.
В своей работе я использую классические произведения разных эпох и стилей: И.С. Баха, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Гайдна, М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева, Т.Свиридова и других композиторов.
Знакомить детей со столь разными по стилю музыкальными произведениями очень важно - это позволяет значительно расширить круг их музыкальных впечатлений, способствует формированию основ музыкальной культуры, приобщает к её ценностям. Я стараюсь, чтобы на моих занятиях дети получали представления о музыке и ярких фрагментах биографий ряда композиторов – классиков, о старинных инструментах (клавесин, орган, лютня) и современных музыкальных инструментах. Так же знакомлю детей с произведениями, в основе которых лежит органичный синтез различных видов искусства: с оперой и балетом. Введение дошкольников в мир оперы и балета идет через сказку - наиболее доступный и любимый ими жанр литературы. Детей знакомлю с балетами П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица» С.С. Прокофьева «Золушка» операми Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», М.И.Глинки «Руслан и Людмила» и другими произведениями.
Важным принципом организации работы по восприятию музыки является движение музыкального репертуара «по горизонтали» и «по спирали». «Горизонтальное» движение музыкального репертуара связано с тем, что одно и то же музыкальное произведение проходит, как правило, не в одном, а в нескольких видах музыкальной деятельности. Так, на пример, прослушав «Вальс – шутку» Д.Шостаковича, дети воплощают характер этой музыки в творческом движении, а также исполняют её на детских музыкальных инструментах.
Движение музыкального репертуара «по спирали» связано с тем, что к лучшим, эталонным произведениям, предлагаемым младшим дошкольникам, в старшем дошкольном возрасте мы возвращаемся снова, но решая более сложные задачи.
С младшего дошкольного возраста я уже начинаю детей приучать к восприятию классической музыки, дети слушают музыку Б.И.Чайковского, М.И.Глинки, Н.А.Римского-Корсакого, С.С.Прокофьев и других композиторов.
Для детей младшей и средней группы это как новые пьесы, для детей старших групп как повторение, уже знакомые известные детям сочинения этих композиторов. Для закрепления знаний классических произведений использую дидактические игры: «Отгадай жанр музыки», «Расскажи о музыке», «Угадай пьесу» и т.д.
Классические произведения мною используются не только в слушание, но и в пении, где дети с удовольствие поют, начиная с младшего дошкольного возраста. Пение классических песен развивает эстетическое восприятие, эстетические чувства, художественно – музыкальный вкус и весь комплекс музыкально - сенсорных способностей. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Велико значение пения в развитии речи ребенка: обогащается словарный запас, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается
  Для знакомства с классическими произведениями кроме слушания и пения я использую музыкально-ритмические движения и игру на детских музыкальных инструментах. Так например предлагаю ребятам создать в творческом движении «образ» польки, народного танца или разного типа маршей, используя для этого музыкальный репертуар программы.
В музыкально-ритмической деятельности (в плясках, играх, хороводах) дети используют навыки, усвоенные ими в результате специальных упражнений. Во время НОД мы формируем у детей умение действовать не только по показу, но самостоятельно определять способ действия в соответствии с музыкальным образом. Задания на развитие танцевально-игрового творчества способствуют развитию детской инициативы и творческой активности, что непременно скажется в их самостоятельной деятельности вне занятий.
Для данного вида музыкальной деятельности мною используются классические произведения следующих композиторов П.И.Чайковского, М.И.Глинки,С.C. Прокофьева, Шостоковича,И. Штрауса, Д.Б. Кабалевского, и много других. Например в старшей группе Полька «Дружные тройки» И.Штрауса, «Менуэт» С. Майковского, в средней группе это «Cнежинки» О.Берта, «Пляска петрушки» А.Серова И.Дунаевского и другие.
Таким образом, знакомя дошкольников с миром классической музыки, мы прививаем ребенку ценности музыкальной культуры, как части общей духовной культуры.