ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

В каждом маленьком ребенке-
И мальчишке, и девчонке
Есть по двести грамм взрывчатки
Или даже полкило.
Должен он бежать и прыгать,
Все хватать, ногами дрыгать,
А иначе он взорвется,
Трах-бабах и нет его.
Каждый новенький ребенок
Вылезает из пеленок,
И теряется повсюду,
И находится везде.
Он ужасно огорчится,
Если что-нибудь случится,
Если что-нибудь случится
В целом мире без него.
Стихи этой замечательной песенки как нельзя лучше отражают деятельность наших любимых детей. Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как направить их в мирное русло? Как ответить на многие «почему»?
-Почему в дырках ничего нет?
-Отчего ветер дует?
-Почему предметы падают вниз?
Эти ставшие уже классическими вопросы так же как и тысячи других, дети задают взрослым во все времена.
Как удовлетворить детское любопытство, причем сделать это не формально, а объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума, подтолкнуть ребенка к познанию мира и развитию творческого
начала?
Все, что вам нужно, находится у вас под рукой: вода, земля, песок, воздух, солнце, растения, а также: пипетка, веревка, банки, миски, воронки, свечи, пластиковые бутылки (запасите их побольше), пузырьки из-под лекарств, авторучки без стержня, использованные стержни, гвозди, доски, бумага, старые обои, старые ключи, гайки, карандаши, спичечные коробки, будильник, веер (его можно сделать самим), шарик для пинг-понга, пластилин, вешалки-плечики, линейка, картон, скотч, носовой платок, краски, нитки. Эти предметы есть в каждом доме, главное - ничего не выбрасывать, а вдруг пригодится. Еще вам понадобится много воздушных шариков.
А теперь хотим дать вам один очень важный совет: не торопитесь давать ребенку готовые ответы, предоставьте ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок сразу сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите даже после того, как вы убедитесь, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить, задавайте ему наводящие вопросы, подводите его к тому, что-бы «открытие» сделал он сам.
Помните известное китайское изречение:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я ЗНАЮ.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним.
Так экспериментирование служит средством развития познавательных процессов, формирования и развития интереса к явлениям природы – живой и неживой, к чудесам, скрывающимся в самых обычных предметах – песке, воде, воздушном шарике и т.д.
Игры – экспериментирования с водой, песком, снегом, камешками и др. способствуют сенсорному развитию детей, расширению и углублению представлений о свойствах и качествах природных материалов. Дети узнают, что играть лучше с влажным песком, а сухой рассыпается; что вода льётся, проливается; в воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают; лёд скользкий, холодный и многое другое.
В дошкольном возрасте интенсивно развиваются сенсорные способности: ребёнок осваивает обследовательские действия и сенсорные эталоны. Именно они ведут к образованию точных и полных представлений. Успешно осваивается сравнение (по признакам различия и сходства), на основе чего осуществляется различие объектов и их первоначальное обобщение по единичным ярким признакам; дети осваивают частичные локальные связи (например: если взять в руки снег, он превращается в воду.) Необходимо стимулировать освоение новых способов познания, развивать символическую функцию познания.
В дошкольном возрасте, при обследовании предметов, необходимо задействовать как можно больше анализаторов (осязание, обоняние, зрение, слух - рассматриваем, нюхаем, трогаем, слушаем звуки). Организуя игры, родители побуждают детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Игры доставляют детям радость, в играх дети приобретают опыт поисковых практикующих действий и установления частных причинно – следственных связей.
Наградой за ваши труды будет развитие наблюдательности и пытливости ума вашего ребенка, его стремление к познанию мира, развитие всех его познавательных способностей, умения изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях. Именно нам, родителям, предоставляется уникальная возможность создавать творческую личность!