Из опыта работы «Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся


Тема опыта: «Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся»
Актуальность опыта
Основной задачей современного филологического образования в школе
является формирование и развитие языковой личности.
Задачу учителя русского языка и литературы вижу в такой организации
процесса обучения, который способствует развитию коммуникативной,
языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.
Анализ результатов государственной итоговой аттестации по русскому языку, мониторингов, конкурсных работ в нашей школе свидетельствует о недостаточном умении некоторых школьников работать с текстом и правильно выражать свои мысли, редактировать высказывания. Речь молодых людей стала неинтересной, словарный запас бедным, построение фраз порой вызывает изумление. Переписка в интернете – постоянное искажение слов, что прививает примитивное, бестактное отношение к языку. Поэтому проблема бережного отношения к слову стоит очень остро.
Можно выделить главное противоречие между общим снижением
уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной деятельности на практике.
Содержание опыта работы по теме «Текст на уроке русского языка как
средство интеллектуального и речевого развития учащихся» помогает
преодолеть вышеназванное противоречие.
Считаю, что текст в условиях классно-урочной системы, с одной
стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, сдругой стороны, должен предоставить необходимые факты и языковой
материал для создания собственного речевого высказывания (смысловаяинформация, структура и набор языковых средств).
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта – это использование текста как
основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения.
Все это происходит в диалоге «учитель – ученик» на основе принципов
сотрудничества и взаимного уважения и доверия, а также учения безпринуждения, основанного на достижении успеха.
В соответствии с принципами данной методики большое место науроках русского языка занимает работа с текстом, прежде всего имеющим
воспитывающе-познавательный характер, воздействующим на нравственно-
этические качества личности школьника, совершенствующим его знание об
окружающем мире, человеческих отношениях.
Процесс обучения и воспитания, направленный на развитие
инициативно-творческого мышления и индивидуальных способностей
школьников можно отобразить в такой цепочке: актуализация, создание
ситуации, проблема, идея, творческий процесс, творческий продукт, рефлексия, афиширование, самооценка, самокоррекция, новый творческий продукт.Ведь неуклонное улучшение речевых навыков, по словам советского психолога Льва Семёновича Выготского, «является в школьномвозрасте решающим моментом, определяющим всю судьбу умственногоразвития ребенка».
Длительность работы над опытом
Длительность работы над опытом в контексте заявленной
формулировки темы составляет четыре года (с 2011 года), но значительно
раньше я вводила в свои уроки элементы лингвистическогоанализа текста, «самодиктанты» по заученным текстам, практиковала
тематические речевые уроки, для развития коммуникативных умений и
навыков включала ситуативные упражнения и игры по культуре речи.
Замечено, что работа с текстом позволяет не только улучшить
правописные умения и навыки обучаемых, но и повысить их речевуюкультуру, воспитать чувство национального достоинства у носителей
русской речи.
Сравнение и анализ итогов деятельности показал положительные
результаты:
- рост количества учащихся, обучающихся на «4» и «5»;
- улучшение техники чтения и увеличение количества читающих детей;
- повышение интереса к изучаемым предметам;
- совершенствование речевого развития учащихся.
Необходимо было продолжить работу над развитием речи, уделив
внимание работе с текстом как средству интеллектуального, духовно-нравственного и речевого развития учащихся.
Переход на федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения потребовал корректировки содержания опыта, календарно-тематического планирования, поурочного планирования в соответствие с актуализацией личностно-ориентированного, деятельностного и компетентного подходов к определению целей, содержания и методики обучения русскому языку.
Диапазон опыта
Представленный опыт охватывает единую систему «урок - внекласснаяработа» с 5 по 11 классы.
Диапазон опыта широк и вариативно разнообразен. Данный подход вработе с текстом
- применим как на отдельно взятом уроке русского языка или его части,
так и в системе уроков,
- необходим на уроках в средних и старших классах;
- уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе,
- с успехом может использоваться учителями начальной школы сучетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.
Такой подход в работе с текстом наблюдается и на моём уроке «Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка». Он применим, уместен, он необходим.
Технология опыта
Определение цели обучения
Целью педагогической деятельности по данной технологии является
интеллектуальное и речевое развитие учащихся, формирование навыков
общения, повышение качества знаний учащихся на основе работы с текстом.
Путь к этой цели – практическое пользование языком.
Постановка задач, способствующих достижению данной цели
Формирование речевых умений и навыков составляют основу
следующих видов компетенций:
- лингвистическую компетенцию, т.е. умение проводить элементарныйлингвистический анализ языковых явлений;
- языковую компетенцию, т. е. практическое владение родным языком,
его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;
- коммуникативную компетенцию, т.е. умение воспринимать чужую
речь и создавать собственные высказывания;
- интеллектуальную компетентность, т.е. умение осуществлять анализ,
синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.
Каковы же задачи педагогической деятельности, это:
1. Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом,
способствующих развитию речи учащихся.
2. Подбор тематического текстового материала, разработка способов
практической работы с текстом, направленной на развитие навыков
анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых
единиц.
3. Вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их
творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическомотношении детей.
Решение этих задач осуществляется в процессе формирования
интеллектуальной и речевой культуры.
Описание средств достижения цели (методов и форм организацииработы)
Развитию интеллектуальных способностей личности способствует
использование элементов современных образовательных технологий:
технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения,
технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых
технологий, информационных технологий.
Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии споставленными целями и задачами
Цели обучения русскому языку определяются и через формирование
коммуникативной компетенции, это:
- понимать читаемый текст,
- определять тему и основную мысль текста,
- формулировать основную мысль своего высказывания, развивать
высказанную мысль,
- аргументировать свою точку зрения,
- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая
последовательность и связность изложения,
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и
выразительность речи,
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе
орфографические и пунктуационные.
Существует множество разных видов деятельности с текстом, где учащиеся учатся реализовать свои способности и возможности на интеллектуальном, речевом, духовно-нравственном уровне. С некоторыми видами -
анализ и сравнение двух текстов, создание текстов-миниатюр - мы познакомимся на моём уроке. Такой приём работы – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.
Результативность опыта
Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь
определенных результатов:
- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация
изучения русского языка и литературы;
- более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и
навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению
учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
- обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться
реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах. Например, в прошлом году трое моих учеников были победителями и призёрами муниципального тура олимпиад, то в этом учебном году их стало семь.
Результаты успеваемости учащихся за последние три года
В заключении своего выступления, опираясь на высказывания известных учёных-филологов, хочу сказать, предметом изучения филологии является « весь человеческий мир, но мир организованный, увиденный через текст» (С. С. Аверинцев), поэтому важнейшей характеристикой уроков работы с текстом является сориентированность на текст, на раскрытие «того духовного мира, который скрывается за словами» (Л.В.Щерба).