Развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности

Е. Н. Жуганова, О. А. Жукова
Абакан, Хакасия

Развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности

Музыка – это особая благоприятная среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, его познавательной и творческой активности. Каждый ребёнок, которого заботливо учат систематически слушать музыку и выражать свои переживания её чистым и ярким языком, рано или поздно будет испытывать состояние, когда музыкальные впечатления переполняют сердце, когда множество образов, чувств, мыслей теснится, ищет выход.
Проблема развития музыкальности ребёнка волновала многих педагогов и психологов, которые рассматривали это развитие в различных видах детской музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Для нас приемлема методика Карла Орфа, который считает, что наиболее сильным средством воздействия на ребёнка являются творческие музыкальные театрализованные игры, в которых объединяются пение, речь, игра на музыкальных инструментах [1].
Структура музыкально-фольклорной студии «Гармония» Центра детского творчества г. Абакана, где музыка и пение, слово и движение взаимосвязаны, позволяет охватить детей и подростков различными видами музыкальной деятельности. Педагоги создают благоприятные условия для раскрытия музыкальных способностей и дарований каждого ребёнка, потому многие дети охотно занимаются, успешно совмещая пение с игрой на инструменте.
Инструментальное творчество включает обучение игре на народных музыкальных инструментах: домре, хомысе, баяне, балалайке, детских музыкальных инструментах (ксилофон, металлофон), традиционных музыкальных инструментах, как трещотки, бубен, рубель, жалейка, свирель и др. Учащиеся осваивают не только сольное исполнительство на инструменте, но и приобщаются к ансамблевой игре: педагог-ученик, дуэты, трио, квартеты, другие по составу и количеству ансамбли. Связующим звеном выступает общий оркестр народных инструментов, а также инструментальный ансамбль, выступающий в качестве аккомпаниатора народно-певческому ансамблю «Берегиня». В процессе исполнительства на народных инструментах создаётся благоприятный психологический климат, который способствует раскрытию детских индивидуальных и коллективных качеств, учитываются природные особенности детей разного возраста, создаётся механизм обратной связи между детьми и педагогами, формируется развивающая среда для проявления творческой активности детей.
Неповторим момент творческого озарения, возникающего у ребёнка при музицировании и в процессе музыкального экспериментирования на народных инструментах. Находя в голосе выбранного инструмента эмоционально-близкое звучание, ребёнок создаёт для себя психологическую комфортную звуковую среду. Незнакомое же звучание инструмента может также выступить в роли своеобразного импульса, дающего мотивацию к деятельности (музицированию, слушанию, импровизации), формирующего познавательную активность. Эмоциональное состояние ребёнка при игре на одних инструментах приобретает необходимое спокойствие и равновесие, а при игре на других – позитивную подвижность. Музыкальный инструмент может выступить одновременно в роли «моторного» релаксатора, когда свою энергию, в том числе и негативную, ребёнок «гасит», играя на народных инструментах. Красивое, тембрально богатое звучание музыкальных инструментов облагораживает ребёнка, расширяет его слуховой опыт, влияет на развитие эмоционально-эстетической сферы ребёнка.
Важно отметить факт вербального воздействия на эмоциональную и интеллектуальную сферу ребёнка в процессе обучения игре на музыкальных инструментах. Педагоги используют традиционные народные инструменты. Этимология названий этих инструментов напрямую связана со звуковыми характеристиками инструментов: шаркунок – шоркает, трещотка – трещит, жалейка – жалеет, свистулька – свистит; с названием материалов из которых сделаны инструменты: кугиклы – куга, вид тростника; рожок – раструб инструмента, выполненный из коровьего рога; с образным рядом образуемым при звукоизвлечении:
· имитация копыт лошади, звонница – имитация колокольного звона; с первоначальным бытовым и историческим предназначением: рубель – гладильная доска, колотушка – атрибут ночного сторожа и др. Каждый музыкальный инструмент, который педагоги используют в обучении (индивидуальном, ансамблевом, оркестровом), формирует у детей во время музыкальной деятельности мотивацию и установку на творчество, самостоятельность и сочинительство.
Дополнительная общеразвивающая программа певческого ансамбля «Берегиня» направлена на целостное восприятие и освоение воспитанниками народного творчества в единстве песни, танца, инструментальной музыки, народно-поэтического творчества, игры и костюма. Именно, в деятельности детей каждый участник является и певцом, и танцором, и исполнителем на народных инструментах. Такое творческое взаимодействие фольклорного инструментария активизирует восприятие детьми фольклора, красочно отражает динамику исполнительства народного стиля. Это практический этап освоения народной культуры.
Основным видом деятельности младшей группы ансамбля «Берегиня» является слушание, знакомство с жанровым разнообразием народных песен и малых форм устного народного творчества. Процесс формирования певческого голоса труден, так как младшие дети ещё не умеют анализировать поставленную задачу в целом. При правильной организации музыкального развития, певческая деятельность детей принимает управляемый, целенаправленный характер. Так, например, наиболее рациональным способом развития памяти является запоминание и частое повторение небольших заданий, постепенное их усложнение. Большое внимание уделяется разучиванию упражнений, способствующих развитию певческого дыхания, звуковысотного слуха, чувства ритма, дикции, артикуляции и мимики. Формирование певческих навыков строится с учётом образного мышления детей, их способности к общению. Знакомство с загадками, скороговорками, считалками и другими жанрами детского фольклора – всё проводится в игровой форме.
Целью образовательной программы для детей старшего возраста ансамбля «Берегиня» является подробное комплексное изучение и освоение на практике региональных особенностей и традиций песенно-музыкального, танцевального, обрядового фольклора, инструментария и костюма разных областей России; а также – продолжение изучения народного календаря (Коляда, Масленица, Пасха, Троица, Красная горка, Егорьев день и др.)
Основной задачей программы является освоение учащимися исторического прошлого, географического положения, основных жанров, особенностей многоголосия, манеры пения, диалекта разных областей. В программу обучения введён предмет «Народная хореография», где изучение танцевального и песенного материала взаимосвязано и неотделимо друг от друга. Соединяя народную песню с хореографией, игрой на традиционных музыкальных инструментах, театрализацией, педагоги с воспитанниками создают интересные мини-спектакли («Русальная неделя», «Святочные игры» «Свадебный обряд»), картинки из народной жизни. Такое «проживание» фольклора не только приобщает к истокам народной культуры с её обрядами, сказками, играми, но и духовно обогащает внутренний мир воспитанников, активизирует их творческое проявление и индивидуальность, помогает ощутить связь традиционности и современного восприятия деятельности.
Таким образом, развивая музыкальные способности детей, мы помогаем подняться им на новую ступеньку мастерства, познавая красоту мира музыки и искусства.

Библиографический список

Баренбойм Л. А. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. – Ленинград: Музыка, 1970. – 160 с.
Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры: учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2005. – 128 с.
Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. – М: ВЛАДОС, 1997. – 606 с.












hђ Заголовок 115