Своеобразие развитие цветовидения у детей дошкольного возраста


Своеобразие развитие цветовидения у детей дошкольного возраста
Основы чувственного восприятия цвета заложены в физиологической природе самого человека и способны развиваться с первых дней жизни ребенка при условии организации цветовой среды и упражнений. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, ребенок обладает большими возможностями в области восприятия цвета.
Цвет сильно воздействует на эмоциональное состояние детей, они называют цвета и их сочетания добрыми и злыми, веселыми и грустными. Теплыми, радостными цветами (красками) дети наделяют образы светлые, любимые, добрых героев; а злых — холодными, темными и даже черными тонами. Темные краски у них символизируют зло, коварство, страх, а яркие - добро и счастье и т.д.
Для реализации замысла ребенку необходима возможность выбора цвета. Процесс выбора цветовой гаммы для детей довольно труден. Цвет выступает как средство украшения рисунка. Решить задачу выбора цветовой гаммы ребенок может только параллельно с формированием представления о цвете, происходит обучение способам и приемам, обеспечивающим решение изобразительных задач на каждом этапе обучения. Таким образом, у детей необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувства цвета. Эта работа должна проводиться в процессе специальных наблюдений на прогулках, экскурсиях, в повседневной жизни, на занятиях, в разнообразных играх и т.д.
Дети часто разочаровываются в своих рисунках: вместо ярких сочных красок осеннего леса на листе бумаги вдруг появляется серые разводы. Дети не имеют опыта восприятия цвета, цветовых отношений, не могут передать его в своем творчестве. Для маленького ребенка часто не имеет значение, каков действительный цвет реального предмета.
Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Конечно, сформировать у детей чувство цвета в полной мере в период дошкольного возраста невозможно, но заложить основы (развивать цветоразличение, умение подбирать и составлять цвета для передачи образов предметов и явлений, понимания красивых и непривлекательных сочетаний цветов и др.) необходимо и можно.
Красный, синий, желтый и зеленый - любимые цвета малышей, в руках которых оказались краски. А вот и первый рисунок - яркое желтое солнце, синее небо, зеленая трава. Но, становясь старше, например в 4 года, ребенок замечает, что в природе существует множество цветовых оттенков. Оказывается, небо не всегда бывает синим, а море может быть красным, даже зеленым.
Вступая в дошкольный возраст, ребенок может владеть действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве. Глаз детей приучается вначале
к простейшим, а затем к более сложным цветовым сочетаниям. Дети начинают предпочитать одни цветосочетания другим, употребляя выражения «это красиво», «мне нравится этот цвет», «это некрасиво», «мне не нравится такой цвет» и т.д.
Рисуя красками, маленький ребенок не столько занят цветовым отображением предмета, сколько окраской своего рисунка в тот цвет, который его особенно привлекает. Он пользуется цветом, как выразительным средство (яркая расцветка того, что особенно нравится, что он любит).
Ребенок в процессе деятельности переживает как участник изображаемой им действительности, и при этом он начинает больше понимать и любить природу и т.д. Цвет - одно из важных средств выразительного отражения образов природы в рисунках. С помощью цвета передаются состояния погоды, настроение, характеристика какого-то образа.
Цвет является основным компонентом художественного образа и сильным эмоциональным побудителем в его создании. Занятия по изобразительной деятельности дают возможность целенаправленно развивать эстетическое восприятие цвета и цветовых сочетаний.
В практике дошкольного воспитания ещё довольно часто встречается устаревшая тенденция знакомить детей раннего возраста с двумя-тремя цветами (и формами) и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребёнка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойств ведёт к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия: если ребёнок знает, например, жёлтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый цвет как жёлтый.
Начиная с трехлетнего возраста основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования в разных видах деятельности.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета - белый, серый, чёрный.Хроматические цвета расположены в спектре в определённой последовательности: от красного к фиолетовому в зависимости от длины цветовой (электромагнитной) волны. Хроматические цвета делятся на две группы: тёплых тонов (от красного до жёлтого) и холодных (от зелёного до фиолетового). Каждый хроматический цвет или оттенок цветового тона имеет определённую светлоту и насыщенность. Светлота - это степень близости данного цвета (оттенка) к белому, а насыщенность - степень его чистоты, то есть примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты.
При ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов нецелесообразно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. В обиходе, когда обозначают оттенки цвета, указывают обычно на их светлоту (тёмно-зелёный, светло-жёлтый), имея в виду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Здесь следует иметь в виду, что некоторые светлотные оттенки имеют в быту особые названия (светло-красный называется розовым). Употребление детьми таких названий вполне допустимо (кроме неверного названия светло-синего цвета голубым), но дети при этом должны знать и правильное название. Это относится в ещё большей степени к названию оттенков по цветовому тону (т.е. занимающих промежуточное положение между соседними цветами спектра). Почти все они имеют в быту «опредмеченные» названия (лимонный, сиреневый и т.п.).
Однако недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребёнка нужно научить видеть эти сочетания, улавливать определённый ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания тёплых тонов от сочетаний холодных.
Правильно использовать цвет поможет знание основных положений цветовидения, дающих представление о главных гармонических, психологических и оптических свойствах цвета. Используя цветовой круг, можно составить разнообразные цветовые гаммы и созвучия.
Существуют 4 основных приема гармонических сочетаний цветов.
1. Комбинирование темных и светлых оттенков одного цвета.
2 .Комбинирование цветов одной цветовой области (на круге - цвета одного сектора + 2 прилегающие к нему). Цветовая гармония, достигаемая этими двумя приемами называется нюансной, так как строится на соотношениях оттенков одного цвета или близких цветов.
3. Использование цветов одной светлой или темной степени насыщенности, так как в данном случае берутся только неяркие цвета, сочетания даже противоположных по цветовому кругу цветов выглядит назойливым и пестрым.
4. Сочетание цвета по принципу дополнения (на круге - цвета, секторов, лежащих напротив друг друга.Цвет сильно воздействует на эмоциональное состояние детей, они называют цвета и их сочетания добрыми и злыми, веселыми и грустными. Теплыми, радостными цветами (красками) дети наделяют образы светлые, любимые, добрых героев; а злых - холодными, темными и даже черными тонами. Темные краски у них символизируют зло, коварство, страх, а яркие - добро и счастье и т.д.
Для реализации замысла ребенку необходима возможность выбора цвета. Процесс выбора цветовой гаммы для детей довольно труден. Цвет выступает как средство украшения рисунка. Решить задачу выбора цветовой гаммы ребенок может только параллельно с формированием представления о цвете происходит обучение способам и приемам, обеспечивающим решение изобразительных задач на каждом этапе обучения.
Цвет, колорит являются важными средствами выразительности в изобразительном искусстве и в детском творчестве. Цветовые свойства предметов и явлений окружающего мира рано привлекают внимание ребенка, сильно воздействуют на него. Однако бывает, что дети в процессе создания изображения не обращают внимания на цвет, как бы игнорируют его.
Содержание и методика развития цветового восприятия детей, усвоения ими цветовых эталонов - спектра, усвоения знаний о цветах, оттенках и способах их получения, обучения передаче цвета предметов в изображении, цветового строя в декоративном творчестве в разных возрастных группах, начиная со второй младшей, были разработаны в результате исследований по сенсорному воспитанию и по декоративному творчеству. Они показали, что детям доступны сведения о последовательности спектральных тонов, о теплой и холодной гаммах спектра. Они овладевают умением высветлять цвета, и получать более светлые и более насыщенные оттенки. Овладев этими знаниями и умениями, дети применяют их при создании изображений.
У детей старшего дошкольного возраста возможно целенаправленное развитие чувства цвета. Для этого необходимо обеспечивать эстетическое восприятие цвета, цветосочетаний, вызывать эмоциональную отзывчивость ребенка на цвета и сочетания их, учить детей оценке цветового решения изображения и использованных цветосочетаний. Разнообразные виды деятельности (декоративное рисование, художественное конструирование, знакомство с произведениями живописи), в которых решение цветовых задач особенно важно для усвоения детьми знаний о цветах и оттенках, способствуют подбору цветов, оттенков, цветосочетаний, использованию цвета как средства выразительности.
Таким образом, развитие цветовидения у детей дошкольного возраста - одна из важных педагогических проблем, требующих решения как на теоретическом, так и на практическом уровне. Недостаточное внимание педагогов к основам цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятия эмоциональной насыщенности цвета является, на наш взгляд, одним из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству