Исследование проблемы развития цветовидения в трудах отечественных психологов, педагогов, искусствоведов


Исследование проблемы развития цветовидения в трудах отечественных психологов, педагогов, искусствоведов
Основная миссия современного развития цветовидения как общепедагогическая проблема образования - создание необходимых условий для самореализации и самоопределения личности ребенка «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как пройдет детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - В.А.Сухомлинский.
Исследования в области психологии, социологии, педагогики и прочих областях свидетельствуют об особой роли искусства в образовании и воспитании ребенка, о его целительной силе и здоровьесберегающем значении в жизни малыша.
Занятия искусством влияют на духовное развитие человека, на формирование его культуры, художественной одаренности, могут служить механизмом развития культурного потенциала общества, его художественно - творческой элиты. Следует заметить, что процесс художественного воспитания длителен, непрерывен, и, по существу, не завершаем. Он имеет отсроченный и всегда промежуточный результат.
Цвет занимает особое место в ряду выразительных средств и рано осваивается детьми. В теории изобразительной деятельности вопрос о роли средств художественной выразительности в создании детьми образов в рисунках рассматривался прямо или косвенно, но больше внимания уделялось изучению цвета (Мухина В.С., А.А. Мелик-Пашаев, Т.Г. Казакова), формы (Р. Мирошкина), композиции (Е.В. Шорохов, С.Д. Левин).
Первые источники информации о видении и восприятии цвета - это древнегреческие источники, в частности поэмы Гомера, философские труды Платона и Аристотеля. В Древней Греции цвет не играл заметной роли, так как среди всех видов искусства интенсивно развивались архитектура и скульптура. Значение цвета было связано с выделением формы, использовались лишь простые оттенки одного цвета. У Гомера весьма сдержанно описывается цвет. В его поэмах присутствуют скорее световые эффекты - «бледный», «тусклый», «белый», «черный», «золотой». Язык древних греков весьма ограничен в описании цвета.
Теория цвета у Платона заключается в выборе им основных цветов: белого, черного, красного и «яркого». Основным для Платона являлась яркость, отсвет, отблеск предметов, как и для Гомера. Нет никакого сомнения в том, что выбор основных цветов Платоном диктовался его неправильным пониманием той роли, какую в зрительном восприятии играет свет, но это был также выбор, отражавший традиционное мировоззрение.
Для древних греков различия тональности играли большую роль, чем различия оттенков. В Древней Греции цвет не играл заметной роли как в жизни человека, так и в искусстве. Вспомогательное значение его связано с выделением формы. Использовались лишь простые оттенки одного цвета.
Формирование чувства цвета как одного из наиболее доступных выразительных средств в рисовании и декоративной деятельности наиболее полно изучено А.А. Мелик-Пашаевым, обосновавшим способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одарённости, и Л.В. Пантелеевой, разработавшей методику ознакомления детей 5-7 лет с художественными качествами и образной выразительностью цвета, а также колористическими основами дизайна. Л.В. Пантелеева отмечает, что для реализации замысла ребенку необходима возможность выбора цвета. Цвет является основным компонентом художественного образа и сильным эмоциональным побудителем в его создании. Занятия по изобразительной деятельности дают возможность целенаправленно развивать эстетическое восприятие цвета и цветовых сочетаний.
Освоение цвета как средства выразительности имеет свою динамику: от одноцветности через многоцветность к строгим отношениям цветов и усвоению законов цветосочетаний. На каждом этапе дети осваивают конкретные предметные действия, в результате чего складываются определённые компоненты способности к цветоощущению: внешнее соединение отдельных цветов - развёрнутое перцептивное их соединение (выделение отношений) - целостное совмещение смыслообразующих цветовых отношений в образах воображения (содержательное обобщение цветов).
Уже в дошкольном возрасте соотношение цветов в детской продукции становится зрительно-ритмическим и распределяется по законам орнаментального или декоративного построения. В изобразительной и декоративной деятельности детей цвет выступает как средство выразительности в старшем дошкольном возрасте (при соответствующих педагогических условиях). К семи годам дошкольники могут передавать своё эмоциональное состояние и отношение к изображаемому через цветовой образ.
До возникновения плеяды замечательных педагогов начала, середины двадцатого века было распространено мнение, что дети могут, как бы изнутри, порождать яркие выразительные художественные образы, и всякое вмешательство педагога в этот процесс только ограничивает и губит творческую фантазию детей, богатство которой не идет ни в какое сравнение с фантазией взрослого художника. Так, например, видный немецкий исследователь детского творчества конца девятнадцатого столетия Г. Керштенштейнер считал, что самобытность и талантливость детского рисунка губится даже самой умелой методикой.
В 1910 г. в свет выходит работа В.М. Бехтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном окружении». Автор рассматривал детское рисование в самый ранний период, изучал характер штриховки и форм в рисунках детей. Бехтерев делает вывод, что ребенок очень рано проявляет стремление к изображению. Рисует он то, что видит в окружающем, поэтому для правильной оценки творчества ребенка необходимо выяснить условия, в которых он находится. Эти положения Бехтерева, несмотря на описательный характер его труда, являлись оригинальными и прогрессивными для того времени.
В современных исследованиях цвет как ведущее средство выразительности художественной деятельности старших дошкольников активно используется для диагностики уровня развития эстетических чувств, представлений, отношений, а также для выявления сформированности социальных умений и навыков. Основанием для этого служат как объективные причины: в цветоведении разработаны критерии, позволяющие контролировать организацию цветовых сочетаний (Оствальд, Манселл), так и субъективные факторы: дошкольник не может воспринять или создать соотношение цветов, пользуясь умозрительными критериями, - для этого требуется определённая сенсорная способность. Цветовое зрение относится и к высшему, и к примитивному отделам мозга (Беккер).
Различение цвета, его идентификация, обозначение и любая эстетическая реакция на него являются функциями коры головного мозга, следовательно, они в большей степени являются результатом развития и тренировки, чем инстинктивной и реактивной ответной реакцией.
Важным свойством цветов является их зависимость друг от друга. Хотя с физической точки зрения цветовой тон и яркость определяются длиной световой волны и освещенностью, объективного постоянства цвета при восприятии мы не наблюдаем. В зависимости от того, какие у цвета непосредственные соседи, он может коренным образом меняться. Попытки систематического использования на практике такого эффекта предпринимались еще в XVIII веке, когда считалось, что трех признаков - тона, яркости и насыщенности - достаточно для задания произвольности цвета, и, следовательно, чтобы определить место конкретного цвета в цветовой системе, достаточно иметь модель, построенную, исходя из этих и только этих трех признаков.
На самом элементарном уровне различные цвета имеют в разных культурах свои определенные, строго зафиксированные смыслы. Историкам искусства хорошо известны стандартные цветовые коды в религиозных, светских или космологических представлениях, и даже сейчас, в современных условиях, вполне осмыслен вопрос, что значил для Винсента Ван Гога желтый цвет в 1889 году или какое значение имел голубой цвет для Пикассо в 1903 г.
Гете, один из самых тонких знатоков теории цвета, размышлял так: «Цвет сам по себе, независимо от других цветов, воздействует на нас, так сказать, патологически, уводя в область определенных ощущений. Временами цвета нас облагораживают, делая великодушными, временами заставляют опускаться до грубости и вульгарности, вызывают бурный поток устремлений или спокойное течение желаний».
Красоту отдельного цвета нельзя отождествлять с его насыщенностью или светлотой. Красота цвета может выражаться даже в простом узоре цветовых пятен, в том, как они расположены по отношению к соседним краскам. Краски, применяемые художником, сами по себе могут быть и не очень красивыми - приглушенными и даже почти бесцветными, но, будучи подчинены общему колориту, делают картины выразительными.
Художники привыкли считать основными три цвета - красный, желтый, синий. Эти цвета соответствуют трем краскам, из которых путем смешения можно получить наибольшее число цветов. А вот в научном цветоведении в качестве основных принято называть красный, зеленый и синий цвета. Эта триада лежит в основе исчисления цветов, начало которому положил И. Ньютон. Интересна точка зрения на этот вопрос Л.Альберти: «...Я утверждаю, что от смешения цветов рождается бесконечное множество других цветов, но истинных цветов столько, сколько стихий, - четыре, от которых, постепенно умножаясь, рождаются другие виды цветов. Цветом огня будет красный, воздуха - голубой, воды - зеленый, земли - серый или пепельный».
И, наконец, основными, или главными, цветами могут считаться четыре цвета - красный, желтый, зеленый и синий. Основанием для их выбора служит следующее. Четыре названных цвета различны, в то время как все остальные цвета близки к одному из четырех основных.
Три цвета - красный, синий и желтый - называют основными, так как они лежат в основе всех остальных цветов. Если смешивать основные цвета попарно, то образуется группа цветов, которые называются смешанными. Так, красный с желтым дает оранжевый, красный с синим - фиолетовый, синий с желтым - зеленый. Все остальные цвета, полученные в различных комбинациях, будут называться сложными.
Цветовой круг поможет детям лучше понять, как цвета взаимодействуют друг с другом. На его примере дети видят, как каждый цвет постепенно переходит в другой, образуя множество промежуточных цветов и оттенков. Так, красный и оранжевый дают огненно-оранжевый, желтый и зеленый - лимонно-желтый, синий и зеленый - бирюзовый, красный и фиолетовый - малиновый. Так образуется основной хроматический круг. («Хромус» в переводе с древнегреческого означает цвет.).
Все цвета, которые может видеть человек, подразделяются на две большие группы - ахроматические и хроматические. Ахроматические (неокрашенные) цвета - белый и черный, а также все оттенки серого, которые можно расположить между ними. Между собой они будут различаться преобладанием белого или черного. Хроматические - окрашенные цвета. Это все цвета, кроме белого, серого и черного. Основные хроматические цвета составляют цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Их также называют спектральными.
Деление цветов «по температуре» связано с эмоционально-психическими особенностями восприятия человеком того или иного цвета. Теплой считается красно-желтая гамма, она ассоциируется с огнем. Холодной - сине-голубая, которая ассоциируется с водой, льдом. Отсюда и возникло деление цветов на теплые и холодные. Зеленый цвет относится к нейтральным. Холодная гамма создает впечатление успокоенности и отдаленности пространства. Теплая гамма дарит нам ощущение радости, энергии, активности.
Для характеристики каждого цвета применяют три объективных показателя, которые входят в международные стандарты на цвет: цветовой тон, насыщенность и светлота.
Цветовой тон - это качество цвета, которое определено его названием (красный, оранжевый, желтый, зеленый). Насыщенность - степень выраженности определенного цвета. Светлота - относительная яркость цвета по отношению к образцу (светлее - темнее), которая может быть выражена в количестве белой или черной краски, добавленной в основной цвет.
Цвета, которые расположены друг против друга в цветовом круге, называются дополнительными или контрастными. Если поместить их рядом, они будут выглядеть очень выразительно. Например, красный - зеленый, желтый - фиолетовый, оранжевый - синий. Таким образом, контрастными называют противоположные по качеству цвета. Они подчеркивают яркость друг друга.
Для того чтобы понять, как действуют на человека не отдельные цвета, а целые цветосочетания, надо знать, что такое колорит. Колорит - это взаимосвязь цветовых элементов, создающих определенную цельность произведения и отвечающих его художественным задачам. При контрастном цветовом сочетании каждый цвет сохраняет свои особенности, и они не поглощают друг друга. Так выглядит, например, красно-синее, зелено-оранжевое, желто-красное сочетания. При нейтральном цветовом сочетании цвета «растворяются» друг в друге и их трудно различить. Например, зелено-желтое, фиолетово-синее, сине-зеленое, красно-фиолетовое сочетания. Гармоничные цветовые сочетания составляют цвета, которые взаимно дополняют друг друга, например, красно-зеленое, желто-фиолетовое, оранжево-синее. Гармоничные цветовые сочетания - взаимодополняющие, они охватывают весь спектр цветового круга. В цветовом круге оранжево-красное, красно-фиолетовое, фиолетово-синее, сине-зеленое, зелено-желтое будут считаться промежуточными цветовыми сочетаниями.
Познание мира ребёнком начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Освоение знаний и умений во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов. Полноценное умственное развитие ребёнка в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования отечественных психологов показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в 1-м классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.
Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.
По мнению Я.А. Коменского, интерес к цвету формируется у детей постепенно и должен строиться с учетом возрастных возможностей.
Известный немецкий педагог девятнадцатого века Ф. Фребель полностью разделял взгляды Коменского. Он отмечал, что ребенка привлекает не просто все яркое и пестрое (оно не доставляет ему удовольствия), «доставляет же его выражение нахождения внутренней связи, силы одухотворить все это…». Таким образом, мы видим, что, по мнению Ф. Фребеля, ребенка не столько привлекает внешняя сторона цветов, сколько их соединение, соотношение. И далее он подчеркивает, что, для того чтобы ребенок понял соотношение этих цветов, взрослый должен помочь ему.
Наиболее интересным является классификация последовательности называния детьми цветов, которую одним из первых разработал Ф. Фребель:
Называется чистый цвет сам по себе.
Рассматриваются цвета по их внутренней силе (светлый, яркий, темный).
Отдельные цвета.
Привлекательными оказались идеи М.Монтессори, которая считала, что «…усвоение ребенком цвета происходит успешнее, если ему предъявить два цвета, ибо контраст способствует запоминанию цветов». Она также подчеркивала большие индивидуальные различия в развитии детей, считала, что педагог должен дифференцированно подходить к детям: от активного воздействия, к полному невмешательству.
В дальнейшем ее идею подтвердила и крупный ученый, и исследователь детского творчества Н.П. Сакулина. При разрешении данной проблемы она выделяет возрастные возможности детей в усвоении цвета и его использовании в их творческой деятельности. Н.П. Сакулина считает, что ограниченную гамму цветов, применяемую детьми, нельзя объяснить несовершенством их цветового восприятия. Ребенок младшего дошкольного возраста различает достаточное количество цветов, но он затрудняется в их словесном обозначении, не может преодолеть «предметности» цвета.
Исследования Е.А. Аркина, З.М. Истоминой, П.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной и других показывают, что точность цветоразличения повышается с возрастом под воздействием организованной среды и сенсорного воспитания. Привлекательными оказались идеи Е.А. Аркина, который большое значение в развитии цветового восприятия детей отводил природе «…поле, лес, луг, звездный небосвод и закат солнца, будут служить воспитателям средством в деле развития цветоощущения, чувства красоты, любви к природе, к пониманию ее».
Наибольшее влияние в первые годы после революции на теорию и практику художественного воспитания оказал А.В. Бакушинский. Он утверждал, что источником детского творчества являются биологические факторы и развивается оно не под влиянием накопленного родового опыта, инстинкта. В ответ на впечатление от воздействия окружающего из глубины психики ребенка сам собой всплывает соответствующий образ.
А.В. Бакушинский считал, что детское творчество совершенно, поэтому ребенку у взрослого учиться нечему. Эти рассуждения приводят А.В. Бакушинского к теории свободного воспитания, но на практике он не сумел реализовать свои идеи, хотя труды А.В. Бакушинского и оказали определенное влияние на теорию и практику художественного воспитания детей.
Свой вклад в развитие теории и практики художественного воспитания детей внесла Н.К.Крупская. Сформулированные ей положения об эстетическом воспитании актуальны до сих пор. Руководствуясь указаниями Н.К.Крупской, дошкольный отдел Наркомпроса стремится осуществить дошкольное воспитание на научной основе. В это время намечается более правильные тенденции: признание того, что содержание детского творчества есть отражение совершенной действительности, следовательно; необходимо приучать ребенка к современной жизни; понимать значение искусства в воспитательных целях и использовать его в работе с детьми; развивать творческие способности ребенка под влиянием целенаправленного педагогического воздействия. В своих исследованиях Е.А. Флерина отмечает, что с пяти лет у детей отчетливо начинает преобладать подбор цвета, максимально соответствующий реальному. Дети передают основной цвет, без переходов. Ориентировка на общий цветовой тон часто мешает отразить реальный цвет предмета. Она считала, что формированию чувства цвета у детей необходимо уделять большое внимание при обучении изобразительной деятельности. При правильном руководстве изобразительной деятельностью отношение ребенка в старшем дошкольном возрасте к цвету меняетс.
Е.А Флерина разработаны основы методики изобразительной деятельности. В работе «Детский рисунок» она устанавливает принципы, лежащие в основе руководства детским творчеством,- широкое эстетическое воспитание, развитие наблюдательности, чувства ритма и цвета. Е.А. Флерина рассматривает обучение рисованию как единый учебно-воспитательный процесс, который не должен ограничиваться только воспитательными задачами. Разработанная ею система игровых упражнений, тематика заданий, приемы и методы обучения вошли в издание.
В своей докторской диссертации «Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду». Т.С.Комарова подробно разрабатывает систему навыков и технических изменений для всех возрастных групп детского сада, раскрывает методику обучения детей рисованию, лепке, аппликации. Вопрос обучения детей техническим умениям тесно связан с созданием выразительного образа. Представление Т.С. Комаровой том, что в возрасте пяти лет дети, как правило, хорошо знают цвета многих окружающих их предметов и явлений и начинают окрашивать их соответственно действительному цвету, но обобщенно, без характерных оттенков.
Особую значимость с точки зрения развития цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста представляют исследования:
- об учете возрастных возможностей (Я.А. Коменский, Ф. Фребель, Н.П. Сакулина);
- о классификации последовательности ознакомления детей дошкольного возраста с цветом (Ф. Фребель);
- о значимости обучения и организации развивающей среды для развития цветовосприятия у детей дошкольного возраста (З.М. Истомина, П.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина);
- о сензитивности пятилетних детей к формированию цветовосприятия (Е.А. Флерина. Т.С. Комарова);- о понятии системы (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Т.И.Ильин).
Обучение цветовидению - один из способов развития детей. Энергия цвета позволяет ребенку интегрировать художественное творчество с реальной жизнью, сохраняет и развивает природный дар видения цвета, позволяет глубже проникнуть в такое понятие, как гармония цвета.
"С помощью «азбуки цвета» ребенок учится выражать свои чувства, свое восприятие мира, свое отношение к происходящему вокруг него, что особенно ценно для становления и самоопределения его личности,"- утверждал М. Дерибери.
"Через зрительный ряд цвет легко войдет в душу ребенка, сможет раскрепостить ее, поможет не бояться чистого листа бумаги, любых формообразований, легко научит использовать их для самовыражения в композиции," - указывал А.М. Страунинг.
Систематическое и последовательное изучение теории изобразительного искусства, в том числе и цветовидения, способствует развитию ребенку в сфере художественной культуры, резко расширяет внимание и объем сознания, реализует возможности изобразительной деятельности на основе комбинации цвета, формы и пространства. Повышается уровень концентрации внимания, развивается мелкая моторика рук (так отмечала Н.П. Сакулина). В итоге преподавание изобразительного искусства и его профессиональной основы приводит нас к воспитанию духовно и творчески полноценной личности, обладающей нравственно-эстетической отзывчивостью на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.Таким образом, проведенный анализ различных подходов к проблеме цветовидения отмечает, что во все времена во всех культурах человек склонен был наделять цвет определенным смыслом, приписывать ему некоторые значения. Цветовидение трактуется как видение цвета, то есть сложный процесс, обусловленный физическими и психическими стимулами. Основы чувственного восприятия цвета заложены в физиологической природе самого человека и способны развиваться с первых дней жизни ребенка при условии организации цветовой среды и упражнений. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, ребенок обладает большими возможностями в области восприятия цвета.