Самообразование Развитие связной речи детей в условиях реализации ФГТ


Тема: Развитие связной речи детей в условиях реализации ФГТ.
Актуальность: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и пр. И наконец, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.Проблемы:1. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений. 2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.3. Недостаточный словарный запас.4. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.5. Трудности в составлении сюжетного или описательного рассказа Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГТ и ФГОС.Задачи:1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.2. Развитие речи детей в игровой деятельности.3. Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.4. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.Основные направления деятельности:1. Повышение уровня самообразования;2. Совершенствование предметной среды, способствующей развитию связной речи детей;3. Разработка перспективного плана непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельностиПерспективный план1 этап УстановочныйВыбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме 2 этап Теоретический1.Работа с детьми Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям. 2.Работа с родителями Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников (родительское собрание) 3.Самореализация -Работа с методической литературой. -Изучение мониторинга по программе «Примерная основная общеобразовательная программа» Изучение проекта «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».-Изучение методики О.С.Ушаковой3 этап Практическое решение проблемы1.Работа с детьми - Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Разучивание стихотворений, песен.- Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь» и т.д.- Беседы, рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием.- Знакомство с мнемологическими таблицами-схемами. Описание игрушки, животных, мебели по схемам.2.Работа с родителями -Анкетирование родителей.-Составление папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 4-5 лет», «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста», «Артикуляционная гимнастика с ребенком 4-5 лет», «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребенка», «Игры и упражнения на развитие звукового анализа как начального этапа подготовки к обучению грамоте»-Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил по развитию речи.-Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.Практикум «Речь и весёлый мяч»-Индивидуальная помощь родителям по их запросам.3.Самореализация -Составление перспективного плана по развитию речи в средней группе в соответствии с ФГТ.-Составление коррекционной работы с детьми с низким уровнем по развитию речи.-Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Коммуникация».-Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГТ и ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы)4 этап Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов3Самореализация -Выступление с творческим отчетом на пед.совете.-Показ открытого НОД по развитию речи с приглашением коллег и родителей 5 этап Итогово – контрольный1.Работа с детьми Мониторинг по развитию связной речи. 2.Работа с родителями Анкетирование родителей.3.Самореализация -Анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми.-Составление плана работы с детьми с низким уровнем освоения программного материала по развитию речи, ознакомление родителей с планом для совместной работы.Оформление папки с результатами новых разработок, статей из пед.литературы, интернета, выступлений,картотек и т.д Литература:• «Программа воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М. Васильевой,В. Гербовой, Т. Комаровой• « Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М. Васильевой,В. Гербовой, Т. Комаровой• О.С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера 2004г.• О.С, Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство «Совершенство, 2001г.• О.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты. Москва ТЦ Сфера • Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 1984г.• А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991г.• В.В.Гербова. Картинки по развитию речи.-М.: Прсвещение, 1985г.• Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда», «Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения» -М.:2005г., • серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи». • «Знакомим дошкольников с литературой» О. Ушакова.• «Учимся по сказке» Т. Большева.• Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».• А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду».