ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ГАРМОНИИ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДОВ.

Формирование межнациональной гармонии
на традициях народов.
А.Ф.Большова
Ключевые слова: межнациональные отношения, воспитание, гармония, традиции, национальные традиции, культура.
Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры.
За многие десятилетия межнационального сожительства народы России в значительной мере перемешались, рассеялись, расселились по разным ее регионам. Наряду с компактно проживающими в том или ином регионе национальным большинством появились и национальные меньшинства. Их социальное положение, их права, доступ к материальным и культурным благам существенно отличались от положения национального большинства.
Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.
В условиях переходного этапа в жизни страны непосредственное влияние на межнациональные отношения оказывает ряд взаимосвязанных тенденций общественного развития:
- стремление народов к самоопределению и объективный процесс интеграции российского общества; возрастающая самостоятельность субъектов Российской Федерации и воля граждан к упрочению общероссийской государственности;
- потребность в проведении общего курса экономических и политических реформ и разные социально-экономические возможности регионов, обусловленные их исторической и хозяйственно-культурной спецификой;
- стремление сохранить и развивать национально-культурную самобытность и приверженность духовной общности народов России.
После распада СССР начался новый этап в развитии государства на основе традиций российской государственности, принципах федерализма и гражданского общества. Однако отсутствие концепции государственной национальной политики затрудняло процесс становления Российского федеративного государства, осуществления реформ и достижения межнационального согласия.
Наследие прошлого, геополитические и психологические последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами "разделенных народов", на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения.
На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывают также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений.
С конца XX и начала XXI века возросло стремление к защите и возрождению этико-этнических ценностей: языка, культуры, традиций, обычаев; в политике образования определились новые технологии обучения и воспитания молодого поколения на национальных, межнациональных, общечеловеческих ценностях. Ученые сегодня не могут оставить без внимания слова Президента РФ В. В. Путина, сказанные им в Чебоксарах в феврале 2004 года: «Представители самых разных этносов в России ощущают действительно себя единым народом, используют все свое богатство, культуру, культурное своеобразие в интересах всего общества и всего государства», и не только это. В.В. Путин с волнением слушал чувашскую речь, чувашские песни и сказал: «До чего же красив, музыкален, мелодичен чувашский язык! С удовольствием взялся бы за его изучение». Нигде, ни разу он не делал таких признаний. Да и не кокетство это: ему относительно легко даются языки; так, например, он как родным, русским, владеет немецким [1].
В совместном труде в стране родились гармонические отношения между группами, нациями и национальностями - отношения дружбы и сотрудничества. Всемирная история еще никогда не видела во взаимоотношениях десятков наций и народностей столь нерушимого единства интересов и целей, воли и действий, такого духовного родства, доверия и взаимной заботы, какие постоянно проявляются в нашем государстве. Историческая общность людей и народов, как отметил Президент, В.В. Путин в своей речи в г.Чебоксары, не означает, что у нас уже исчезают национальные различия. Все нации и народности, населяющие Российскую Федерацию, сохраняют свои особенности, черты национального характера, язык, свои лучшие традиции. Они располагают всеми возможностями добиться еще большего расцвета своей национальной культуры. «Люди стали более открытыми. Они не стесняются заявить свою этническую и религиозную, культурную принадлежность. Опыт, который мы видим в ЧР, конечно, может и должен и будет востребован» [1]. Поэтому по межнациональному воспитанию использовать боевые и трудовые традиции народов всех республик страны, шире показывать, что дальнейшее развитие межнациональных отношений, укрепление дружбы народов, процессы расцвета и сближения наций благотворно влияют на все сферы жизни общества - экономику и политику, идеологию и мораль, культуру и быт. Главное, всемерно укреплять в массах сознания принадлежности к единой Родине, к семье народов России.
В сознании и поведении у некоторых людей еще сохранились национальные предрассудки и остатки былой национальной розни. Это та область, где сопротивление социальному прогрессу может быть наиболее деятельным и упорным, ожесточенным и изворотливым. Национальное недоверие, складывавшееся веками, часто держится крайне прочно. Сущность проблемы состоит в том, что мы оказались бы идеалистами, оторванными от жизни, если бы совершенно отрицали, сохранение в сознании у части населения отдельных пережитков. В современных условиях были, есть и могут еще иметь место конфликты этнического порядка между отдельными людьми и народами на национальной почве. Носителями национальных пережитков как будто должны бы являться люди старшего возраста, но в действительности же особенно агрессивной является молодежь (скинхеды, например, нередко себя ведут как фашиствующие молодчики).
Террористические акты в мире и нашей стране (11 сентября в США, 1 сентября в Беслане и др.) еще раз убедительно доказывают, какое важное значение в условиях современной действительности приобретают традиции дружбы народов в сфере воспитания подрастающих поколений. Поэтому национальное воспитание должно стать одной из центральных задач хозяйственных, культурных, общественных организаций, всех наших народов в центре и на местах, в каждой республике, крае, области, в каждом коллективе. Оно является обязательным к действию также и для всех школьно-педагогических коллективов.
Педагогические аспекты единства и духовного родства, сотрудничества народов как раз и составляют тот обширный фактический и теоретический материал, необходимый в воспитании подрастающих поколений. « В современных условиях, - пишет проф. Г.Н. Волков, - воспитание, не ставящее своей главной целью сплочение подрастающего поколения, не выполняет ни одной из своих функций - ни педагогической, ни экономической, ни политической» [2].
Учителя, организуя воспитательную работу с учащимися национальных школ, не могут не учитывать традиции, обычаи этих народов, ибо человек растет, развивается в определенной социально-общественной среде, и весь уклад жизни и обычаи складываются с малых лет, влияя на формирование нравственно-политического облика воспитанников. Школьная практика - неизбежно несет в себе отражение национальных особенностей. Каждая нация имеет своих мыслителей, литераторов, свой опыт практической педагогики, опыт школ, справедливо отмечают многие ученые [ ].
Благодаря прогрессивным традициям, прививается подрастающим поколениям все лучшее, что было создано старшим поколениями. Недаром сохранение положительных традиций, умение их использовать считаются полезным делом, делом постоянной агитации и пропаганды принципов этнопедагогических традиций народов и в настоящее время, в нашей стране.
В трудах философов А.К.Алиева, М.С. Джунусова, М.А. Морозова, М.Б.Садыкова, И.В.Суханова и др. (труды даются в списке литературы) раскрываются социально-экономические основы зарождения и развития традиций, исследователи показывают процесс возникновения общественных традиций в современных условиях. В исследованиях Г.Н. Волкова, З.Г. Нигматова, А.Ш. Гашимова, Я.И. Ханбикова, А.Ф. Хинтибидзе рассматриваются традиции дружбы народов нашей страны в этнопедагогике чувашского, азербайджанского, грузинского, татарского народов. В диссертациях В.X. Артуняна, М.Б. Гуртуевой, Т. Ормонова, Р.М. Пашаевой, К.Б. Салчака, С.Темуровой, М.Ф.Тереховой, И.А. Шорова и др. подчеркивается, как в сфере трудового, нравственного, физического, умственного, эстетического воспитания, так и в формировании личности совершенного человека, исключительное значение имеют традиции дружбы народов.
Национальное и межнациональное воспитание имеет не только моральную, но и политическую и эстетическую стороны. Это сложная система воздействия на личность. В трудах И.И. Асланова, Н.И. Болдырева, Д.И. Водзинсого, Н.К. Гончарова, З.Т. Гасанова, Г.С. Гросула, М.Г. Габдуллина, Р.Т. Гильманова, И.С. Марьенко, В.А.Сластенина, А.Ф. Фаткуллиной, З.К.Шнекендорфа, а также в исследованиях ученых других стран по вопросам патриотического, национального и межнационального воспитания обобщены и систематизированы главные стороны данной проблемы, раскрыты отдельные закономерности процесса формирования в личности качеств патриота-интернационалиста на прогрессивных традициях.
Школы Поволжья, как высшая, так и общеобразовательная, остаются гарантом от духовного одичания.
Ведь рыночные отношения, политический плюрализм, национальные проблемы, усиление влияния запада и церкви – это многое другое учитель пропускает через свое профессиональное сознание, подчиняет принципу педагогической целесообразности. Школа, образование, воспитание – первичны; экономика, политика, материальная жизнь людей – следствие первого. Через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения вектора воспитания, его содержания и результатов.
Знакомство с любым из народов может быть успешным только при условии изучения его системы воспитания и традиций. В этом смысле учение К.Д.Ушинского о национальном русском, германском, швейцарском, американском и т.д. воспитании является выдающимся вкладом отечественной педагогики в мировую. Национальное своеобразие воспитания не помеха прогрессу человечества, а богатство его. Без национальности человечество было бы мировым логическим абстрактом, словом без содержания, звуком без значения. Оно не противоречит единству всех наций, ибо в прогрессивных национальных, духовных традициях есть гуманные национальные и общечеловеческие элементы, что можно доказать на многочисленных фактах истории, литературы, философии. Глубоко прав Н.А. Бердяев, полагавший, что национальный человек больше, чем просто человек, ибо в первом есть, кроме общечеловеческих, и индивидуально-национальные.
При игнорировании национальных духовных традиций происходит нравственное и духовное оскудение личности. Человек, оторванный от родных корней, теряет многие духовные и нравственные качества, и воспитание нельзя понимать иначе, как сочетание национального и межнационального, общечеловеческого.
Ничто так не украшает гуманность учащихся и всего коллектива школы, как традиции. Пусть у школы будут свои собственные, особенные «фестивали соседних республик Поволжья» и пусть по-своему, особенной сердечностью отмечаются события в жизни семьи, рода, школы, вуза, народа и страны.
Думается, когда вопрос о воспитании учащейся молодежи на духовных традициях, особенно внимание следует уделять духовному общению дедов и внуков.
Личность представляется тем духовнее, чем больше ее связи и отношения к представителям других народов. Так, Насыри, Тукай, И.Я. Яковлев, Иванов, Евсевьев, С.Чавайн всегда стояли за то, чтобы народы жили в добром согласии. У каждого народа есть свои великие сыны. Например, для чувашского народа священны имена Н.М.Бичурина(друга и духовника Пушкина), П.Егорова, М. Сеспеля, П. Хузангая, Я. Ухсая, А. Митты, Г. Хирбю, Н. Овчинникова Дорогие сердцу имена есть сегодня, они навсегда останутся в чувашской истории.
Традиции в воспитании предполагают изучение как общего в историко-педагогической культуре народов, так и национально-особенного в воспитании. Для чего нужно исследовать, изучать, отыскать, угадать, схватить национально-особенное, национально-специфическое. В Республиках Поволжья проблемы традиций в воспитании исследованы в различных аспектах: историческом - профессорами И.Д. Ворониным, В.Д. Димитреевым, В.Ф. Каховским, А.П. Смирновым, А.Х. Халиковым, в этнографическом - проф. Е. П. Бусыгиным, Н.И. Воробьевым, П.В. Денисовым, проф.С.А. Токаревым, в философско-социологическом - проф. А.И. Петрухиным, М.Х. Халмухамедовым, Г.Д. Петровой, К.Ф. Фасеевым, Л.В. Кириловой по литературным связям – литературоведами Кимом Васиным, Е.В. Владимировым, профессором И.Д. Черапкиным, политические - В.Н. Любимовым и Б.Х. Юлдашбаевым, лингвистический аспект в плане дву - и многоязычия исследован проф. В.Г. Егоровым, М.М. Михайловым, Б.А. Серебренниковым, М.Р. Федотовым и др.
Однако педагогический аспект проблемы до настоящего времени оставался вне поля зрения исследователей, между тем каждый народ имеет свою историю воспитания подрастающего поколения, свой опыт практической педагогики в деле привития молодежи идей дружбы между людьми и народами.

Традиции дружбы народов Поволжья и их значение в национальном и межнациональном воспитании школьников и молодежи освещаются в ряде трудов проф. Г.Н. Волкова, Т.Н. Петровой, Н.Г. Краснова, З.Г. Нигматова, Е.В. Васильева, Ф.Ф. Исламова. Отдельные аспекты межнационального воспитания учащихся на традициях дружбы народов Поволжья содержатся и в других исследованиях по педагогике, написанных З.С. Ахмеровым, Я.И. Ханбиковым, Д.Е Егоровым, В.А. Ивановым и др. Особенно много внимания этой проблеме уделяла Н.К. Крупская после поездки по Волге на пароходе «Красная звезда».
Анализ литературы и практической деятельности школ позволил установить, что подлинно духовно-гуманистические воспитательные традиции еще не стали нормой жизни в школе по ряду причин: это накопление негативных эмоций по отношению к другим народам, несформированность или утрата духовно-нравственных принципов и норм этики, повышенная внушаемость, снижение общей культуры общения и др.
Опыт республик Поволжья, занимающих видное место в экономической и культурной жизни государства, заслуживает специального изучения и осмысления. Своеобразие условий жизни народов Поволжья характеризуется следующим:
а) корни дружбы нерусских народов Поволжья с русским народом обусловлены, прежде всего, общностью исторических судеб;
б) их роднят языковые особенности (мордва, марийцы, удмурты относятся к угро-финской группе языков, татары, чуваши - к тюркской группе);
в) имеет место этническое смешение русского, мордовского, татарского, марийского, чувашского и другого населения;
г) традиции дружбы народов Поволжья трансформируются в традиции дружбы учащейся молодежи Поволжья.
Учет местных условий тем более необходим, что задача формирования личности на воспитательных традициях следует вести в неразрывной связи с историей народов Поволжья, с объективными особенностями. географическими и социально-экономическими особенностями жизни и быта народов Поволжья.
Следует помочь образовательным учреждениям и учащейся молодежи усвоить диалектику национальных и межнациональных воспитательных традиций. Например: «Язык каждого народа велик», «Язык матери – язык для души и сердца», «У каждого народа есть язык – это богатство», «Этем этеме эмел»(«Человек человеку лекарство»), «Нет языка – нет народа».
Благодаря взвешенной и продуманной национальной политике руководства республики социально-общественное положение Чувашии отличается стабильностью и предсказуемостью межнациональных и межконфессиональных отношений, атмосферой спокойствия и толерантности. Правительство Чувашской Республики Поволжья исходя из того, что межнациональный, межконфессиональный мир и согласие являются драгоценным достоянием. В республике последовательно решаются вопросы, чтобы каждый народ имел возможность развивать национальную культуру, возрождать и сохранять свои традиции. Для этого созданы все необходимые условия.
Сегодня в Чувашии в единой семье народов проживают представители более 70 национальностей. Этнический состав населения имеет свои особенности - абсолютное большинство населения республики состоит из четырех национальностей: чувашей (67,8%), русских (26,7%), татар (2,7%) и мордвы (1,4%).
 В республике созданы благоприятные условия сохранения и изучения народами своих родных языков. Также нужно особо отметить, что в республике традиционная тяга к изучению русского языка как языка общегосударственного, в то же время межнационального общения стала нормой.
Большое значение придается комплектованию библиотек национальной литературой. Библиотечная система республики ежегодно пополняется книгами на языках народов Чувашии. Проводятся совместные семинары, творческие лаборатории, различные мероприятия с центральными библиотеками национальных республик.
Новые информационные технологии значительно расширили возможности обмена необходимой информацией, особенно для проживающих в сельской местности. Благодаря созданию модельных библиотек и подключению их к сети ИНТЕРНЕТ народы, проживающие в республике, выходят на сайты своей исторической Родины, получают полную информацию на родном языке.
Проведение такой государственной политики осуществляется в тесном сотрудничестве с национально-культурными объединениями республики, со всеми, кому небезразличны родной язык и культура, кто искренне озабочен возрождением духовности народов.
Ежегодно много гостей из разных субъектов Российской Федерации собирает Всечувашский фестиваль-конкурс «К
·м
·л сас
·» (Серебряный голос), Всероссийский фестиваль русского народного творчества «Звучи, российская глубинка!», Межрегиональный фестиваль татарской эстрадной песни «Урмай моны» (Песни села Урмаево), Межрегиональные праздники мордовского народа «Арта» (Жизнь) и марийского народа «Пеледыш» (Цветок). Популярны у нас и русская «Масленица», и татарский «Сабантуй», и еврейский «Ханука», праздники немецкого, армянского, азербайджанского народов.
Визитной карточкой Чувашской Республики стал Всероссийский фестиваль художественного творчества национальных культур «Родники Поволжья», который проводится в День Республики и собирает ежегодно свыше 5 тысяч участников. Его благозвучное имя известно сегодня не только в России, но и далеко за ее пределами. В прошлом году в нем участвовали профессиональные и самодеятельные артисты из 42 регионов России и 4 стран дальнего и ближнего зарубежья. Фестиваль - один из самых крупных в России - фактически стал по своим масштабам и географии международным.
Творчески осуществляются государственные Программы, направленные на поддержку семьи, молодежи, развития толерантности, духовности, пропаганды здорового образа жизни. Например, славятся традициями праздники матерей как у русских и чувашей, так и у армян, немцев, азербайджанцев
Как наиболее благоприятная и накопившая положительный опыт развития межнациональных отношений, Чувашская Республика включена в число пилотных регионов по реализации проекта европейской программы ТАСИС «Улучшение межэтнических отношений и развитие толерантности России».
Педагогу следует показать свою подлинную культуру межличностных и межнациональных отношений.
В ряде школ и вузов существует недооценка работы по воспитанию молодежи в духе дружбы народов: национальное и межнациональное воспитание учащейся молодежи не осуществляется с учетом той реальной действительности, в условиях которой воспитывается школьник или студент, не учитываются национальные, исторические, культурные и другие особенности различных наций и народностей. Решая воспитывать в учащейся молодежи дружбу между людьми и родами, мы должны, прежде всего, знакомиться, как советовала Н.К. Крупская, с историей дружбы между народами, что может раскрыть перед нами совершенно новые подходы к национальному и межнациональному воспитанию учащейся молодежи.
Некоторые учителя школ, как показывает исследования, полагают, что в РФ в условиях равноправия народов, когда и школы по составу многонациональные и там идет естественный прогресс взаимного сближения и углубления дружеских чувств, нет надобности заниматься вопросами национального и межнационального воспитания на традициях дружбы соседних народов, соседних школ, где обучаются дети других национальностей.
Под национальным и межнациональным воспитанием такие учителя понимают лишь воспитание международной солидарности с другими странами (переписка учащейся молодежи, сбор марок, открыток и т.п.). Такое понимание межнационального воспитания сужает базу формирования дружбы между детьми разных народов. Воспитание глубоких чувств международной солидарности в педагогическом отношении задача весьма сложная. Как показывает опыт лучших школ, для ее решения необходимо начать с более близких, знакомых для детей и молодежи задач. Такой задачей в условиях Поволжья является воспитание чувства дружбы между народами, проживающими в своей и соседних республиках, между народами нашей Родины. И отсюда «надо перекинуть мост к воспитанию в мировом масштабе». Н.К. Крупская подчеркивала, что «в наших школах мы учим детей уважать чужую национальность, мы учим детей, что трудящиеся всего мира - братья, борющиеся за великое будущее» [4].
Работа учителя школы по национальному и межнациональному воспитанию, как мы полагаем, может вестись по следующим основным направлениям:
- укрепление и развитие дружбы школьников и студентов разных национальностей внутри класса, группы, школы, вуза, в родной республике;
- воспитание учащихся на традициях дружбы соседних народов;
- закрепление и развитие дружбы детей разных национальностей всей страны в целом;
- воспитание межнациональной дружбы народов других стран;
- воспитание учащихся в духе дружбы и солидарности с народами и людьми.
Основная задача школы в реализации Закона Чувашской Республики "О языках народов Чувашской Республики" не только научить детей говорить, читать, писать по-чувашски, но и приобщить их к культурным, духовным ценностям чувашского народа. Мы должны сформировать человека, освоившего не только 2-3 языка, но и 2-3 культуры, чтобы выпускники чувствовали себя комфортно и полноценно и в Чувашии, и в России, и за рубежом. Аналогичны Законы о языках в Татарстане, Марий Эл, Мордовии и в других республиках Поволжья и Урала.
Одним из основных путей решения этой задачи является формирование доброжелательного отношения к языку и традициям другого народа. Образование должно быть организовано таким образом, чтобы учащиеся сами были заинтересованы в изучении языка и культуры соседствующего с ним народа.
Дети дошкольного и младшего школьного возраста проявляют восторг и радость, когда слышат слова, как звучит тот или иной предмет их обихода на другом языке, с удовольствием заучивают предложения, высказывания в рифмованной форме, у них проявляется интерес к другой народной культуре.
Задача учителей - сохранить этот интерес и повысить мотивацию изучения чувашского языка в средних и старших классах. Прежде всего, надо представлять учащимся такую информацию на чувашском языке, которая необходима им в реальной жизни и интересна в познавательном плане (кулинарные рецепты, инструкции по использованию бытовой аппаратуры, тексты песен и т.д.). К сожалению, содержание учебников по чувашскому языку не всегда соответствует интересам современного подростка. Поэтому учитель должен самостоятельно подбирать дополнительный материал из прессы, телепередач, из тех областей, которые действительно интересуют учащихся и использовать современные приемы в подаче материала, т.е. все зависит от творчества самого учителя.
Организованное таким образом обучение поможет формировать у школьников положительное отношение к чувашскому языку, культуре народа, говорящего на этом языке, понимание важности изучения чувашского языка и потребности овладеть им, как средством общения в условиях совместного проживания. Полагаю, сказанное необходимо и для татарского, марийского, мордовского и др. педагогов.
Совместно с изучением родного языка необходимо непосредственное изучение национальной культуры. Национальная культура несет в себе огромный этнопедагогический потенциал, который еще не в полной мере реализуется в учебно-воспитательной работе школы. Каждая национальная культура - неотъемлемая часть мировой культуры. Чем ближе мы к национальному, тем точнее попадаем в общечеловеческое. В любой народной педагогике концентрированно представлены общечеловеческие ценности. Пробуждая интерес детей к своему языку, культуре, обычаям, уважение к своей нации, мы учим уважать их национальные чувства других.
Существенным признаком народных воспитательных традиций является самоочевидность – в этом их простота, «легкость» использования. В этом их ценность. Кода традиции соблюдаются регулярно и постоянно. Они превращаются в привычную форму действия, устойчивый стереотип поведения. В этом сила традиций народной педагогики в отличие от научной, ориентирующей воспитательный процесс главным образом на педагогические воздействия.
Изучать историю и быт своего народа, ради того, чтобы ценить творчество человека, обряды и верования – таков завидный удел, одновременно и долг каждого учителя.
Ученики знакомятся как с чувашской, так и с русской народной культурой, фольклором, но целый пласт народной культуры, имеющий огромное значение в воспитании учащихся, остается за рамками учебных программ. Поэтому большая часть этой работы приходиться выполнять на внеучебную, внеклассную работу.
Если люди с уважением относятся к своим национальным традициям и гордятся своими национальными достижениями, национальной культурой, то они с уважением будут относиться к другим народам, их истории, национальным достижениям соседних народов, населяющих каждый отдельно взятый регион.
Национальные чувства уязвимы, поэтому в целях предотвращения бестактных поступков и обид на национальной почве нужно формировать общекультурные чувства межличностного доверия, лояльность, уважение к культуре соседнего народа.
Источником национального согласия является взаимопонимание, которое тем глубже, чем лучше народы знают друг друга. И наша задача - через изучение языка, истории, культуры народов содействовать их духовному сближению[6].
В современном обществе очень много зла и главная проблема в нашем обществе, нашей школе: как создать необходимые условия для формирования у учащихся лучших гуманистических чувств, качеств в сфере межличностных и межнациональных отношений, чтобы каждая личность познала себя не только как человек, но и усваивала истинное человеческое отношение ко всем другим, несмотря представителем каких народов они относятся.
Гармонизация межнациональных отношений предполагает воспитание детей в духе гуманизма, что означает воспитание в духе человечности, воспитание чуткого, внимательного и заботливого отношения к каждой личности и каждому народу.
Гуманность – это действительно доброта к людям и народам, готовность понять человека и народы, уважение к ним. Она осуществляется через утверждение уважения к человеческому и национальному достоинству; признание ценности каждого человека как личности, а народа как исторического субъекта; заботу о создании необходимых общественных условий для развития человека и народа.
До сих пор не потеряли своего значения гуманистические идеи эпохи Возрождения. Гуманистические идеи Ренессанса восприняли многие мыслители. Французы Рабле и Монтень, англичане Шекспир и Ф. Бэкон, испанец Сервантес, немец Дюрер, Эразм из Роттердама, утописты Мор, Кампанелла, Сен-Симон, Фурье, Оуэн, просветители Гольбах, Гельвеций, Дидро, русские мыслители Ломоносов, Радищев, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Толстой, татарские – К.Гали, М. Гафури, Г. Ибрагимов, X. Такташ, К. Насыри, чувашские – М. Федоров, С. Михайлов, И. Бичурин, И.Я. Яковлев, К.В. Иванов и др., каждый сказал о гуманизме свое и по-своему. Великий критик и мыслитель В.Г. Белинский подчеркивал, что в деле воспитания детей и молодежи орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – человечность [ ]. Педагогика любви и есть великая педагогика гуманизма. (См.: Белинский В.Г. О детских книгах. Полн. собр. соч. М., 1964. – т.4.-С. 83-84).
Гуманность дает точку отсчета. С точки зрения добра и зла люди оценивают происходящее вокруг и с ними самими. Отношение к другим людям и народам, человечность выражается, прежде всего, в сочувствии, сострадании и еще во множестве «Со». Человечность и бесчеловечность, гуманность и антигуманность – это, безусловно, вопросы в понятии добра и зла, однако между эпохами понимание их так велико, что в них выражаются всего лишь мнения людей – сегодня так, завтра, может быть иначе, поэтому, в национальном и межнациональном воспитании учащихся самое главное – формирование гуманистических взглядов, убеждений, чувств, поведения, единства слова и дела. Надо не просто знать, что гуманно и что антигуманно, а действовать человечно для человека, во имя будущего нашей Отчизны, во имя дела родного и других народов страны, презирать зло, мерзость, бороться за торжество добра.
В системе воспитания, на наш взгляд, должны идти рядом два взаимосвязанных и взаимообусловленных естественных принципа:
воспитание и обучение в жизни через жизнь для жизни;
воспитание и обучение гуманности (человечности) через гуманизм (человека) для гуманности (человека).
В современных социально-педагогических условиях в нашей стране, безусловно, следует повысить социальную роль учителя, как воспитателя, призванного формировать мировоззрение гражданина многонационального государства. Все это, в свою очередь, вызывает изменения в вопросах высокой теоретической и практической подготовки учителя к гармонизации межнациональных отношений.
Если приглядеться к системе воспитания передовых учителей и педагогических коллективов, то легко можно заметить, как названные принципы осуществляются в учебно-воспитательном процессе. С начальной школы опытные учителя стремятся привить воспитанникам, что гуманность – это черта личности, ее способность сочувствовать, выразить участие в горе и беде, способность поддержать, вступиться за человека. В то же время они усваивают, что человечность – это черты личности бороться за лучшее в человеке, вести борьбу против попыток унижения личного и национального достоинства человека.
Перед всей нашей общественностью стоит задача ,а перед учителями, в первую очередь, чтобы человек чувствовал, что негуманный поступок унижает его, роняет в своих собственных глазах, когда выполнение человеческих требований становится требованием собственной совести, голосом чести и человечности, когда правильное, гуманное поведение становится привычным, когда человек действительно гуманистически воспитан.
Лучшей проверкой человечности является, как говорил Макаренко «поступок по сердцу» в отличие от поступка на показ. Очень трудно поступить правильно тогда, когда никто не видит, никто не слышит, не увидит, не услышит, никогда, не узнает, и надо жить правильно для себя, для правды, для своего долга перед собой, поэтому – воспитание в человеке человечности в настоящее время – актуальнейшая из задач гармонизации межличностных отношений, включая и межнациональные.

ЛИТЕРАТУРА:
Советская Чувашия:2004 - 8 февраля
Белинский В.Г. О детских книгах. Полн. собр. соч. М., 1964. – т.4.-С. 83-84).
Н.К.Крупская. Пед. соч.,- Т -1-С.69.
В.Н. Столетов. Некоторые проблемы развития педагогической науки. Ж. «Советская педагогика» №12.
Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.2. – М.;Л.,1948.
Г.Н.Волков. К вопросу о взаимоотношении национального и интернационального в воспитании
Викторов Г. А. //Высказывания академика Г.Н. Волкова/ Я вернусь - Чебоксары. 2006. – С.51.
Васильев Е.В. Я.А. Коменский о национальном и общечеловеческом воспитании //Я.А. Коменский и современность. – Чебоксары. 1992. – С.49 – 52.


Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515