Средства развития цветовидения цветовидения у детей дошкольного возраста


Средства развития цветовидения цветовидения у детей дошкольного возраста
Метод (от греч. metodos) означает путь познания; теория, учение. Метод обучения - это форма теоретического и практического освоения учебного материала, исходящего из задач образования, воспитания и развития личности воспитанника. Метод обучения - это способ деятельности, направленной на сообщение учебного материала и усвоение его детьми. Это одна сторона определения методов обучения. Средства - это компонент метода. Воспитатель, определяя основной метод обучения, которым он будет пользоваться на занятии, использует разнообразные средства для того, чтобы повысить его эффективность. Средство в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи.
Важными средствами развития цветовидения являются:
- экспериментирование, которое направлено на то, чтобы помочь ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете;
- проблемно-поисковые ситуации, которые направлены на усвоение некоторых свойств и признаков предмета;
- моделирование, в его основе лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком;
- обучение на занятиях и вне их;
- творческие упражнения.
Главное в методах обучения - реализация образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Метод, по существу, становится педагогическим тогда, когда определены место, значение и возможности каждого из компонентов реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения, Взаимосвязь сущности, принципов и методов обучения обеспечивает такое единство.
В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Она включает следующие методы обучения:
- информативно - рецептивный;
- репродуктивный;
- исследовательский;
- эвристический;
- метод проблемного изложения материала.
В информационно - рецептивный метод включаются следующие приемы: рассматривание; наблюдение; экскурсия; образец воспитателя; показ воспитателя.
Словесный метод включает в себя беседу; рассказ, искусствоведческий рассказ; использование образцов педагога; художественное слово.
Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора; работу на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии, и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют следующие методы: наглядные словесные практические. Это традиционная классификация.
Дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира и из сообщений, объяснений, рассказов взрослого, а также в непосредственной практической деятельности. Выделяются методы: наглядные, словесные, практические.
Наглядные методы, т.е. методы наблюдения, лежат в основе всей системы обучения цветовидению, так как наблюдение - средство познания окружающего мира. От того, насколько будет развито у детей умение наблюдать, устанавливать связь между цветом и его оттенками, выделять предметный и обусловленный цвет, зависит успех развития их способностей к световосприятию и, как следствие, развитие творческих способностей.
Использование натуры как метода рисования охватывает весь процесс изображения: первоначальный анализ цвета, сравнение полученного изображения с натурой, оценка результатов работы. Натура облегчает работу памяти, потому что процесс рисования совмещается с восприятием, помогает ребенку правильно понять и передать форму предмета, его строение. Воспитатель должен помочь детям: детально рассмотреть натуру, направляя процесс анализа. Рисование с натуры требует определенной культуры восприятия, развитого аналитического мышления. Дети старшего дошкольного возраста уже могут сравнивать и направлять свой рисунок в соответствии с натурой, подбирая и корректируя цвет в соответствии с необходимым.
Рассматривание детьми предметов, имеющих предметный цвет, способствует развитию аналитического мышления, цветовой памяти. Возможно рассматривание предмета и анализ цвета предмета в начале занятия, затем дети рисуют по памяти и к восприятию предмета больше не возвращаются.
Применение образца чаще используется в качестве приема обучения. Образец применяется как метод обучения в тех видах обучения цветовидению, где основной целью не является закрепление от впечатлений (от предмета, явления), а стоит задача по развитию отдельных моментов изобразительной деятельности (декоративная, конструкторская работа).
Репродукции картин применяются для уточнения представления детей об окружающей действительности, для пояснения средств и способов изображений. Рассматривание картин обеспечивает повторность восприятия, т.к. наблюдение окружающей действительности часто бывает кратковременным (животные, явления природы). Разглядывание картин поможет выделить характерное, главное в форме и цвете предметов и объектов изображения.
Программа детского сада устанавливает объем изобразительных умений и навыков, которыми должны овладеть дети в процессе обучения. Показ способов смешивания красок, способов накладывания цвета на лист бумаги является наглядно-действенным приемом, который учит детей осмыслено создавать нужный цвет на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом (накладывание цвета на бумагу) и показ приемов смешивания. Во всех случаях показ должен сопровождаться словесным пояснением. Эффективно повторение движения, которым воспитатель сопровождал при объяснении свои действия. Также повторение облегчает воспроизведение образовавшихся в сознании связей.
Возможен прием, когда воспитатель делает изображение вместе с ребенком, ведя его руку. Возможно использование этого приема при обучении смешивания красок, когда необходимо создание равномерного тона. Показ приемов работы необходим при объяснении новых технических приемов, но не при закреплении уже полученных навыков, т.к. частое использование показа приема работы ведет к потере самостоятельности, пассивности.
Развитие аналитического мышления, в результате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому, позволяет детям объективно оценить уровень своей и чужой работы. Детям старшего возраста предлагается проанализировать свои рисунки, сравнивая их с натурой, образцом. Это воспитывает у детей критическое отношение к своим и чужим рисункам.
Словесные методы обучения - это беседа в начале занятий; использование образцов художественной литературы на занятии и указания и пояснения воспитателя.
Цель беседы в начале занятия заключается в том, чтобы вызвать в памяти детей ранее воспринятые образцы и возбудить интерес к занятиям. Беседа должна быть краткой, но эмоциональной и содержательной. На занятиях по цветовидению необходимо обратить внимание ребенка на цветовой тон, на светлоту и насыщенность цвета, на сочетания цветов. Важно проследить за эмоциональной наполненностью цвета, возможно словесное описание, последовательность смешивания, накладывание красок на бумагу.
Выразительное чтение художественного произведения способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово может быть использовано для эмоциональной «подзарядки» ребенка.
С целью оживления в памяти детей ранее воспринятых образцов можно использовать повторение цвета - «белый-белый» - подчеркивает качество цвета. А в загадке «Хвост с яркими узорами, сапоги со шпорами» отмечаются яркость, контрастность цвета хвоста петуха.
Указания воспитателя обязательно сопровождают все наглядные приемы, но могут использоваться и как самостоятельный прием обучения. Обычно в начале занятия воспитатель дает указание в связи с разъяснением поставленной задачи. В сознании старших дошкольников слово вызывает воспоминание о нужном приеме и о том, какое действие надо произнести. После того, как все ребята приступили к работе, возможна индивидуальная работа с детьми.
Использование моментов игры относится к наглядно-действенным приемам обучения. Игровые моменты способствуют привлечению внимания ребенка, облегчают работу мышления и воображения. Организация в группах старших дошкольников «Клуба художников» или команд «Художники» и «Критики» позволяет в форме игры обсуждать темы для рисунков, проводить анализ работ, выставки и т.д.
Игровые упражнения ускоряют овладение умениями и навыками. Например, дети на прогулке через самодельные фотоаппараты «фотографируют пейзаж, а затем в группе «печатают фотографии». Игровые приемы впервые были предложены Е.А. Флериной, разработаны А.А. Волковой и Т.П. Казаковой, Г.Г. Григорьевой.
В процессе обучения дети овладевают навыками пользования различными материалами. Гуашь, акварель, цветные мелки, аппликация требуют разнообразных методов и приемов обучения, в том числе и практических.
Основной практический метод - это упражнения в освоении технических умений. При обучении цветовидению перед детьми необходимо поставить задачу, например, правильно подобрать цвет или подобрать как можно больше оттенков одного цвета и красиво залить им заданный контур [32].
Цветовое восприятие и представления о цвете, а также умение применять знания и практические навыки в использовании цвета и оттенков в продуктивных деятельностях могут формироваться в разнообразных дидактических играх и упражнениях.
Развить у детей интерес и внимание к цветовой грамоте помогут приемы коллажа на занятиях по цвету. Дети применяют разнообразные приемы в работе с красками: технику письма по сырому, многослойную живопись, раздельный мазок, примакивание, лессировку, рисование «от пятна». Чувство цвета может быть развито путем серии специально подобранных заданий. Задания требуют четкой организации иллюстративного материала, вдумчивого, творческого отношения со стороны воспитателя.
1. Ознакомление детей с основными цветами спектра. Цель - дать представление о цветах спектра, их названиях и порядке расположения.
2. Ознакомление с разнообразием цветовых оттенков. Цель - развитие представлений детей о богатстве и разнообразии цветовых оттенков, цветовой гаммы в целом.
3. Смешение красок. Цель - развитие у детей восприимчивости глаза к цвету, краскам и их оттенкам, формирование навыков смешения красок на палитре.
Воспитатель говорит детям, что богатство цветовых оттенков, которые они видят, можно передать в рисунке с помощью смешения различных красок. Воспитатель показывает иллюстрации с картин И. Левитана «Март», «Золотая осень», обращает внимание детей на то, как сложные цветовые сочетания красок, полученные художником путем смешения, создают настроение весны, золотой осени.
Работу с детьми по смешиванию красок на палитре следует начинать с показа как держать палитру. Педагог показывает, а дети повторяют его действия с палитрой. После этого дети приступают к смешиванию красок. Начинать смешение следует с ярких тонов - красный с белилами, оранжевый с белилами, синий с белилами и т. д., располагая красочные пятна смесей на палитре. Постепенно тона разбеливаются, становятся светлее. При этом важно соблюдать правило: в белила постепенно добавляют цветовой тон.
Конечно, сформировать у детей чувство цвета в полной мере в период дошкольного возраста невозможно, но заложить основы (развивать цветоразличение, умение подбирать и составлять цвета для передачи образов предметов и явлений, понимания красивых и непривлекательных сочетаний цветов и др.) необходимо и можно.
Таким образом, чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, понять значение цвета и использовать в своем изобразительном творчестве, необходимо систематично и последовательно знакомить детей с цветом предметов и явлений окружающей среды, формировать у них умение самим создавать нужные цветовые оттенки, ведь готовая краска часто не соответствует реальному цвету предмета или задуманному детьми, развивать чувство цвета, умение видеть красоту цветов и их сочетаний.