Занятие «Образование слов при помощи приставок» (для учащихся 3 класса с нарушением чтения и письма, обусловленные НВОНР)

Конспект логопедического занятия. 3-класс
Тема: Образование слов при помощи приставок.

Цели: 1. Коррекционно - образовательные: формировать у детей четкое представление о роли приставок в слове;
практически овладевать навыками образования слов при помощи приставок и адекватно их употреблять в своей речи;
2. Коррекционно- развивающие: закреплять умения подбирать нужную приставку; развивать творческие способности.
3. Коррекционно-воспитывающая: воспитывать настойчивость и самостоятельность действий.


Оборудование: фишки, опорные таблицы, карточки с заданиями,
картинки для теста

Ход занятия:

I. Коррекционная работа по развитию артикуляционного праксиса и мелкой моторики (комплекс сопряженной гимнастики).
1. Дыхательное упражнение «Ракета»
Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание.
Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.
2. « Улыбка » согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты.
Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук И.
«Трубочка» одновременно с длительным и протяжным произнесением звука У (вытянуть губы вперед трубочкой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны.
«Болтушка» рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх.
Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать).
5. «Щелканье» («Цоканье») языком прямые руки подняты верх над головой.
По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно- то правой, то левой руки.
6. «Ножницы» выполняются в традиционной манере с дополнительным изменением по команде положения рук:
«Вверх; в стороны; к груди; вниз; правая вверх - левая вниз; левая в сторону - правая вверх и т. п.».

РАЗМИНКА (орг. момент)
- Сядет тот, кто правильно подберет родственные слова к слову
груз (грузчик, грузовик, грузить, погрузка, загрузка, выгрузить)
( на доске записано слово
·груз^ и опорные схемы)
- Выяснить лексическое значение слов.
- С помощью каких частей образовались новые слова? ( суффикс^ и
·приставка)

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
- Сегодня тема занятия – «Приставки»
Цель: научиться образовывать слова с приставками, точно употреблять нужную приставку

РАБОТА НАД ТЕМОЙ ЗАНЯТИЯ
- Что такое приставка? (приставка служит для образования новых слов)
- Какие вы знаете приставки?
- Можно приставки проверить?
а) Конкурс «Кто быстрее припишет к глаголу слева приставку» (чтобы получилось новое слово)
- У вас на партах лежат карточки со словами:
бегать, летать, писать, лить, ходить



- Составьте словосочетания с получившимися словами. (Устно)

б) – А теперь наши знания используем при выполнении следующего
задания
Прочитайте предложения, используйте одно из заключенных в скобки слов.
Цель задания: подобрать более точное слово, используя нужную приставку.
Мальчик (дошел, зашел) до школы.

·
Выберите нужную приставку и добавьте ее к глаголу:
Птицы летели к кормушке (под-, от-).
(разобрать и записать в тетрадях)
(проверка)

ФИЗМИНУТКА

а) Игра с мячом
Назвать противоположные слова (антонимы)
сжал – разжал
согнул – разогнул
собрал – разобрал
застегнул – расстегнул
б) Дыхательная гимнастика
вдох – до-, на-, под-, вы-, за-, про – выдох
вдох – со-, над-, во-, пере-, по – выдох.
в) К слову полз подставьте приставки, чтобы получились новые
слова.

РАБОТА НАД СОСТАВОМ СЛОВА

а) Игра «Поймай приставку» (карточки)
поехать, полянка, покатать
почта, поздно, покраска



- Проверим, как вы можете находить слова с приставками.
- Записать слова в два столбика:
в 1 столбик – слова с приставками
во 2 столбик – слова без приставок.

б) .акножевдем илсенирп укинтохО
Это предложение записано наоборот.
Прочитайте его справа налево, внимательно.
Запишите. Найдите слово с приставкой. Какой частью речи оно является?
Разберите слово по составу. (проверить, вызвать к доске)
К слову принесли (
·при- обозначает приближение) – подобрать слова, которыми можно заменить его (подарили, привезли) – прошедшее время
(проверка)

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ
Цель: закрепление умения подбирать нужную приставку, развивать творческие способности.
- Перед вами текст с пропущенными приставками в словах.
(карточки)
висли тяжелые грозовые тучи, бушевался сильный ветер, лил страшный ливень, сверкала ослепительная молния, стонал океан. Возле мачт стояли матросы с топорами. Вдруг самая большая мачта валилась и клонила корабль. Громадные волны были готовы

лить его, шел час, другой. Наконец ураган стал стихать.

- Правильно вписать приставки и выделить их.
- Будьте внимательны, в этом тексте есть «ловушка» - слово с
· .
- Какой частью речи являются слова с приставками?
- Какие слова в данном тексте мы не можем употреблять без
приставок?
(проверка)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ УМЕНИЯ В ПРАВИЛЬНОМ УПОТРЕБЛЕНИИ ПРИСТАВОК

Тест: (картинки на каждого ученика по 5 штук- в приложении)
- Подписать карандашом под картинкой названия действий, которые на ней изображены, выделить приставки.
(Самопроверка с доской. На доске картинки, и под ними подписаны названия действий)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

- Чем мы сегодня занимались на занятии?
- Помогли ли вам задания, которые использовали на занятиях
разобраться в неясных вопросах?

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Таблица: Сколько слов можно собрать из растерявшихся частей.
- Составьте слова с приставками.















Приложение




1 бегать
летать
писать
лить
ходить
резать




2 «Поймай приставку»


поехать, полянка, покатать
почта, поздно, покраска





Вставь приставки: на-, за-, по-, про-, раз-


висли тяжелые грозовые тучи, бушевался сильный ветер, лил страшный ливень,
сверкала ослепительная молния, стонал океан. Возле мачт стояли матросы с
топорами. Вдруг самая большая мачта валилась и клонила корабль. Громадные волны
были готовы лить его, шел час, другой. Наконец ураган стал стихать.













13PAGE 15


13PAGE 14515