ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ

3. E. Агранович
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ
СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ
У ДЕТЕЙ
Санкт- Петербург
«Детство-Пресс»
2000

УДК 376.3 ББК 74.3 А251
Художник обложки И. Н. Ржевцева
Агранович 3. Е.
А251 Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. 48 с.
ISBN 5-89814-072-7
Предложена система логопедических мероприятий по устранению у детей дошкольного и младшего школьного возраста такого сложного для коррекции, специфического вида речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов, дефекта, ведущего к возникновению дис-графий и дислексии.
Пособие адресовано практическим логопедам, учителям начальных классов, методистам и воспитателям специализированных ДОУ компенсирующего вида, а также родителям.
УДК 376.3 ББК 74.3
© Агранович З.Е., 2000 © Оформление. Издательство ISBN 5-89814-072-7 «Детство-Пресс», 2000


Предисловие

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИ
ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ - ВАЖНАЯ ЗАДАЧА
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого. Современные исследования в области детской
психологии выявили, что недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития. Это следует учитывать при проведении коррекцион-ной логопедической работы.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 67 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. В семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром; очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.
Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с дефектами фонетической стороны речи.
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексии у школьников.
Все фонетические нарушения речи должны быть своевременно выявлены и устранены. Для этого ребенка-логопата необходимо направить на консультацию к специалистам: логопеду, детскому невропатологу, психиатру. У детей с тяжелыми нарушениями речи при наличии выраженных фонетических дефектов (звукопроизношения и слоговой структуры слов) могут быть выявлены и нарушения слуха разной степени, поэтому в некоторых случаях необходима консультация врача-сурдолога. Нередко логопедическая коррекция осуществляется на фоне медикаментозного лечения, психо- и физиотерапии.
Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная ее коррекция, а также профилактика вторичных речевых и нервно-психических нарушений важнейшие задачи, стоящие перед логопедами, педагогами, врачами и родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста. Цель данного пособия помочь им в успешном решении этих задач.
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть также и у детей, страдающих только фонетико-фонема-тическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.
Вопросы этиологии и патогенеза данного специфического нарушения фонетической стороны речи в литературе освещены недостаточно. При этом следует отметить, что данный вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией, у которых фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме, а только сопровождают нарушения лексики. В анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры
слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в усеченной форме. Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», формирование слоговой структуры слов проходит по следующим этапам:
1 г. 3 мес. 1 г. 8 мес. ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова (ударный) или два одинаковых слога: га-га, ту-ту;
1 г. 8 мес. 1 г. 10 мес. воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-слож-ных словах часто опускается один из слогов: мако (молоко);
1 г. 10 мес. 2г. 1 мес. в 3-сложных словах иногда все еще опус-
кается слог, чаще предударный: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4-сложных словах;
2 г. 1 мес. 2 г. 3 мес. в многосложных словах чаще опускаются
предударные слоги, иногда приставки: ципиласъ (зацепилась);
2 г. 3 мес. 3 г. слоговая структура нарушается редко, глав-
ным образом в малознакомых словах.
В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.
Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:
правильно произносимые слова: мама, дай;
слова-фрагменты: мако (молоко);
слова-звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би-би;
абрисы слов папата (лопата);
слова, которые совсем не напоминают слова родного языка.
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова
(например, мотоциклист, парикмахерская). Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих.
Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным переживанием этих явлений, о чем свидетельствует повседневная логопедическая практика.
Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребенка-логопата. Обследование состояния слоговой структуры слов проводится по традиционной схеме с обязательным учетом общего уровня речевого развития ребенка, его интеллектуальных возможностей и возраста. Следует отметить, что логопедическое обследование ребенка с любой речевой патологией обязательно включает раздел «Состояние слоговой структуры слов».
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ
Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемос-ти слов подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов; слова со стечением согласных в начале, середине и в конце слова. Предлагается отраженное и самостоятельное называние картинок (предметных и сюжетных).
Методика обследования детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.
Детям 45 лет предлагаются различные типы слов: простые из открытых слогов без стечения согласных; более сложные из 45 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова. Речевой материал может быть следующим: дом, каша, снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.
Виды работ должны варьироваться:
назвать предметные картинки;
повторить слова за логопедом;
ответить на вопросы (Где подстригают волосы?).
Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается:
повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных, но одинаковых гласных (па-та-ка-ма); из разных гласных, но одинаковых согласных звуков (па-по-пу); из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па, па-па-па, па-па-па);
отстучать ритмический рисунок слова.
После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов, например:
Водопроводчик чинил водопровод.
Милиционер регулирует уличное движение.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Строители работают на строительстве высотного дома.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.
Детям школьного возраста задания в ходе обследования даются как в устной, так и в письменной форме:
чтение слов сложной слоговой структуры; чтение предложений, насыщенных словами разного типа; чтение скороговорок;
списывание сложных слов и предложений; запись слов и предложений под диктовку; письмо проверочных слуховых диктантов.
Таким образом, в ходе обследования логопед выявляет степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые допускает ребенок в устной и письменной речи (нарушение количества и последовательности слогов в 25-сложных словах, в словах со стечением согласных, замена слогов и т.д.). Это позволяет установить границы доступного для ребенка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.
МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ
В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевой патологии (полиморфная дислалия, дизартрия, алалия, детская афазия, ринолалия). В частности, известно, что развитие фонетической системы речи у детей с алалией зависит от состояния их словарного запаса. Развитие словаря оказывает положительное влияние на состояние фонетической системы алалика, постоянно тренируя ее и предъявляя все более высокие требования к ней. Эти требования обусловливаются усложняющейся слоговой структурой слов, а также характером звукового состава этих слов.
Формирование фонетической системы речи у детей-логопатов может идти по-разному: у одних детей трудности вызывает преимущественно усвоение произнесения звуков при сохранной
11
слоговой структуре слов, у других наблюдается как затруднение усвоения звуков, так и недоразвитие слоговой структуры слова. При этом уровни недоразвития лексико-грамматического и фонематического компонентов речи этих групп детей, как правило, различны.
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:
подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка-логопата).
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.
Работа на невербальном материале
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса* и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).
* Слуховой гнозис узнавание предмета по характерному для него звуку.
2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.
Виды заданий следующие:
Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);
Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);
Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;
Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;
Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!;
Произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;
Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка символ «») и коротких (барабан, бубен символ «+»).
Ритмический рисунок может быть следующим: - - + +, + + - + - - и т.д.
3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.
Примечание. Данные виды работ можно проводить и на музыкальных занятиях, и на логоритмике, если коррекция осуществляется в условиях логопедического дошкольного образова-__ тельного учреждения.
4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.
5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.).
6. Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0...; +=+=...
Примечание. Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка.
Работа на вербальном материале
1. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные
понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слого-вым рядом можно рекомендовать создание дидактических игровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка». Этот вид работы был предложен логопедом Э. В. Рыбиной*.
* Рыбина Э. В. Дидактические игры по подготовке к звуковому анализу // Дефектология. 1989. № 4.
В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первый последний, начало середина конец, между за перед после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? И т.д.).
Для детей с низким уровнем речевого развития (ОНР-1, ОНР-2) предложенные виды работ недоступны. Поэтому в младшем дошкольном возрасте начинать подготовительную работу рекомендуется с упражнений на развитие слухового восприятия, на формирование умения слушать речь взрослого, выполнять простые инструкции, поручения по заданию. В ходе занятий дети знакомятся с простыми музыкальными инструментами, такими как дудка, барабан, погремушка, бубен, колокольчик. Дети учатся узнавать музыкальные игрушки на слух без зрительного подкрепления, показывают прозвучавший инструмент, запоминают его название. Сначала в пассивный, а затем и в активный словарь вводятся такие понятия, как тихо громко, и дети учатся дифференцировать звуки по силе.
На этом этапе работы дети также обучаются различать громкую (разговорную) и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом. В процессе работы с младшими дошкольниками можно проводить игровые занятия на развитие подражательности (Сделай так, как я: выполнение движений по образцу взрослого), игры, сопровождающиеся речью (Руки в стороны в кулачок, разжимай и на бочок), простые упражнения на формирование динамического праксиса рук (Покажи ладошки, спрячь ладошки: руки сжать в кулачки, разжать). Кроме того, детям предлагается выполнение действий с музыкальными игрушками (Подуди в дудку). Если ребенок знаком с понятиями один много, то задание может быть следующим: Подуди в дудку много раз. Подуди в дудку один раз. Все перечисленные виды упражнений постепенно подготавливают ребенка к усвоению ритмической структуры родного языка.
Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытые и обратные слоги (пап-ап).
В процессе проведения занятий с детьми первого уровня речевого развития (ОНР-1) последовательно формируется активное отношение ребенка к языковой действительности. Стержневым моментом на этом этапе обучения является специально организованная эмоциональная игра с определенной учебно-речевой задачей.
КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Уровень гласных звуков
Детям предлагаются следующие задания:
Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;
Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;
Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.
Уровень слогов
Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:
Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);
Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог);
Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);
Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со...;
Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;
Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су,
Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;
Чтение или повторение за логопедом серии слогов:
а-са, а-со, а-су, а-сы;
и-са, и-со, и-су, и-сы;
у-са, у-со, у-су, у-сы;
о-са, о-со, о-су, о-сы;
Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;
Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных: ста-сто-сту-сты;
а-ста, а-сто, а-сту, а-сты; и-ста, и-сто, и-сту, и-сты; о-ста, о-сто, о-сту, о-сты; у-ста, у-сто, у-сту, у-сты.
Примечание. В некоторых случаях артикуляционные упражнения можно заменить упражнениями на проговаривание стечений согласных звуков, но в них включаются только те звуки, которые ребенок может правильно произносить;
Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги;
Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
«Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;
Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами, слогами со стечением согласных;
«Кто быстрее?»: в таблице записаны слоги (разных типов); ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог;
Запись слогов различных типов под диктовку;
Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи);
Зрительный диктант цепочки слогов, содержащей слоги различных типов.
Уровень слова
При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:
а) структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;
б) формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
в) в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-звукоподражаний. (Особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового ряда, например: ав-ав, мяу-мяу.);
г) переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предлагаются двусложные слова типа СГ+СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).
На начальном этапе при низком уровне речевого развития основной задачей логопедического воздействия является накопление элементарного экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений, а также расширение объема понимаемой речи. На этом этапе рекомендуется использовать слова с простой слоговой структурой, не включающие артикуляцию сложных звуков, и главной целью является уточнение контура слова (его длины). Работа с «неговорящими» детьми начинается с вызывания или закрепления звукоподражаний. Затем целесообразно переходить к работе со словами типа СГ, СГС (на, дай, вот, тут, там). Их произнесение, как правило, сопровождается жестами.
После того как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а затем и интонационно-ритмического рисунка одно-, двух- и трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспринимать приближенно, на данном этапе не рекомендуется исправлять звукопроизношение). Следует обратить внимание на формирование связного высказывания объединение двух слов в одно предложение (Дай биби).
Важное значение придается подбору такого лексического материала для занятий, который подготавливал бы ребенка к речевому общению, развитию коммуникативной функции речи. Используется бытовая лексика слова, относящиеся к различным частям речи. Для более активного и успешного усвоения материала в ходе логопедических занятий рекомендуется создавать различные игровые ситуации.
С детьми, имеющими более высокий уровень речевого развития, работу над слоговой структурой и звукопроизношением можно проводить параллельно: овладение слоговой структурой идет на материале освоенных ребенком звуков, а в отработанную структуру вводятся новые, еще не освоенные звуки. Главное не упустить осмысление ребенком значения усваиваемого слова. Параллельно большое внимание уделяется развитию
слухового восприятия и подготовке артикуляционной моторики. Усложняя работу над слоговой структурой слов, логопед вводит слова со стечением согласных звуков но только при условии, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся детьми. Артикуляционные упражнения можно в некоторых случаях заменить упражнениями в проговаривании слогов со стечением согласных звуков (например, мна-мно-мну-мны). Отработанные стечения согласных звуков затем отрабатываются уже в составе слов, которые обязательно проговариваются детьми по слогам.
На разных этапах усвоения родного языка виды работы над слоговой структурой слов, усложняясь, варьируются. Вначале логопед не требует от ребенка никакого осознанного отношения к слогу как части слова. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно; деление на слоги основывается на четком послоговом проговаривании слова. Это проговари-вание связывается с ритмическим движением ведущей руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов в слове. Работа над формированием структуры слов подкрепляется наглядностью, в том числе индивидуальным раздаточным материалом. Она сопровождается обучением детей правильному образованию отдельных грамматических форм слов, например: мама мамина (образование притяжательных прилагательных); Вова Вовочка (образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов); белка белки (единственное и множественное число существительных), а также правильному построению фразы. При этом обращается внимание на изменение значения слова в зависимости от его грамматической формы.
Таким образом, характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребенка-логопата, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Как уже отмечалось, развитие слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фраз.
Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е. С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками». Автор предлагает последовательность работы, способствующую уточнению контура слова:
двусложные слова из открытых слогов (вата);
трехсложные слова из открытых слогов (машина);
односложные слова, представляющие собой закрытый слог (мак);
двусложные слова с закрытым слогом (лимон);
двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка);
двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);
трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);
трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);
трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);
односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт);
двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);
четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза).
В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений.
Фонематический и слоговой анализ слов
1. Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.
3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.
4. Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед).
5. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава.
6. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.
7. «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.
8. «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом кот, двухэтажный лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).
9. Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д.
10. Объяснить значение слова пароход; из каких 2 слов оно образовано.
11. Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо. Варианты:
слова написаны неправильно;
слова произносятся неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь дается картинка).
12. Назвать лишнее слово:
мартышка, бегемот, жираф, крокодил.
13. Что изменилось в слове?
Лис лиса лисица.
14. Ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово название изображенного предмета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова.
15. Логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в слове, соответствующем картинке.
16. Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)?
Низ вниз; шил сшил.
17. Назвать ласково: Оля Оленька, Вова Вовочка и т.д. (слоговой анализ слов).
18. Чтение слов, лишенных смысла, с отхлопыванием ритмической структуры слова.
19. Какие слова рифмуются, а какие нет; анализ количества слогов в них: рак, бак, так, банан.
20. Найти одинаковые звукосочетания из трех звуков (букв) в словах: парик, пар, парикмахер, парикмахерская, пароход. Объединить эти слова в 2 группы по смыслу. Найти самое длинное слово и самое короткое. Объяснить значения слов.
21. Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах: самолет, молоко, прямо, мороженое.
22. Уточнение правила переноса слов в русском языке и слогообразующей роли гласных: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов; но нельзя отделять переносом слог, состоящий из одной буквы Аня, юла, оса и т.д. (2 слога, но переносить слово нельзя).
Фонематический и слоговой синтез слов
1. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА.., КА...
2. Разгадать ребусы:
КОФ. ЛАС. КОС.
3. Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрелками:

4. Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол).
5. Логопед медленно произносит слово по слогам: со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком.
6. «Разрезные картинки». Ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку неправильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.
7. Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом домик, кот ... Уточнить, какое звукосочетание появляется во всех этих словах.
8. Изменить по аналогии: дом дома, лес ... (упражнение в словоизменении). Уточнить, изменилось ли количество слогов.
9. Дополнить слово подходящим слогом: земляни..., смороди...
10. Выбрать слоги из таблицы и составить слова: МАША, ЛАПА, УРА, УШИ, РАМА, НАШИ, НАША, ЛАРА, РАНА, ШИНА, МАГА, ПАША, МАЛА, .МАШИ, ЛAMA.
MA PA НА ША У ЛА ШИ ПА

11. Из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные смысла, прочитать их.
12. Дописать слог в названиях изображенных на картинках предметов: маши..., куби...
Смешанные упражнения на анализ и синтез слов
1. Поменять слоги местами, составить слово: рады дыра, сосна насос.
2. Образовать новое слово из первых слогов двух слов:
чайник + капуста = чайка малина + машина мама
3. Один ребенок произносит слово медленно по слогам: пу-го-ви-ца, а другой произносит это слово целиком.
4. Определить, какой слог пропущен: ко-...-ва; са-...-лет.
Фонематические представления
1. Разложить картинки под схемы слов:
(дуб) (сосна) (береза) (кот) (коза) (корова)
2. Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог):


3. Придумать родственные слова к слову снег (снеговик, снежок, снежинка, снежный) задание аналогичное предыдущему.
4. Назвать любое слово, придумать слово на один слог длиннее (короче); аналогичное задание с картинками (выбор картинок).
5. Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.
6. Цепочка слов (дети придумывают слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова): тигр рыба.
7. Закончить слово: ла.., ла.., ла.., ма.., ку...
8. Придумать слова к схемам:
КА-... (каша)
КА-...-... (калина)
...-КА-....... (рукавицы, макароны)
...-КА (ложка, ручка)
9. Придумать слова, оканчивающиеся на -ЧОК (каблучок, сверчок).
10. Придумать куклам имена, состоящие из 2 и 3 слогов; подарить им подарки, названия которых состоят соответственно из 2 и 3 слогов (используются картинки); объяснить, почему никому не подарили ПЛАЩ и БОСОНОЖКИ.
11. Придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку:
а) !; !!; !!!; !!!!;
б) !; !!; !!!; !!!; !!!.
12. Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо хорошо; ши-ши-ши ...
13. Подобрать рифму к словам: мак гамак; зайка ...
14. Разложить картинки на две кучки: кто это? и что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, парикмахерская, парикмахер; водопровод, водопроводчик; часы, часовщик; милиция, милиционер.
15. Ребенку предлагается звукосочетание со стечением согласных; придумать с этим звукосочетанием слова (хвалить, хватать, хватит).
В ходе отработки слов различной слоговой структуры необходимо обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов.
ОТРАБОТКА СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ
НА МАТЕРИАЛЕ ЧИСТОГОВОРОК,
ЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ,
СТИХОВ И ДРУГИХ ТЕКСТОВ
Как правило, дети с тяжелой речевой патологией не запоминают стихов, тем более состоящих из 4 и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать двустишия. Заучивание двустиший должно проводиться с обязательной опорой на предметные и сюжетные картинки, игрушки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого логопед задает вопросы по картинке. Нередко разучивание стихотворений сопровождается упражнениями, направленными на развитие подражательности и координации речи с движениями. Рекомендуется также проводить подвижные игры, сопровождающиеся речью. Для наилучшего «вхождения» ребенка в роль можно предложить ему соответствующую маску или соответствующий атрибут (например, дудочку). На данном этапе целесообразно использовать такие стишки, потешки, прибаутки, в которых присутствует многократное звукоподражание; это подготавливает речевой аппарат ребенка к усвоению слогового ряда. Во время занятий с «неговорящими» детьми рекомендуется сопряженное проговаривание рифмованных строк логопедом и ребенком (в пределах речевых возможностей ребенка), чтение стихотворений логопедом и ребенком по ролям. Например:
Логопед: Гуси! Гуси! Ребенок: Га-га-га!
Логопед: Есть хотите? Ребенок: Да-да-да!
Если ребенок запоминает стихотворную форму из двух строчек, можно расширить объем запоминания до 46 строк. Логопед подбирает литературный материал, исходя из задач данного этапа коррекционной работы. Параллельно ведется работа по уточнению звукопроизношения или автоматизации поставленных звуков на материале разучиваемых стихов, потешек, прибауток.
Речевой материал,
рекомендуемый для заучивания
на начальном этапе коррекционной работы

Потешки, прибаутки, стихи

1. Та-ра-ра! Та-ра-ра! Ушли кони со двора!
2. Дон-дон! Дон-дон! Загорелся кошкин дом!
3. Би-би-би, гудит машина. Не поеду без бензина!
4. Ква-ква-ква, кричит лягушка. Ку-ку-ку, кричит кукушка.
5. Ахи-ахи-ахи-ох! Маша сеяла горох!
6. Наши уточки с утра: кря-кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда: га-га-га-га!
А индюк среди двора: бал-бал, балда-балда!
Наши гуленьки вверху: гру-гру!
Наши курочки в окно: ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Раным-рано поутру
Нам споет: ку-ка-ре-ку!
7. Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу!
Ку-дах-тах-тах! Снеслась в кустах!
Пи-пи-пи! Воды попить!
Мур-мур-мур! Пугаю кур!
Кра-кра-кра! Завтра дождь с утра!
Му-у! Молока кому?
8. Две собачки очень строго
Нам сказали у порога:
Ав-ав-ав! Гав-гав-гав!
9. Ой, гу-гу-гу-гу-гу-гу!
Не кружитесь на лугу!
10. Белые гуси вышли на луга, Закричали гуси: «Га-га-га!».
11. Гуси начали опять по-гусиному кричать: Га-га-га!
Кошки замурлыкали: Мур-мур-мур!
Птицы зачирикали: Чик-чирик!
Лошади заржали: И-и-и!
Мухи зажужжали: Ж-ж-ж!
Лягушата квакают: Ква-ква-ква!
А утята крякают: Кря-кря-кря!
Поросята хрюкают: Хрю-хрю-хрю!..
12. Свистнул чижик: «Фью-фью-фью! Я с утра росинки пью».
13. Тили-тили-тили-тили! Три козы траву косили!
14. «Га-га-га! гогочет гусь. Я семьей своей горжусь».
15. Петушок с утра не спит, Громко-громко он кричит:
«Ку-ка-ре-ку!»
16. Я стройный и красивый, Я потряхиваю гривой.
И копытами: топ-топ, А по камню: цок-цок.
(Конь)
17. Цып-цып-цып, цыплятки. Есть водица в кадке. Кто меня боится,
Тем не дам водицы.
18. Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!» Солнцу, речке, ветерку.
И летит на всю округу: «Добрый день, ку-ка-ре-ку!»
19. Во дворе стоит забор. На забор полез Егор.
«Куд-ку-да! кричит петух. Разорвешь все перья в пух!»
20. Сели куры на забор
И пустились в разговор: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Мы взлетели высоко!»
21. Аи, гу-гу-гу-гу-гу-гу! Не кружись на лугу! На лугу-то лужица, Головушка закружится!
22. У леса на опушке, Высоко на суку
С утра поет кукушка: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»
23. Скок-скок-поскок! Молодой дроздок! По водичку пошел, Молодичку нашел!
24. Аи, ду-ду-ду-ду-ду-ду! Сидит ворон на дубу! Сидит ворон на дубу И играет во трубу!
25. Динь-дон! Динь-дон!
В переулке ходит слон. Старый, серый, сонный слон. Динь-дон! Динь-дон!
26. Куд-куда! Куд-куда!
Ну-ка, ну-ка, все сюда!
Быстро к маме под крыло! Куд-куда вас понесло?!
27. Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чох-чох-чох, чу-чу-чу! Далеко я укачу!
28. Жук, жук, пожужжи, Где ты прячешься, скажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я на дереве сижу.
29. Чижик в клеточке сидел, Чижик в клетке громко пел:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу! Я на волю улечу!
30. Люли, люли, люли! Прилетели гули. Сели на кровать, стали ворковать.
31. Баю-бай, баю-бай.
Ты, собаченька, не лай! Белолапа, не скули, Мою Таню не буди.
Упражнения, направленные на развитие
подражательности и формирование
координации речи с движениями
1. Тук-тук-тук-ток! Бей покрепче, молоток! (Дети имитируют удары молотком.)
1. Мы ручками похлопаем: хлоп-хлоп-хлоп. Мы ножками потопаем: топ-топ-топ. Качаем головой: так-так-так. Мы руки поднимаем. Мы руки опускаем.
Мы руки подаем и бегаем кругом.
(Дети выполняют соответствующие движения.)
3. Кукла, куколка, бай-бай! Спи спокойно, засыпай!
(Дети имитируют укачивание куклы.)
4. Мяу-мяу, кот пищит. У него живот болит.
(Дети поглаживают животики.)
5. Чух-чух-чух! Чух-чух-чух! Мчится поезд во весь дух!
(Дети встают друг за другом и имитируют движения поезда.)
6. Маленькие ножки шли по дорожке: топ-топ-топ. (Дети топают ногами.)
1. Прыг-скок! Прыг-скок! Вот мой флажок!
(Дети подпрыгивают, а потом «достают» из-за спины «флажок».)
8. Бей в барабан, бей в барабан! Громче бей в барабан! Тра-та-та! (Дети имитируют игру на барабане.)
9. Вот солдаты идут, вот идут, вот идут! Ружья на плечах несут, вот несут! Тра-та-та! (Дети маршируют с «ружьями» на плечах.)
10. Вот охотник в лес идет, он идет, он идет. Волка серого убьет, он убьет, он убьет. Пиф-пиф-паф, пиф-пиф-паф! Пиф! Паф! (Дети маршируют и имитируют стрельбу из «ружья».)
Подвижные и хороводные игры
1. Игра «Поезд».
Вагончики зеленые
бегут, бегут, бегут. А круглые колесики
все тук, да тук, да тук. (Дети встают друг за другом и имитируют движение поезда.)
2. Игра «Гуси».
Гуси-гуси!
Га-га-га!
Пить хотите?
Да-да-да!
Гуси-гуси, вот вода!
Га-га-га! Га-га-га!
Так бегите все сюда! (Дети бегут к водящему.)
3. Игра «Цыплята» (хоровод).
Вышла курочка гулять,
свежей травки пощипать. А за ней ребятки желтые цыплятки. «Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко! Лапками гребите, зернышки ищите!»
4. Подвижная игра «Лиса и гуси».
Гуси, гуси, я вас съем!
Подожди, лиса, не кушай! Нашу песенку послушай:
Га-га-га! Га-га-га!
Надоело слушать вас!
Всех я съем сейчас! («Гуси» разбегаются, «лиса» ловит.)
5. Игра «Куры и петух».
Петух: Выходите, курочки,
собирайте крошки. Много здесь есть мушек
на моей дорожке.
(Куры крыльями махали:
ко-ко-ко! Куры клювами стучали:
ко-ко-ко!)
Кошка: Выйду, выйду на дорожку,
мяу, мяу!
Там, где куры ищут крошки, мяу-мяу!
6. Игра «Пастушок».
Раным-рано поутру пастушок:
«Ту-ру-ру-ру!» А коровки ему в лад затянули:
«Му-му-му».
Ты, Буренушка, ступай, В чисто поле погуляй, А вернешься вечерком, Нас напоишь молоком. {Пастух «пасет стадо», «играет в рожок», созывает коров: «Ty-py-pyf». Коровы ему отвечают: «Му-му-му!»)
В зависимости от этапа коррекционной работы детям можно предложить следующие упражнения.
1. Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом (нарушение произношения этих звуков наиболее распространено).
Ш
Ша-ша-ша-ша наша Маша хороша.
Шо-шо-шо-шо говорим мы хорошо.
Шу-шу-шу-шу помогите малышу.
Ши-ши-ши-ши на поляне малыши.
Аш-аш-аш дайте карандаш.
Ош-ош-ош у меня нож.
Уш-уш-уш теплый душ.
Иш-иш-иш у меня малыш.
Ашка-ашка летит букашка.
Ошка-ошка на окошке кошка.
Ушка-ушка лягушка-квакушка.
Ишка-ишка маленькая мышка.
Ж
Жа-жа-жа мы видели ежа.
Жи-жи-жи бегут ежи.
Жу-жу-жу помоги ежу.
Жо-жо-жо я еду на «Пежо».
Ч
Ча-ча-ча дай мне калача.
Чо-чо-чо ох, как горячо!
Чу-чу-чу я гулять хочу.
Чи-чи-чи красные кирпичи.
Ач-ач-ач пришел врач.
Оч-оч-оч скоро ночь.
Уч-уч-уч у меня ключ.
Ич-ич-ич красный кирпич.
Ачка-ачка у меня тачка.
Учка-учка у меня ручка.
Ичка-ичка у меня птичка.
Очка-очка у меня бочка.
Щ
Ща-ща-ща ходит зайка без плаща.
Щу-щу-шу я тебя ищу.
Щи-щи-щи мы ели щи.
Ще-ще-ще я в плаще.
Ащ-ащ-ащ у меня плащ.
Ощ-ощ-ощ вырос хвощ.
Ущ-ущ-ущ вырос плющ.
Ещ-ещ-ещ в кастрюле лещ.
С
Са-са-са вот летит оса.
Су-су-су не боюсь осу.
Сы-сы-сы нет осы.
Со-со-со у Сони колесо.
Ас-ас-ас я пью квас.
Ос-ос-ос у собаки нос.
Ис-ис-ис я ем рис.
Ус-ус-ус я ем мусс.
Аска-аска у Сони маска.
Иска-иска у Сони миска.
Оска-оска у Сони соска.
Уска-уска у Сони блузка.
3
За-за-за вот идет коза.
Зы-зы-зы нет козы.
Зу-зу-зу не боюсь козу.
Ц
Ца-ца-ца вот идет овца.
Цо-цо-цо мы вымыли лицо.
Цу-цу-цу не боюсь овцу.
Цы-цы-цы нет овцы.
Ец-ец-ец мы ели огурец.
Л
Ла-ла-ла лопата и пила.
Ло-ло-ло в лодке весло.
Лу-лу-лу купили пилу.
Лы-лы-лы новые столы.
Ал-ал-ал темный подвал.
Ол-ол-ол вымыли пол.
Ул-ул-ул ломаный стул.
Ил-ил-ил я полы помыл.
Алка-алка у меня палка.
Олка-олка у меня иголка.
Илка-илка у меня вилка.
Р
Pa-pa-pa высокая гора.
Ро-ро-ро новое перо.
Ры-ры-ры летят комары.
Ру-ру-ру начинаем мы игру.
Ар-ар-ар летит комар.
Ор-ор-ор у меня топор.
Ур-ур-ур не гоняй кур.
Ир-ир-ир мы за мир.
Арка-арка у меня марка.
Орка-орка крутая горка.
Ирка-ирка у меня дырка.
Урка-урка кошка Мурка.

Детям предлагается хлопать на каждый слог или определенный звук (в зависимости от задачи).
2. Придумывание чистоговорки на заданный слог: Са-са-са ...
3. Заучивание речевок, выполнение движений в процессе речи.
4. Чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряженно со взрослым.
5. Игра «Телеграф»: передать телеграмму: Я иду домой (отстучать ритмическую структуру слов в предложении): ! !! !!; аналогично с использованием ударения: ! !! !!.
6. Пропевание распевок с четкой ритмической структурой под музыкальное сопровождение: Ко-ко-ко, ко-ко-ко не ходите далеко.
1. Договорить незаконченные слова в предложениях: На солнышке греется коте.., на него смотрит ще... У мышки детеныш мышо.., а у лисы лисе... (Какой одинаковый слог прибавляется?)
8. Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.
9. Изменение по падежам слов сложной слоговой структуры:
Это кто? Милиционер. Нет кого? Милиционера.
Помогу кому? Милиционеру. Вижу кого? Милиционера. Говорю с кем? С милиционером. Говорю о ком? О милиционере.
10. Выбрать из трех слов то, которое подходит для рифмы:
Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные...
(перина, подушка, рубашка).
11. Самостоятельно придумать рифму:
Где весною было пусто, Летом выросла...
(капуста).
Собираем мы в лукошко Очень крупную...
(картошку).
12. Игра «Подскажи словечко» (для развития у детей чувства рифмы и языкового чутья).
Односложные слова
Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты ...
(спишь)!
Эй, давай играть в футбол! Забивай в ворота ...
(гол)!
Доски на гору везем, Будем строить новый ...
(дом).
Мишка плачет и ревет: Просит пчел, чтоб дали ...
(мед).
Прилетел из леса жук И залез на толстый ...
(сук).
Жил в лесу один чудак, Разводил в лесу он ...
(мак).
Динь-дон, динь-дон! В переулке ходит ...
(слон).
Десять ночей Айболит Не ест, не пьет и не ...
(спит).
Вдруг видят: стоит у колес Огромный взъерошенный ...
(пес).
Для птенцов и для зверят Тоже нужен детский ...
(сад).
Двусложные слова
Заглянула в дверь коза Очень грустные ...
(глаза).
По ночам сове не спится, Ведь сова ночная ...
(птица).
Говорит мартышка мишке: «Я в гостях была у ...
(мышки)*.
Солнце светит очень ярко. Бегемоту стало ...
(жарко).
Как на тоненький ледок Выпал беленький ...
(снежок).
А слониха, вся дрожа, Так и села на ...
(ежа).
Не придется старику В тишине попить ...
(чайку).
Как у нашей дочки Розовые ...
(щечки).
Не послушал зайка папу Отдавили зайке ...
(лапу).
Нам темно. Мы просим папу Нам включить поярче ...
(лампу).
Трехсложные слова
Часто к озеру напиться Ходит рыжая ...
(лисица).
На даче в лесу жили разные птицы: Сороки, стрижи, воробьи и ...
(синицы).
Прицепившись к задней шине, Мишка едет на ...
(машине).
И шалить без передышки Целый день могли ...
(мартышки).
Уронила белка шишку, Шишка стукнула ...
(мартышку).
Стала петь мышонку утка: Га-га-га, усни, ...
(малютка).
Среди жирных голубей Скачет тощий ...
(воробей).
Только жив ли петушок, Золотой наш ...
(гребешок)?
Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик. Там мышка живет, Тебе хвостик ...
(отгрызет).
Злая, как волчица, Жжется, как горчица. Что это за диво? Это же ...
(крапива).
Четырехсложные слова
А рядом бегемотики Схватились за ...
(животики).
Елка, елка, елочка Колкая ...
(иголочка).
И рыщут по дороге Слоны и ...
(носороги).
На лугу среди букашек Поднялся переполох Оттеснил семью ромашек Великан- ...
(чертополох).
Золотой и молодой За неделю стал седой. А денечка через два Облысела голова. Спрячу-ка в карманчик Бывший ...
(одуванчик).
13. Чтение предложений и связных текстов с предварительно разделенными на слоги логопедом словами.
14. Чтение предложений и связных текстов с самостоятельным предварительным делением ребенком слов на слоги.
15. Чтение стихов и рассказов с отстукиванием ритма и с записью ритмического рисунка:
Гуси, гуси! !! !!
Га-га-га! ! ! !
Есть хотите? ! !!!
--- Да-да-да! ! ! !
16. Запись слов и предложений под диктовку по слогам (сначала логопед голосом подсказывает границы слогов, затем задание выполняется ребенком самостоятельно).
17. Проговаришние, чтение, заучивание, списывание, слуховые диктанты скороговорок.
Скороговорки, рекомендуемые для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Б, БЬ, П, ПЬ
Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.
Все бобры добры для своих бобрят.
Рыбы в проруби пруд пруди.
Т, ТЬ, Д, ДЬ
На дворе трава, на траве дрова.
От топота копыт пыль по полю летит.
Рододендроны из дендрария.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
К, КЬ, Г, ГЬ
Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: «Сено граблями, краб, грабь».
У елки иголки колки.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!
Сшит колпак, да не по-колпаковски.
В, ВЬ, Ф, ФЬ
Фараонов фаворит
На сапфир сменял нефрит.
Водовоз вез воду из водопровода. Верзила Вавила весело ворочал вилами.
Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ
Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
Мимозы Мила маме купила. Раз солгал навек лгуном стал.
Л, ЛЬ, Р, РЬ
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Два дровосека, два дроворуба,
два дровокола говорили про Ларьку,
про Варьку, про Ларькину жену.
Лара у Вали играет на рояле.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
С, СЬ, З, ЗЬ
У Сени и Сани в сетях сом с усами. По семеро в сани уселись сами.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
Из кузова в кузов
шла перегрузка арбузов.
В грозу, в грязи, от груза арбузов
развалился кузов.
С, СЬ, Ш, Ж
Шли сорок мышей, нашли сорок грошей. Две мыши поплоше нашли по два гроша.
У ежа ежата, у ужа ужата. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Что посеешь, то и пожнешь.
Ч, Щ, Ц
Два щенка щека к щеке Щиплют щетку в уголке.
Расчувствовавшаяся Варвара перерасчувствовала расчувствовавшегося Вавилу.
Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.
Молодец против овец, против молодца сам овца.

Заключение
Конкретные виды упражнений логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов необходимо работать над звуконаполняемостью слов и коррекцией звукопроизношения, так как все это решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова.
Как показали исследования Г. М.Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребенка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на первом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей (занятия в игровой форме) и с применением наглядности.

ЛИТЕРАТУРА
1. Большакова Е. С. Работа логопеда с дошкольниками (игры и упражнения). М.: Просвещение, 1996.
2. Городилова В. И., Кудрявцева М. 3. Чтение и письмо. СПб.: Дельта, 1997.
3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филтева Т. Б. Преодоление ОНР у дошкольников. М.: Просвещение, 1990.
4. Корпев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб.: Гиппократ, 1995.
5. Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. М.: Просвещение, 1977.
6. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. М.: Просвещение, 1989.
7. Лямина Г.М. Развитие речи в раннем возрасте // Дошкольное воспитание. I960. № 9.
8. Лямина Г.М. Ранние этапы формирования речевой деятельности // Дошкольное воспитание. 1970. № 7.
9. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: Просвещение, 1988.
10. Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. 1981. № 6.
11. Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии / Под ред. Д. Н. Исаева, В. Е. Когана. СПб.: Изд. ПМИ, 1994.
12. Рождественская В. И., Родина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1968.
13. Рыбина Э.В. Дидактические игры по подготовке к звуковому анализу // Дв!фектология. 1989. №4.
14. Садретдинова Г. Ф., Смирнова М. В. Планирование и содержание занятий с детьми 34 лет, страдающими общим недоразвитием речи. СПб.: Изд. Центра «Гармония».
15. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.: Детство-Пресс, 1998.
15