«Развитие творческих способностей на уроках музыки с применением импровизации в различных видах музыкально-исполнительской деятельности учащихся».


Методическая разработка
Тема: «Развитие творческих способностей на уроках музыки с применением импровизации в различных видах музыкально-исполнительской деятельности учащихся».
Георгиева Людмила Евгеньева
Учитель музыки
Школы-лицея школы №20.
г. Атырау, 2015 год.
Цель: Добиваться творческого восприятия и самовыражения школьников, применяя активные формы музыкальной импровизации.
Задачи:
Содействовать образованию и появлению творческого опыта учащихся.
Применять проблемный, поисковый метод как основу развивающего обучения.
Создать условия для созидательной активности, свободной импровизации.
Импровизация – основа творческого развития детей на уроках музыки в общеобразовательной школе, раскрывающая связи искусства с окружающим миром.
Содержание.
План 3 стр.
Введение 4 стр.
Актуальность выбранной темы 6 стр.
Развитие творческих способностей на уроках музыки
с применением импровизации в различных видах музыкально-исполнительской деятельности учащихся 7 стр.
Инструментальные импровизации 8 стр.
Пластические импровизации 12 стр.
Речевые импровизации 14 стр.
Вокальные импровизации 17 стр.
Изобразительные импровизации и художественные
импровизации 21 стр.
Театральные импровизации и игровые импровизации 23 стр.
Ассоциативные импровизации и звукографические
импровизации 25 стр.
Арт-терапевтические импровизации 26 стр.
Итоги результата выбранной темы 26 стр.
Выводы 27 стр.

План.
Актуальность выбранной темы.
Развитие творческих способностей на уроках музыки с применением импровизации в различных видах музыкально-исполнительской деятельности учащихся.
II. 1. Инструментальные импровизации.
II. 2. Пластические импровизации.
II. 3. Речевые импровизации.
II. 4. Вокальные импровизации.
II. 5. Изобразительные импровизации. Художественные импровизации.
II. 6. Театральные импровизации. Игровые импровизации.
II. 7. Ассоциативные импровизации. Звукографические импровизации.
II. 8. Арт-терапевтические импровизации.
Итоги результата выбранной темы.
Выводы.
3
Введение.
В основе созидательной деятельности школьников очень тесно взаимосвязаны два сектора – творческое восприятие и самовыражение. Поэтому и система творческих заданий должна быть направлена на их параллельное развитие. Главной задачей образования становится сегодня не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоактуализации, самоутверждения и самореализации творческих способностей. Проблема творческого интереса – одна из актуальных.
Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление ее практикой обучения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены умения педагогов. Тяга к творчеству, которая является не врожденным качеством, не природным даром, а результатом воспитания – это тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания. Творческая деятельность учащихся в обучении своей основе направлена на овладение уже сложившейся системой знаний, умений и навыков.
Импровизация – главный момент в процессе активизации творческого потенциала учащихся. Импровизация (от латинского слова improvises – неожиданный, внезапный) означает сочинение стихов, музыки и.п. в момент исполнения, выступления, с чем либо, не подготовленным заранее, произведение, созданное таким образом. Импровизация на уроке есть форма продуктивной художественной деятельности, в которой носителем содержания является сам процесс деятельности, ограниченный для самовыражения. Импровизация является той важной основой для формирования из буйной фантазии ребенка зрелого творческого мышления.
Импровизация – самая доступная для детей игровая форма отражения действительности, в которой непосредственная эмоциональная реакция составляет ее суть. Здесь главными побудителями к самовыражению является эмоция и интуиция.
Условия проявления импровизации:
Опора на проблемный, поисковый метод как основу развивающего
4
обучения. Создание эвристической ситуации предоставляет
возможность детям не только осознать, но и прочувствовать творческую задачу. Это создает условия созидательной активности, свободной импровизации.
Невозможно формировать и совершенствовать творческий дар в процессе монологического ведения урока. Поисковая ситуация должна раскрываться только в процессе диалогического общения, которое не сводится к вопросам и ответам, а рассматривается как процесс размышления вслух.
Опора на метод сравнительного анализа, сопоставление произведений различных художественных систем, собственных творческих работ.
Ориентация на игровое творчество. Импровизация реализуется в играх на сравнение, в загадках, дописывании стихов и сказок и т.д. Традиционно в музыкальном воспитании творчество рассматривалось как отдельный вид деятельности учащихся, а импровизация делала первые, робкие шаги неосознанно, интуитивно. И в первые, в 70-ых годах, в программу по музыке Д.Б. Кабалевский ввел новый элемент – импровизация как вид творческой деятельности. О ведущей роли импровизации писали в своих трудах Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, К.В. Тарасова, Н.К. Крупская, Н.Я. Брюсова, А.В. Луначарский, П.П. Блонский. Проблемы музыкального качества детской импровизации для дальнейшего музыкального развития детей составляют особую область исследования. Проблема велика, и входящих в нее вопросов очень много. Поэтому я решила приоритетным направлением в своей работе выбрать именно метод импровизации. Я сама сочиняю стихи, песни, попевки, игры. И в каждом классе есть дети, которые увлекаются сочинением стихов. Поэтому мне интересно на уроках применять импровизацию, как в индивидуальной, так и в коллективной форме работы, видеть оживленные лица детей, интерес и активность работы во время урока. Я убеждена, что увлечь детей музыкой, приобщить их к миру искусства поможет импровизация, ведь она и так «пронизывает» весь
урок с самого начала до конца. И на уроках музыки дети получают возможность размышлять и творить, становится поэтами, художниками и композиторами, что улучшает процесс овладения знаниями и раскрывает творческий потенциал учеников.
5
I. Актуальность выбранной темы.
Творчество – самый могучий импульс в развитии ребенка. Гениальность живет в каждом человеке. Но сами ученики не ощущают в себе присутствие гениальности. Задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. В творчестве происходит слияние человека с его делом. И поэтому основой моей педагогической деятельности является развитие у ребят творческих способностей. Творчество в музыке – это, прежде всего, импровизация в различных видах музыкально-исполнительской деятельности. Большое внимание развитию навыков импровизации уделяется в современных методиках развития музыкальности учеников (П. Вейс, Н. Долматов, И. Микита и др.). На необходимость включения импровизации в учебно-воспитательный процесс указывают авторы программ и учебно-методических комплектов по музыке для общеобразовательных учреждений. Проблема детского творчества до сих пор является актуальной в психологии и педагогике, поскольку ее решение связано с проблемой общего развития и созревания ребенка. Актуальность проблемы педагогического руководства процессом музыкальной импровизации на уроках подтверждают исследования Б.П. Юсупова. Разработанная им концепция предлагает полихудожественное развитие личности на основе взаимодействия и интеграции искусств. Ключевой идеей концепции является активное творчество самих детей, ориентирующее на импровизационный поиск решения учебных проблем и приучающих их уважительно относится к творческим решениям друг друга. Проблема оценки музыкального качества детской импровизации и значение ее для дельнейшего музыкального развития детей нуждается в специальном внимании и составляет особую область исследования. Тема импровизаций актуальна еще и тем, что методологически опирается на детское творчество, а в методической литературе редко встречается описание педагогических форм и методов работы с детьми, развивающих навыки импровизации. Проблема процесса музыкальной импровизации недостаточно глубоко разработана и требует серьезного педагогического анализа.
Как умело сочетать все виды творческой деятельности учеников на уроке, какие формы и методы использовать? Анализ теоретических исследований и собственно практического опыта приводит к убеждению: доминирующими являются активные формы импровизации, которые развивают музыкальный слух, музыкальное мышление, воображение, творческие способности,
6
интерес к музыке. Анализируя свою педагогическую практику, я сформировала цели и
задачи:
Ввести школьников в мир музыки, добиться увлеченности на уроках через формирование творческого интереса в процессе импровизации.
Научить каждого ребенка представлять себе звучание музыки «зашифрованное» в нотах или буквах.
Развивать в каждом ребенке заинтересованность, восприимчивость, творческую активность, помочь освободиться от комплексов, приобрести веру в себя и смелость в индивидуальных выступлениях.
Создать условия для развития творческих способностей учащихся через использование метода импровизации.
II. Развитие творческих способностей на уроках музыки с применением импровизации в различных видах музыкально-исполнительской деятельности учащихся.
Под музыкально-творческой деятельностью понимается детское импровизационное творчество, которое возникает в индивидуальной или коллективной деятельности и направленно на раскрытие творческих способностей ребенка. В результате усилиями детей создается продукт в виде мелодий, музыкально-ритмических упражнений или инструментального сопровождения музыкальных произведений. Истоки детского музыкального творчества лежат в традициях народного песенного творчества и в приемах народного исполнительства. Импровизируя, дети стараются передать заданное настроение, осваивая при этом элементы музыкальной выразительности. Музыкальная импровизация и конструирование машины требует от ученика сходных усилий. Импровизатору не известно решения стоящей перед ним задачи, ему надо решать ее независимо от того, было ли до него это решение найдено кем-то
другим. Развитие детского творчества начинается с заданий требующих первоначальной ориентировки (измени, придумай, сочини). Затем следует переход к заданиям, способствующим усвоению приемов творческих действий, поиском решения, и далее – к более трудным заданиям, рассчитанным на самостоятельные действия, на использование сочиняемых мелодий в жизни.
7
Ввожу в практику такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но и были доступны и интересны каждому ученику.
А таких форм немало. Я постараюсь дать им характеристику и как я применяю их на своих уроках, ввожу в определенную часть урока в соответствии с его задачами.
II. 1. Инструментальные импровизации.
Использование ударных инструментов при подборе ритмоформулы.
Подбор знакомых песен, мелодий на инструментах со звуковысотной основой.
Свободное ритмическое сопровождение к пьесам, песням.
Одним из используемых видов импровизации стал детский музыкальный оркестр, когда восприятие музыки происходит через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах. Так, при изучении в 1-ом классе темы: «Урок музыки» предлагаю детям познакомиться с инструментами, шумовыми и музыкальными:
Шумовые Музыкальные
Маракасы 7. Треугольники
Трещотки 8. Металлофон
Ложки 9. Колокольчики
Палочки 10. Дудочки
Барабан 11. Асатаяк
Бубен
Предлагаю ученикам творческое задание:
Изобразить раскаты грома (ударные);
Пение кукушки (духовые);
Дождик (летний грибной, печальный осенний) [слайд №1].
К теме 1-го класса: «Золотая свадьба» предлагаю творческое задание – самим сделать два музыкальных инструмента – маракаса. На каждом уроке практикую импровизацию: исполнение пьес, попевок под аккомпанемент детского оркестра.
При изучении музыкальных терминов f и p ученики импровизируют на треугольниках, колокольчиках, барабанах.
8
Творческое задание: для определения тембра я использую музыкальную загадку, с последующей импровизацией на музыкальном инструменте.
Например: Очень весело поет
Если бьете вы в него.
Вы все на нем играете
И сразу отгадаете (треугольник).
Придумай и исполни веселую песенку на треугольнике [слайд №2].
Творческое задание к теме: «Ақтайлак» (1 класс).
Какой инструмент выберешь для сопровождения «Танца верблюда», исполни его [слайд №3].
Творческое задание к теме: «Жаңбыр» [слайд №4].
Исполни аккомпанемент к пьесе, используя колокольчики, металлофон, треугольники.
Изучаем тему (1 класс) «Народные песни и инструменты».
Творческое задание: выполнить звукоподражание, выбрав инструмент.
«Плясовые наигрыши» - исполнить, подобрать слова.
весело задумчиво нежно "Плясовые наигрыши" грустно
смело празднично «Африканское письмо» - ученик придумывает ритм на барабане и исполняет его. Все остальные ученики должны повторить его [слайд №5].
Эти задания полезны тем, что развивают эмоционально-личностную сферу, расширяют коммуникативные навыки. Такие задания провожу при изучении любой темы и на любом этапе урока, главное, чтобы задания соответствовали целям и органично вписывались в структуру урока.
Много творческих заданий можно использовать во 2-ом классе:
Сочинение мелодии по картинке и исполнение на выбранном музыкальном инструменте.
Сочинить мелодию к стихотворению и исполнить ее.
9
Исполнение legato и staccato [слайд №6].
3-ий класс:
Придумать ритмический аккомпанемент на ударных, шумовых инструментах и исполнить.
Подобрать аккомпанемент к песням.
Подобрать вступление к песне.
Задать на инструменте темп и ритм марша.
Исполнение на музыкальных инструментах ритмических разминок [слайд №7].
Айтыс [слайд №8].
Тартыс – подготовиться к ритмическому тартысу. Научиться играть эти ритмы, прослушав учителя. Повторить несколько раз ритмический узор. Затем соединить в разном порядке.



«Тартыс барабанщиков». Играть можно на любом ударном инструменте, не только на барабане. Можно использовать самодельные музыкальные инструменты: туяк тас (копытца), деревянные палочки, ложки, погремушки, маракасы, камешки.
Отборочный тур. Нужно исполнить ритм кюя из тартыса-легенды «Нар идірген».
После звучания какого-либо музыкального отрывка нужно простучать ритм прослушанной музыки.
Диалог барабанщиков. Каждый участник по очереди исполняет какой-либо ритмический рисунок. Все судят, у кого ритмы сложнее,
10
оригинальнее, виртуознее [слайд №9].
4-ый класс.
Исполнить на музыкальных инструментах звуки ласковые, тревожные, решительные, сердечные.
Коллективная импровизация на диатонических металлофонах со снятыми пластинками фа и си. Гармонические сочетания нот до, ре, ми, ля неожиданно меняется, но при этом они всегда мелодичны. Ритм может быть произвольным либо предварительно заданным педагогом.



Тема: «Опера». Реализация в выборе инструментов при инструментовке какого-либо произведения. Предлагается детям стать композиторами и сочинить оркестровку фрагмента «Белочка» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова. Прослушав музыку, предлагают инструменты детского оркестра, которые, по их мнению, соответствуют звучанию каждой фразы, после чего предлагаю исполнить музыку. Вначале на сильную долю такта играет колокольчик. В следующей фразе к нему добавляется на сильную долю треугольник, а на слабую долю бубен. Когда музыка становится динамически более насыщенной, вступают, отмечая пульс музыки, трещотки, продолжают, играя на слабую долю, бубны, молчат треугольник и колокольчик (у них пауза). В последнее же фразе, как и в начале фрагмента, играют только колокольчики [слайд №10].
В старших классах предлагаю ученику исполнить пьесу на музыкальном инструменте фортепиано, домбре, кобызе. Остальные исполняют ритм, прохлопав в ладоши. Коллективной формой творчества могут служить
11
контрастные музыкальные произведения, которые я исполняю на синтезаторе. Ученики аккомпанируют, «входя» в образ исполняемого музыкального произведения. Также учащиеся 5-ых и 6-ых классов любят определять, какие музыкальные инструменты звучат при прослушивании пьесы в аудиозаписи [слайд №11].
Таким образом, начав со знакомства с музыкальными инструментами, постепенно, шаг за шагом, учащиеся реализуют свой творческий потенциал в исполнении музыкальных произведений композиторов Казахстана и европейских композиторов.
II. 2. Пластические импровизации.
Игра на воображаемых инструментах.
Передача музыкального образа в характерных движениях, инсценирование песен.
«Озвучивание» попевок.
Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Жест, движение, пластика обладает особенными свойствами обобщать эмоциональное состояние. Можно привести в пример дирижера – человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время «играет» таким колоссальным инструментом, как оркестр. Зачем я использую данную форму на уроке? Дети любят двигаться, это их естественная потребность. В движении под музыку материал запоминается лучше. При выборе подходящих движений я обращаюсь к методике пластического интонирования Вероники Коуэн, ритмике. При знакомстве с новыми попевками, я применяю разучивание с метроритмическим показам. Проведение распевки – обязательный элемент
урока и чтобы ее быстрее усвоить и правильно выполнить, ученики помогают себе жестами.
Например, в попевке: Куры, гуси да индюшки
Наклевалися петрушки
Закусили лебедой
Побежали за водой.
Исполнение и разучивание происходит с показом нисходящего движения каждой фразы руками, затем импровизируют, подбирая свои движения. Далее можно усложнять задания. При изучении темы 1-го класса
12
«Музыкальные звуки» можно предложить детям импровизацию метроритмического упражнения «Ручки и голова». Во время исполнения попевки обратить внимание, как координируются движения рук и головы. Обычно я использую мотив песни «Во саду ли, в огороде»:
Ручка правая у нас пальчики сжимает
Этой ручке точно в такт голова кивает.
Предлагаю выполнить пластическую импровизацию самим под музыку данной песни. Для более полного усвоения текста песен я также применяю ритмопластику.
Для полного раскрытия темы «Мы юные натуралисты» (1 класс) я применяю метроритмический показ песни: «Скок, скок, скок» выполняем метроритмическую инсценировку песни, на каждую строчку песенки свои движения. Я предлагаю начать с этих элементов:
Скок, скок, скок, поскок (легкие прыжки на месте),
Молодой дроздок По водичку пошел (марширование на месте с взмахами рук).
Дальше дети импровизируют сами. После исполнения делю учеников на две группы. Первая группа исполняет все действия, которые делает в песне дроздок, а другая группа исполняет роль молодички. А потом действия групп будут идти вместе. Во всех классах я применяю метроритмическое движение – марширование под собственное пение, это помогает при изучении песен со сложным ритмом.
При изучении разных видов маршей, я применяю тренинг выполнения нужных движений в ритме заданным мелодией музыки. Тема «Любимые игрушки и игры» 1 класс.
После прослушивания «Марша деревянных солдатиков» П.И. Чайковского я имитирую игру на барабане, дети повторяют. Затем импровизируют, повторяя негромко стихи, которые услышали:
Раз-два! Аты-баты!
Весело солдаты сабли деревянные несут.
Можно предложить «Военный парад».
Теперь все вместе маршируют под звучание «Марша». Кто-то из школьников импровизирует игру на барабане (настоящем), а остальные ребята имитируют движение рук барабанщиков, делая вид, что тоже являются военными музыкантами.
Тема «Музыкальные жанры движения» (3 класс), «Искусство классического
13
танца» (5 класс).
При изучении жанра танец ученики импровизируют метроритмические движения вальса, польки, плясовой, движений казахского народного танца.
«Балетное искусство Казахстана» (6 класс).
При изучении песен в старших классах я использую прием «Ритмический диктант» ладонями отхлопываю начало песни. Ученики угадывают ритм песни и импровизируют на заданный ритм.
При знакомстве с музыкой композиторов я применяю восприятие пластического исполнения музыки. Понимание музыки «звучащих рук» вызывает эмоциональный отклик у детей, интерес.
Тема 5-го класса «Эдвард Григ».
Приведу пример пластического интонирования вступления к музыке Э. Грига «Утро».
- Ребята, послушайте, что поют мои руки.
- Кто узнал эту музыку, присоединяйтесь ко мне.
- А теперь через пластику движений руками поведайте миру о том, о чем рассказала вам эта музыка. Каждый жест, каждый пальчик наполните этой сокровенностью.
- Когда почувствуете развитие музыки – улыбнитесь ей.
- Как ласково прикасались ваши руки к каждому звуку, и я слышала, как пела ваша душа.
При изучении темы «Балет» 6 класс «поют» руки, корпус, ноги, взгляд, жест – все тело становится выразителем чувств, мыслей. Предлагаю одно задание, которое поможет выразить то или иное чувство движением. Например, «Танец с кубками» из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» - тема «И.П Чайковский» 4 класс, 5 класс, 6 класс [слайд №12]. Делим класс на мальчиков и девочек. Мальчики представляют девочек как самых красивых. Каждый жестом, позой, движением рук показывает, рассказывает о «своей» девочке. Девочки изящным движением корпуса, рук, ног передают красоту, легкость, воздушность. Главное в пластических импровизациях – внимательно слушать музыку и передать характер музыки, музыкальный образ через движение, а также свои ощущения.
При изучении темы «Симфонический оркестр» 4, 5 класс, «Оркестровые произведения композиторов Казахстана» 6 класс применяю игру на воображаемых инструментах.
14
II. 3. К речевым импровизациям относятся: поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно, а также интонационно-осмысленное чтение текста песен при их исполнении и разучивании, ритмизованное чтение стихов (в ритме, заложенном в самом тексте), подбор рифм к словам и стихотворным строчкам.
В своей педагогической практике я применяю речевые импровизации. Только сначала нужно добиваться от учеников синхронности произнесения слов, потому что им на уроке музыки предстоит много дел делать вместе – петь песни, слушать музыку, отгадывать музыкальные загадки, играть в музыкальные игры, а работе над дикцией уделяю много внимания, потому что при пении песен надо научиться чисто и четко проговаривать слова.
Разбор характера песни предлагаю ученикам после исполнения знакомой песни. Тема «П.И. Чайковский» 4 класс, «Народная песня в симфонии» 4 класс. Так, после пения песни: «В поле береза стояла» я спрашиваю у школьников:
- Расскажите, какой характер у этой песни? (плавная, протяжная, медленная, негромкая).
Также учу детей в начальных классах определять характер попевок.
Например: Сяду я удобно
И спою красиво.
Плечи, подбородок
Посадка всем на диво.
- Какой характер у этой попевки? (веселый, смешной, а еще шуточный).
При работе над дикцией я использую специальные упражнения. Объясняю школьникам, чтобы песня была исполнена красиво и всем понравилась, они
должны учиться четко и понятно выговаривать слова и слоги.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра Музыкальная игра,
Ру-ру-ру, ру-ру-ру Очень любим мы игру.
Дети повторяют и запоминают текст упражнения. Затем выполняют речевую импровизацию – сначала тихо и спокойно, затем быстрее и громче. Последний вариант – сначала громкая скороговорка, затем тихая скороговорка с тщательным проговариванием слов.
При знакомстве с новыми музыкальными произведениями я предлагаю
15
ученикам собрать свое внимание.
Тихо, тихо в нашем классе
Звуки музыки кругом.
Тема 5-го класса «П.И. Чайковский». Звучит «Вальс» из балета И.П. Чайковского «Спящая красавица».
- Вам понравилась эта музыка?
- Почему она вам понравилась? (красивая).
- Какой ее характер? (плавный, мягкий).
На каждом уроке мы поем музыкальную разминку – импровизацию.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра Во дворе стоит гора,
Ру-ру-ру, ру-ру-ру Мы полезем на гору.
Ученики импровизируют, произнося фразы на разной скорости и с разной силой звука. После чего поют на одном звуке, а потом разных звуках хроматической гаммы. Тема «Музыкальное настроение» 1 класс, «Народный танец и музыка композиторов» 4 класс.
При знакомстве с новым материалом я обращаю учеников на то, как может меняться музыка. Например, как менялся характер «Камаринской». Сейчас вы познакомитесь с новой пьесой, причем одна часть пьесы будет веселой, вторая – грустной, а ее окончание – снова веселым. Это произведение так и называется «Веселая. Грустная». Я хочу убедиться в том, что вы понимаете, где звучит музыка веселая, а где – грустная. Прошу вас показать это жестами. Там, где музыка будет веселой, улыбнитесь. А где музыка станет грустной, плавной, покачайте плечами. После звучания пьесы слушаю ответы детей.
- Как началась пьеса? (быстро, громко).
- Происходит ли дальше смена ее характера?
- Какой стала музыка в середине? (медленная).
- Как звучала музыка в конце? (быстро, громко, весело).
В 1-ом классе при изучении темы «Экскурсия в зоопарк» можно предложить ученикам простой вид речевой импровизации:
Носит мама-кенгуру
В теплой сумке детвору,
А ребятки-кенгурятки
Целый день играют в прятки.
Предлагаю прочитать стих выразительно. Хлопая на каждый слог, записать
16
на доске ритмический рисунок стиха. Так же можно провести конкурс на самое быстрое исполнение скороговорки [слайд №13].
При изучении темы «Может ли музыка подражать звукам животных?» для слушания предлагается два контрастных произведения: «Птичка» Э. Грига и казахский народный кюй «Қасқыр». В обоих произведениях ярко воспроизводится имитация голосов животных. При этом нужно обязательно обратить внимание, что главным в музыке является создание настроения, характера, выражение тех или иных чувств. Дети импровизируют в определении характера музыки.
В старших классах применяю свободное высказывание детей.
Вопрос:
- Какую музыку мы исполняем? Маршевую, танцевальную, песенную? (свободное высказывание детей).
Этот принцип помогает при усвоении детьми нового материала.
Предлагаю детям дать самим себе домашнее задание. Это может быть рассказ о музыке родным, близким.
В конце урока предлагаю спеть на выбор, и дети сами определяют, какой
музыкальный образ будут воплощать своим пением.
Вопрос:
- Что выразим пением, какое чувство? (свободный выбор детьми музыки).
После знакомства с пьесами: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» - предлагаю составить рассказ по этим пьесам. Прослушав пьесы из «Детского альбома» И.П. Чайковского, размышляют, какие мысли и чувства они вызывают, и как они могут быть выражены в стихах. Этим я добиваюсь цели расширения представления детей о разнообразии чувств, выражаемых музыкой.
II. 4. Вокальная импровизация.
К вокальным импровизациям относятся: пропевание имен, музыкальные диалоги (учитывать правило: количество долей в ответе должно соответствовать количеству долей в вопросе), завершение мелодии (также с опорой на ее ритмическую основу), свободное сочинение (мелодий, песен, попевок на заданный текст).
На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом классе. Вокальную
17
импровизацию в виде сочинения я широко использую в своей практике. Этот вид творчества очень нравится ученикам младших и старших классов. Начинаю от простого к сложному, используя творческие задания. Так, при учении тем во 2-ом классе «Музыка выражает чувства», «Музыка передает движения», в обобщающих темах я применяю творческое задание: «Я композитор» (сочинить мелодию на заданные стихи).
Например: Жмурят глазки малые детки,
Малым деткам время в кровать.
Птицы уже дремлют на ветке,
Время всем засыпать.
Предлагаю ученикам сочинять в таком порядке:
Прочитать стихи про себя;
Произнести их вслух выразительно;
Вслушаться в ритм, прохлопать его несколько раз и запомнить;
Записать, и это будет ритм будущей мелодии;
В этом ритме сочинить мелодию.
Можно предложить такой вариант:
(Учебник «Музыка» 2 класс, «Азбука музыкальной фантазии» стр. 14)Правая рука
2
Левая рука
4
Правая рука
2
Левая рука
4
18
Прохлопать ритмическую партитуру двумя руками. Пусть левая рука отвечает как эхо.
При изучении тем в 3-ем классе «Лирика в музыке», «Лирическая песня», «Романс», «Колыбельная», «Музыкальные жанры движения» я использую творческие задания с использованием повторения.
Заинька, выйди в сад,
Серенький, выйди в сад. Зайка, зайка, выйди в сад,
Серый, серый, выйди в сад.(«Азбука музыкальной фантазии» стр. 8)

Предлагаю сочинить мелодию, используя в ней повторения. Сначала нужно прочитать стихи в заданном ритме, хлопая в ладоши.

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
(«Азбука музыкальной фантазии» стр. 9)
В 4-ом классе я использую такие творческие задания на заключительных уроках I, II, III, IV четвертей, как творческое задание «Звукоряд» («Азбукамузыкальной фантазии» стр. 17); придумать музыкальную песню «Дождик»,
19
используя этот звукоряд:

Дождик, дождик, кап да кап.
Мокрые дорожки.
Ты не капай долго так,
Отдохни немножко.
В песне каждая стихотворная или музыкальная фраза должна повторяться два раза. Можно использовать разные регистры и динамику эхо (f и p).
Во всех классах (1, 2, 3, 4, 5, 6-ых) в конце каждой четверти я применяю творческое задание: «Эхо» и «Прятки», суть которых состоит в пропевании фразы одним учеником, затем другим. Эти занимательные упражнения являются основой для сочинения песен.
При изучении тем в 5 классе «Музыка в театре», «Театр музыкальных звуков» я использую творческие задания с вопросами и ответами в мелодии: «Воробей» (сочинить несколько ответов).
Где обедал 1 ответ 2 ответ 3 ответ
Воробей 1 вариант 2 вариант 3 вариант

(ответ: В зоопарке у зверей) В 6-ом классе, изучая темы «Опера», «Хоровое искусство», «Песня и романс», я применяю творческое задание «Музыкальная беседа».
- Ты по лужам гулял без галош?
- Ну что ж?
- Посмотри, на кого ты похож?
- Ну и что ж?
20
- Осторожней, стакан разобьешь?
- Ну и что ж?
Придумать свои мелодические варианты упрямой интонации «Ну и что ж».
Творческое задание «Музыкальная сценка» [слайд №14].
- Лизавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Где ты был?
- На рынке.
Сочинить партию Лисы, затем Волка. Постараться, чтобы каждый персонаж был наделен своим характером, использовать контрастные штрихи, регистр.
В домашнее задание включаю, чтобы ребята тексты для сочинения музыкальных сценок, бесед, разговоров искали в своих любимых книжках.
Предлагаю придумать свои темы из книг, спектаклей, фильмов, событий школьной жизни.
На первых уроках I четверти я применяю вокальную импровизацию «Знакомство», суть которой состоит в пропевании имен учащихся.
При изучении тем в 1-ом классе «Веселое настроение», «Моя семья», «Мои друзья», «Музыкальное путешествие» я использую мелодическую
импровизацию в форме музыкального диалога. Например, я пою «вопрос»:
Скажи, скажи, кузнечик
Где прячешь ты свой дом?
Дети, импровизируя, отвечают:
Мой дом, где светит солнышко,
Где зелено кругом.
Вокальная импровизация – одно из любимых занятий школьников. С удовольствием импровизируют не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети. Здесь ребенок «раскрепощается», и не боится продемонстрировать свое неумение.
II. 5. Изобразительные и художественные импровизации.
Рисование на сюжеты музыкальных проведений.
Подбор иллюстраций к музыкальным произведениям.
Данные импровизации состоят из образного видения и слушания произведений различных видов искусства и запечатление этого в слове, рисунке, звуке (музыкальное, литературное, живописное, графическое и 21
цветное моделирование).
При изучении тем во 2-ом классе «Музыка рассказывает легенду и выражает чувства », «Музыка рассказывает сказку и выражает чувства»,
«Музыка изображает» я опираюсь на свободные высказывания детей, творческие зарисовки.
Фрагмент урока на тему: «Музыка рассказывает сказку и выражает чувства».
Ход урока:
№ Этапы урока и задачи Художественно-педагогическая деятельность учителя Художественно-эстетическая деятельность учащихся Ожидаемый результат
4. Восприятие музыки оперы: «Кот в сапогах» С. Соснина, мысленное сочинение музыки. Учитель читает фрагмент сказки «Кот в сапогах» (начало)
- Вы узнали эту сказку?
- Как, по вашему мнению, я прочитала фрагмент этой сказки:
музыкально или нет?
- А определение «музыкальность»
Как можно
заменить? Вы поняли, что есть музыкальность, песенность в литературном и музыкальном произведении? Свободное высказывание детей.
Свободное высказывание детей. Это наполнение художественного образа Светом, 22
Радостью, Любовью, Красотой, мелодичностью. Задание: предлагаю сочинить музыку этого фрагмента.
Пока словесно
опишем ее: Какой будет эта музыка, кто ее исполняет (инструменты, голос?). Может быть, ваше представление о музыке совпадет с представлением замечательного композитора С.Соснина, автора оперы. Свободное высказывание детей. Мысленное сочинение музыки, пробуждение звуковых ассоциаций.
Ощущений, чувствований.
Вывешивается портрет. Звучит фрагмент из оперы. Вопрос: определите, в каком месте балета и сказки может звучать эта музыка? Учитель читает два фрагмента: «Песня Людоеда», «Бал». Вопрос: как композитору удалось передать образ? Дом. Задание:
- Дайте сами себе задание. Это Восприятие детьми музыки.
Дети почувствовали музыкаль-ность стихов.
23
может быть рассказ о понравившейся музыки родным, близким. Выполните творческую зарисовку. Верно определили песенность «Бала»,
анализ
«Песни Людоеда».

Данный вид импровизаций создает условия для художественно-эстетической деятельности детей: вслушивание в звучание «собственного сердца», и природы, в музыку произведений.
Подбор иллюстраций я применила на открытом уроке в 1-ом классе «Знаменитые певцы Арки» (прилагается).
II. 6. Театральные и игровые импровизации.
Музыкальные впечатления детей могут подкрепляться детским изобразительным творчеством – лепкой из глины, пластилина персонажей музыкальных сказок, пьес, песен, оформлением афиш и программ концертов. Игровые импровизации реализуются в играх на сравнение, в загадках, дописывании стихов и т.д. Также уделяется большое внимание
постановкам кукольного театра, театральным постановкам. Театральные
импровизации решают многие психологические проблемы общения. Застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действии, почувствовать себя в центре жизни, а творческий ребенок – проявит свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение.
Прилагаю открытое мероприятие, посвященное Дню Здоровья: «Колобок – старая сказка на новый лад». Театральная постановка с участием учеников 3-го класса.
При изучении и закреплении тем в 6 классе «Оперное искусство Казахстана», «Балетное искусство Казахстана», «Профессиональная музыка Западной Европы XIX века» я применяю творческое задание «Афиша». Детям предлагается составить афишу концерта на тему, соответствующую изучаемой теме [слайд №15].
В классах начальной школы предлагаю детям составления афиш к24
праздникам. Например, к празднику 8 Марта ученики пишут, какие песни, музыкальные произведения, танцы они бы хотели подарить своим мамам, причем афиши художественно оформляются.
При изучении тем «Европейское искусство классического танца», «Балетное искусство Казахстана» в 5 классе я предлагаю выполнить творческое задание «Балет» (Е.Д. Критская «Музыка» рабочая тетрадь). Например, балет «Спящая красавица». Представь себя режиссером балетного спектакля. Напиши пожелание (указание), которые помогли бы почувствовать развитие действия артистам балета, дирижеру оркестра, музыкантам-исполнителям. Вспомни, как звучит музыка. Продирижируй. Выбери подходящие слова.
подвижно радостно живо
тревожно очень скоро Описание применения кукольного театра (импровизации) есть в разработке открытого мероприятия в 4 «а» классе «Музыкой творим себя».
Применение игровых моментов, игровых импровизаций есть в разработке открытого урока «Великие композиторы Арки» (1 «б» класс).
У меня накоплен большой материал по играм. Составлены картотеки разновидностей игр. Приведу в пример игру, которую любят ученики младших классов.
Игровая импровизация «Слова на ладошках» (Е.М. Поплянова «А мы на уроке играем»).
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу, и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда, играем в слово!
Вариантов может быть несколько.
Учитель произносит слова, а дети их прохлопывают, проговаривают
25
ритмослоги.
Каждый ребенок произносит свое слово, оно прохлопывается и проговаривается остальным ребятами.
Можно проговаривать целые словосочетания и фантазировать.
Эта игра полезна для развития ритма.
II. 7. Ассоциативные и звукографические импровизации.
Данный вид импровизаций способствует активной творческой деятельности детей.
Звукографическая импровизация (устная и письменная) изображает музыкальные штрихи мелодию и служит для лучшего усвоения детьми элементов музыкальной грамоты. При изучении музыкальной грамоты во всех классах я использую творческое задание «Речевая мелодия» («Азбука музыкальной фантазии» Л. Борухзон). Выразительно прочитай четверостишие и вслушайся в свой голос.
Светлый день, светлый день
Солнце светит ярко!
Я спешу укрыться в тень,
Мне на солнце жарко.
Получилось своеобразная «речевая» мелодия. Попробуй, следуя своей «речевой» мелодии при чтении стихов, изобразить ее в виде линии.
Ассоциативные импровизации способствуют развитию ассоциативного мышления, находить ассоциации с природой, с жизненными ситуациями.
Творческое задание «Дождик» (И.Т. Яковлева «Музыка»). Учитель читает загадку, дети вспоминают, каким бывает дождь в разное время года, как называются дожди. Учащиеся отвечают: ливень, грибной дождик, веселый летний, холодный зимний со снегом, грустный осенний, солнечный, слепой дождик. Затем учитель предлагает придумать мелодию на загадку, которая станет песней.
II. 8. Арт-терапевтические импровизации.
Уроки музыки обладают силой арт-терапевтического воздействия. Музыкальное импровизирование рассматривается как метод музыкальной терапии, которая корректирует эмоциональные отклонения, двигательные и
26
речевые расстройства, отклонения в поведении при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. Различные формы импровизации встречаются и в игротерапии, сказкотерапии и танцевальной терапии. Все эти формы широко используются в образовании. Это связано с поиском новых способов для нейтрализации негативных эмоций и хронического утомления, а также новых методов воздействия и коррекции нарушений психических и физических состояний.
В своей практике я встречала много детей с неуравновешенной психикой, и подавляющее большинство из них любили музыку, уроки музыки. Видно, на таком уроке они могли реализовывать себя [слайд №16]. Для таких детей я применяю творческое задание: «Зима – художник, поэт, композитор», «Весна – художник, поэт, композитор», «Лето – художник, поэт, композитор», «Осень – художник, поэт, композитор». Выполняя такие задания, и видя результаты своей деятельности, они становятся коммуникабельнее, спокойней, уверенней в своих силах.
III. Итоги результата выбранной темы.
Импровизация различных видов помогают проявить интерес к музыкальным занятиям и к искусству и в общее. Учащиеся стали более внимательны на уроках, лучше понимать требования учителя. Включение импровизации в процесс обучения обеспечивает постоянные включение
учеников в самостоятельную поисковую деятельность, что ведет к развитию и познавательной самостоятельности и творческой активности, а это, прежде всего, сказывается на качестве знаний учащихся, повышению активности. Используя подобные методы, я достигла определенных результатов.
Учащиеся активно участвовали в творческом конкурсе «Я композитор» (3-6 классы).
IV. Выводы.
Подводя итог, хочу отметить еще раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности – главная задача учителя. По сути, музыкальная культура может быть определенна как созидание через творчество и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности.
Важно, чтобы в творческом музицировании ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно «проживал» свое настроение в музыке, а не только выполнял техническое задание учителя. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, ребенок внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.
Литература.
Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте» 1967г.
Л. Борухзон, Л. Волчек «Азбука музыкальной фантазии».
Г.В. Стюхина «Музыка» 2010г.
Е.М. Поплянова «А мы на уроке играем».
Т.И Науменко «Музыка», В.В. Алеев «Музыка» 6 класс.
М.А. Давыдова «Поурочные разработки по музыке».
М.А. Давыдова «Уроки музыки» 2010г.
28
Перспективный план
организованной учебной деятельности
во II мл. группе «Горошеньки»
учителя музыки Георгиевой Л.Е.
образовательная область «Творчество» раздел «Музыка».
2012-2013 уч. г.