«Детское экспериментирование» – как метод познавательного развития дошкольников


HYPERLINK "file:///C:\\Users\\нина\\Desktop\\okr-mir\\15866-konsultaciya-eksperimentirovanie-v-pervoiy-mladsheiy-gruppe.html" Ломакина Т.А., воспитатель МБДОУ
детский сад №7 г. Мценск Орловской области
«Детское экспериментирование» – как метод познавательного развития дошкольников.
 
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными
В связи с этим в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования.
Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
•       Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
•       Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
•       Развивается речь.
•       Происходит накопление фонда умственных умений.
•       Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
•       Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В нашей группе  оборудован уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские  интересы.
Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
В содержание уголка входит: зона "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики.  Не все материалы находятся там одновременно.
Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, постоянно пополняем наш уголок.
Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даются нами от имени сказочных героев.
Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты  природы.
С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Какие предметы тонут? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др.
В первой младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные  издают разные звуки; и др.
Мы проводим следующие эксперименты: «Лепим пирожки» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить.  "С кем подружится Капелька" знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей. «Волшебные тени». Знакомим  с тем, что если светить на предмет, то появится тень. «Разноцветные льдинки». Даем представление о том, что лед это замороженная вода.