«Использование игровых технологий для развития диалога у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи».

«Использование игровых технологий для развития диалога
у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи».
Речевое поведение, речевое действие ребенка с недоразвитием речи существенно отличается от того, что наблюдается при нормальном развитии. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь). Особенности речевого развития детей явно препятствуют осуществлению полноценного общения, что выражается в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Своеобразие импрессивной и экспрессивной сторон речи детей с ОНР обусловливает трудности развертывания диалога. Дети стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем, следовательно, нарушается одна из основных функций речи – коммуникативная, что в еще большей степени затормаживает речевое развитие. Можно сказать, что получается замкнутый круг.
Своеобразие речевого развития, характерное для детей с речевой патологией, лишает их полноценного общения со взрослыми и сверстниками. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то они вызовут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем повлекут за собой определённые изменения личности в цепи развития «ребёнок -подросток - взрослый», т.е. приведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Поэтому встала проблема: определить эффективные методы, приёмы, которые позволили бы сформировать коммуникативные навыки у детей с общим недоразвитием речи. Построить педагогический процесс так, чтобы детям было интересно и доступно. А самое главное научить ребёнка сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией. Такой формой работы можно считать игровые технологии.
Необходимость использования игровых технологий, как средства формирования коммуникативных навыков, определяется рядом причин:
игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте;
игра способствует развитию у детей психических процессов, в том числе умению общаться;
игра побуждает детей к речевой деятельности, стимулирует речевую активность по отношению друг к другу;
игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создает радостное и рабочее настроение;
игра помогает успешному формированию коммуникативных навыков и подготовке ребёнка к школе.

Предлагаю Вашему вниманию игры и игровые упражнения, способствующие развитию умения поддерживать коммуникативный контакт со сверстниками посредством диалога.
«Мяч лови - слово назови»
Цель: Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.
Ход игры
Воспитатель, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:
Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.
Зеленый, говорит воспитатель и бросает мяч одному из детей.
Лист, отвечает ребенок и, говоря - «голубой», бросает мяч следующему.

«Да и нет»
Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.
Материал. Семь-восемь предметов различного назначения игрушки, предметы быта, овощи, одежда.
Ход игры
Предметы раскладываются на столе.
Воспитатель говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?».
Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы.
- Этот предмет нужен в хозяйстве? - Его едят?
- Его надевают на тело?
- Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с ...? - Он круглый? Он коричневый? И т.п.
Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета - к его расположению к выяснению внешних признаком, лишь затем назвать отгадку.
«А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы».
Вариант игры: Дети делятся на команды. У каждой свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет, а другая отгадывает с помощью вопросов. Потом дети меняются ролями. Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов.
«Будь внимателен!»
Цель. Учить детей корректно реагировать на различные сообщения.
Ход игры
Педагог говорит детям о том, что людям очень часто хочется рассказать о своих радостях или неприятностях. Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение отвечают: «Я рад (а) за тебя (вас)», «Очень приятно», «Я горжусь вами (тобой)». На невеселое сообщение следует сказать: «Я сочувствую тебе (вам)» или «Мне очень жаль».
Но чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Мы сейчас поиграем и поучимся быть внимательными. Я буду сообщать о чем-нибудь хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне.
Я еду в гости.
Я победила в конкурсе воспитателей.
У меня сегодня очень сильно болит голова.
Я купила себе красивое платье.
Я потеряла свой любимый шарфик и т.д.
Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим.
«Угадай, кто я»
Цель. Учить детей воспринимать сообщения и высказывать в ответ свое мнение.
Ход игры
Выбирается ведущий. Его задача – представить себя в роли сказочного персонажа и назвать свои характерные черты (или черту). Остальные дети отгадывают. Например:
Я очень маленького роста, - сообщает ведущий игрок.
Ты – Дюймовочка? – предполагает кто-либо из детей.
Нет. Я не девочка, а мальчик.
Тогда, наверное, ты Мальчик-с-пальчик.
Правильно.
Угадавший ребенок становится ведущим.
«Кто кого запутает»
Цели. Учить детей высказывать свою точку зрения, вежливо отклонять мнение собеседника, доказывать свою правоту, проявляя терпение; развивать находчивость и сообразительность в выборе аргументов; закреплять знания о внешнем виде животных.
Материал. Картинки с изображением животных.
Ход игры
Играют двое, но игра проходит веселее в присутствии зрителей.
Один из играющих берет из коробки любую картинку (картинки лежат лицевой стороной вниз) и называет ее. Второй играющий возражает, неправильно называя животное. В ответ на это первый играющий аргументированно отклоняет мнение своего собеседника.
Это тигр.
А по-моему, это заяц.
Ты не прав, зайцы не бывают полосатыми.
Заяц мог прислониться к покрашенной скамейке.
Заяц лесной зверь, а в лесу нет скамеек.
А этот, может быть, убежал из зоопарка. Выигрывает тот, за кем будет последнее слово.
Усложнение. «Запутывать» игрока могут все участники по очереди.
Вариант игры.
Может меняться тема: картинки с изображением транспорта, электроприборов, предметов быта и т.п.
«Так бывает или нет?» («Небылицы»)
Цели. Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.
Ход игры
Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает. Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.
Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку. Сделали из снега горку и стали с нее кататься.
Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.
У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение: сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.
Примечание: Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.
«Ошибка»
Цели. Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.
Ход игры
Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И.О.» или «Я согласен с вами, И.О.».
Примеры суждений:
Карлсон жил в маленьком домике у леса.
Пятница идет после среды.
Буратино один из жителей цветочного городка.
Мыть руки вредно для здоровья.
Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
Если на деревьях есть листья, то это лето
«Волшебный ключ»
Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.
Ход игры
Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».
Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».
Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:
Разрешите пройти.
Разрешите, пожалуйста.
Позвольте пройти.
Пропустите меня, пожалуйста.
Вы не могли бы пропустить меня?
Если можно, пропустите, пожалуйста.
Извините, я могу пройти?
«Сумей отказаться»
Цель. Учить детей вежливо отклонять предложение (отказаться от выполнения в ответ на побуждение), мотивируя свой отказ.
Ход игры
Водящий обращается по очереди к каждому игроку с побуждением; игроки отвечают, мотивируя свой отказ:
Выбери из этих щеток в стакане самую лучшую и почисти зубы.
Извините, этими щетками пользоваться нельзя: они чужие.
Урони эту чашку на пол!
Простите, я не могу этого сделать: мне жалко разбить чашку.
Крикни громко: я самый ловкий!
Простите, я не могу, ведь я не хвастун.
Водящему при этом можно присвоить какую-либо роль: Карабаса, Бармалея, Шапокляк и т.д.
Таким образом, формирование коммуникативных умений в игровой форме дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми.
Общение детей во время игры мотивирует развитие их речи, а также способствует увеличению словаря, развитию грамматического строя и связной речи. В ходе игровой деятельности дети объединяются в игровые коллективы, перенимают друг у друга имеющиеся знания.
Необходимость объясняться со сверстником стимулирует развитие связной речи, особенно диалогической. Диалог как наиболее естественная форма речевой деятельности предполагает наличие постоянной обратной связи, подкрепления со стороны партнёра.
Педагог (логопед), организуя игру, руководит процессом общения детей, а, следовательно, стимулирует их речевое общение. Значит, игра может служить как средством развития коммуникативных способностей, так и индикатором уровня развития общения и речи.
Информационные источники:
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Метод. пособие для воспитателя.- 2-е изд., испр. и доп.- М.,2005.- 128 с.
 Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М.: «Скрипторий 2003», 2008. 136 с.
Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией// Дефектология. – 1995. - №6. – С. 7-16.
Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. –  « Книголюб» М.,   2006.
Соловьёва Л.Г. Диалогическое взаимодействие дошкольников с речевыми нарушениями // Дефектология. – 2007.- № 4. – с.37.