Обобщение опыта работы по теме: Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментирование


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 комбинированного вида» пгтЖешартОбобщение опыта работы
«Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».
Составила: Земская Е. В.
Земская Е. В.
Обобщение опыта работы «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».
Актуальность.
Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность. Дети познают мир через собственные ощущения. Ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети учатся выдвигать гипотезы, строить предположения, формулировать выводы. Что помогает в обогащении и развитии речи. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, воспитание у детей таких качеств, как уверенность в себе, коммуникабельность.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Соответствие современным требованиям дошкольного образования, Федеральному государственному стандарту дошкольного образования.
Содержание Программы, основой для которой является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, охватывает определенные направления развития и образования детей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Содержание указанных образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности: в общении, игре, а также в познавательно-исследовательской деятельности.
Требования нового стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. В стандарте выделены следующие целевые ориентиры:
«Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.;
способен выбирать род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
склонен наблюдать, экспериментировать».
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Детей дошкольного возраста называют «почемучками», так как познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. Как раз экспериментирование даёт возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Проведя диагностику, увидела, что воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы), анализировать, сравнивать, группировать. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо. По результатам диагностики я сделала вывод о необходимости работы по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность. Так как экспериментирование – это один из самых эффективных способов, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Несложные опыты с воздухом, водой, песком, вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит!
Учитывая практическую значимость метода экспериментирования для всестороннего развития ребенка, в своей работе поставила перед собой следующие цели и задачи.
Цель: развитие любознательности и стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
создать в группе необходимые условия для удовлетворения любознательности детей, их стремления к эксперименту, желания самостоятельно находить решения в проблемной ситуации;
формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;
обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи;
обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить предположения, искать ответы на вопросы и делать простейшие выводы, анализируя результат экспериментальной деятельности.
Свою деятельность в данном направлении я начала с изучения методической литературы по экспериментированию. Разработала перспективный план работы с детьми на основе основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (Приложение 1)
Для решения поставленных целей и задач вместе с родителями была создана предметно-развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность, помогает развитию поисковой активности детей. Оборудовали уголок для экспериментирования, в который поместили:
прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма, мерные ложки, сита и воронки, формы для изготовления льда, пипетки, трубочки,
гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа и т.п.)бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки) и т.п.лупы;
контейнеры с песком и водой;
рулетка, линейка, треугольник;
часы песочные;
бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
При выборе темы следую в соответствии с принципом от простого к сложному. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его. А также она должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
В условиях детского сада я стараюсь использовать только элементарные опыты и эксперименты.
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
постановка проблемы;
поиск путей решения проблемы;
проверка предположений;
обсуждение увиденных полученных результатов;
формулировка выводов.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. Для организации и поддержания интереса к экспериментированию использую чтение с детьми научно-познавательной литературы о различных природных явлениях, стихи, рассказы, сказки, потешки, загадки.
Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:
• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
• тайна, сюрприз;
• мотив помощи;
• познавательный момент (почему так);
• ситуация выбора.
Дети активно участвуют в предложенных опытах и экспериментах, во время которых выясняем, что вода – жидкость, она льётся, разливается, капает. Вода не имеет формы, у неё нет запаха и вкуса, она бесцветная (Приложение 2). Но чтобы всё это узнать, мы должны были познакомиться с водой. Что мы и сделали на занятии «Давайте познакомимся» (Приложение 3).
Кроме того мы выяснили, что не все вещества растворяются в воде, а ещё воду можно окрасить (Приложение 4). Удивительно было наблюдать, как картофелина в одном стакане с водой утонула, а в другом плавала. Пришлось раскрыть детям секрет о способности солёной воды удерживать на плаву некоторые предметы. Дети сразу вспомнили, как плавали на море. Не менее увлекательным стало испытание для такого всем знакомого предмета как бумага (Приложение 5). Дети любят экспериментировать с водой и с удовольствием проводят испытания на «плавучесть» разных игрушек из разного материала (Приложение 6). Экспериментируя и играя с водой, дети сами предложили добавить её в песок и к своему удивлению получили лужу. Удивительный песок заинтересовал детей (Приложение 7). Мы выяснили, что свойства песка зависят от наличия воды. Часто с прогулки дети заносили в группу камни, рассматривали их. Они очень обрадовались, когда к ним в гости прилетела ворона Каркуша с целым ведёрком камней (Приложение8).
Одной из форм экспериментальной деятельности является наблюдение. Мы наблюдали за дождём, росой, туманом, снегопадом, за инеем, как в луже отражаются предметы. Кидали снег в лужу и он у нас на глазах таял, а через день вместо лужи обнаружили лёд. Нам было очень интересно подбрасывать вверх снег, он рассыпался. За морозом началась оттепель, и снег стал послушным, из него можно было лепить всё, что душе угодно. Возникла идея занести снег в группу. Было интересно наблюдать за его превращениями. Дети очень расстроились, когда увидели, что снег превратился в грязную воду. Зато теперь они наглядно увидели, что снег нельзя есть. Для родителей приготовила информацию по экспериментированию дома (Приложение 9).
На основании проведенной работы я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников. Отмечается положительная динамика овладения детьми знаниями и экспериментальной деятельностью, дети самостоятельно проводят некоторые эксперименты. А так же появилось стремление экспериментировать дома, используя приобретённые знания и умения, что отмечают многие родители.
Следовательно, могу сделать вывод, что детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
ПРИЛОЖЕНИЕ1Перспективный план
по экспериментальной деятельности в средней группе.
Воспитатель: Земская Е. В.
№ Название цель
Сентябрь
1. "Радуга" Продемонстрировать простейший эксперимент, развивать мышление, умение анализировать.
2. "Мыльные пузыри" Восприятие величины, умение сравнивать; тактильные ощущения; речевое дыхание, эмоциональное восприятие.
Октябрь
3. "Волшебная вода" Учить смешивать подкрашенную воду и получать разнообразные "волшебные" цвета и оттенки.
4. "Цветные капельки" Учить наблюдать за "путешествием" капельки.
Ноябрь
5. "Откуда берется дождь?" Обратить внимание детей на интересные явления, провести простейший эксперимент, развивать мышление.
6. "Танец горошин" Познакомить с понятием "сила движения", развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.
7. "В мире бумаги" Познакомить с разными видами бумаги, её качествами и свойствами.
Учить устанавливать связи между материалом и способами его использования.
Декабрь
8. "Тонет - не тонет" Провести испытание на "плавучесть" разных игрушек из разного материала.
9. "Освобождение из плена" Наблюдение за разными способами размораживания.
Январь
10. "Узнай всё о себе, воздушный шарик!" Познакомить с резиной, её качествами и свойствами.
11. "Ледяные узоры" Развивать наблюдательность, продемонстрировать простейший эксперимент.
Февраль
12. "Этот удивительный песок!" Познакомить детей со свойствами и использованием песка.
13. "Вода бывает теплой, холодной, горячей" Дать понять, что в водоемах вода бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные.
Март
14. "Поиск воздуха" Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.
15. "В мире пластмассы" Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, лёгкая, цветная).
Апрель
16. "Подводная лодка из винограда" Показать, как всплывает и поднимается подводная лодка, рыба
17. "Что любят растения" Помочь установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.
Май
18. "Черное и белое" Познакомить с влиянием солнечных лучей на черный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.
19. "Солнечные зайчики" Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются, развивать смекалку, любознательность.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конспект занятия «Какая бывает вода?» средняя группа.
Составила: Земская Е. В.
Цель:формирование представлений о воде.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами воды: прозрачная, безвкусная, не имеет запаха, не имеет формы;
- уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к воде;
- воспитывать умение работать в группе, договариваться с партнером.
Оборудование:
- карточки в виде капелек воды с заданием в ведёрке
- глобус
- прозрачные пластиковые стаканы
- различные емкости для воды
- стакан молока
- нарисованные рыбки
- обручи
- баночки с цветными крышками для фокуса
- чайные ложечки
Ход занятия:
Воспитатель: Что за странное ведро тут стоит у нас давно?
Обращаю внимание детей, что на столе появилось ведерко с карточками в виде капелек.
Воспитатель: На карточках-капельках написаны задания, которые нужно отгадать и мы узнаем, кто к нам придет в гости, и познакомимся с ним.
Дети достают из ведерка карточки-капельки.
Воспитатель читает задание.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода)
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
(Вода)
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
(Вода)
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
(Вода)
Воспитатель: О чем мы сегодня с вами будем говорить?
Дети: О воде.
Воспитатель: Правильно! Сегодня к нам в гости придет волшебница – Вода!
Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужна вода?
Дети: Пить, мыть руки, готовить пищу и т.д.
Воспитатель: Наша планета Земля – огромный шар, который летает в космосе вокруг Солнца. А вот это – глобус. Глобус – это модель Земли. А какого цвета на глобусе больше?
Дети: Синего.
Воспитатель: А что обозначено на глобусе синем цветом?
Дети: Вода!
Воспитатель: Да, синим цветом на глобусе обозначают реки, озёра, моря, океаны, всё то, где есть вода. Вода одно из самых удивительных веществ на планете. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми свойствами воды. Для этого мы будем проводить опыты.
Опыт №1
Воспитатель. Перед вами стакан с водой и пустой стакан. Перелейте воду из одного стакана в другой. Что можете сказать?
Дети. Вода льется.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что она жидкая.
Воспитатель. Поскольку вода жидкая, а не твердая и может течь её называют жидкостью.
Опыт №2
Воспитатель. У вас в стакане есть вода, попробуйте её. Какой вкус у воды?
Ответы детей.
Воспитатель. На столе у вас есть сахар, соль, варенье, положите в свой стакан чего хотите и попробуйте. Какой вкус приобрела вода?
Ответы детей.
Воспитатель. Вода безвкусная, но приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.
Опыт №3.
Воспитатель. Чем пахнет вода?
Дети нюхают воду.
Воспитатель. А теперь понюхайте мою воду для сравнения (в воду добавляю дольку лимона).
Ответы детей.
Воспитатель. Вода не пахнет и не имеет запаха, но принимает запах того вещества, которое положили в воду.
Физкультминутка: «Капельки и тучки».
На полу разложены обручи – на один меньше чем детей. Это тучки. Все дети капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе, как только музыка остановилась, каждая капелька должна занять любую тучку. Капелька, которой не хватило тучки, испарилась.
Воспитатель: А теперь мы воспользуемся разными сосудами, которые стоят на нашем столе. Посмотрите, какие они?
Дети: Они разной формы.
Воспитатель: Правильно! Давайте нальем воды в эти сосуды, и посмотрим, что происходит с водой. Вода принимает форму того сосуда, в который её наливают. Сделаем вывод, что вода не имеет формы.
Опыт №4
Воспитатель. На столе стоят два стакана один с водой, другой с молоком. Опускаем одну ложку в стакан с водой, а другую в стакан с молоком. Что вы заметили?
Дети: В стакане с молоком ложку не видно, а в стакане с водой она видна.
Воспитатель. Это одно из свойств воды – прозрачность.
Воспитатель. А вы знаете, что вода может окрашиваться в различные цвета. Хотите узнать как?
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда я сейчас покажу вам фокус. Раз - два – три, ребята, похлопайте в ладошки, и я превращусь в фокусника.
Я для вас приготовила волшебные баночки и если сказать волшебные слова, вода в баночках окрасится. Попробуем?
Повторяйте за мной заклинание:
Ты вода – водица
Друг ты мой студеный
Стань, вода водица
Не простой – зеленой, красной, желтой, синей.
Фокус с водой
Три банки наполненные водой. Банки с закручивающими крышками, вода наливается не до самого верха банки. Внутренняя сторона каждой крышки покрашена акварельной краской зеленой, красной, желтой, синей.
После произнесения волшебных слов, фокусник берет одну банку и показывает её детям, выясняется, что в банке находится обыкновенная вода. После волшебных слов вода изменяет свой цвет. Произносится текст, банку надо встряхнуть и вода коснется крышки, акварель на внутренней стороне крышки растворяется и окрашивает воду в нужный цвет.
Вода окрашивается в цвет того вещества которое положено в воду (чай, кофе, компот).
Воспитатель. Сегодня вы узнали много интересного о волшебнице воде. Что вы расскажете маме о воде, какая она?
Дети. Вода – это прозрачная жидкость, не имеющая запаха, вкуса и не имеет собственной формы.
Воспитатель: А как вы думаете, кто живет в воде?
Дети: Рыбы.
Воспитатель: За хорошую работу предлагаю раскрасить рыбок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Конспект занятия о воде «Давайте познакомимся!», средняя группа.
Составила: Земская Е. В.
Цель: формирование представлений о воде.
Задачи:
познакомить со свойствами воды (текучесть, не имеет формы)
познакомить детей с использованием воды;
развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
воспитывать у детей интерес к изучению воды, бережное отношение к ней.
Оборудование: игрушка Капелька, тучка, бумажные капельки; картинки с изображением реки, озера, ручья, моря, лужи, болота; тарелочки; лупы; пипетка; стакан, банка и другие ёмкости для воды; тазик с водой; губки; иллюстрации кому нужна вода.Ход занятия.
Настрой на занятие: Раз, два, три, четыре, пять –
надо дружно помолчать.
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Пушистая вата
Плывёт куда-то
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Тучка)
Воспитатель: Посмотрите, и у нас тучка. Сначала было облачко, потом оно росло-росло и превратилось в тучку. А из тучки пошёл…
Дети: Дождик.
Воспитатель: А как дождик идёт?
Ответы детей.
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Дождик, дождик кап, да кап (стучим пальцем правой руки по ладошке левой)
Ты не капай больше так (пальцем левой руки по ладони правой)
Хватит землю поливать (грозим указательным пальцем)
Нам пора идти гулять! (пальцами имитируем шаги)
Воспитатель: Что же падает из тучки на дома и к нам на ручки?
Дети: Капли.
Воспитатель: Кто же это из нашей тучки выпрыгнул?
Воспитатель незаметно достаёт самодельную игрушку в виде капли.
Дети: Капелька!
Воспитатель говорит от Капельки: Здравствуйте, ребята!
Я водяная капелька,
Я очень вам нужна:
Покапаю, покапаю –
Получится вода.
Воспитатель: А как тебя зовут? ( Капелька.)
Воспитатель: Ребята, представьтесь Капельке. Капелька, а как ты оказалась у нас?
Капелька: Я летела со своими сестричками в тучке над садиком и услышала, что и в садике живут мои сестрички. Мне очень захотелось с ними встретиться.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Капельке встретиться с сестричками. Где они могут жить у нас в группе?
Дети: В умывальнике.
Воспитатель: А откуда берётся вода в умывальнике?
Ответы детей.
Воспитатель: Вода из речки по трубам водопровода попала к нам в садик. Её надо беречь.
А ещё где в группе есть вода?
Дети: В мойке у Светланы Петровны. Она моет посуду. В чайнике, в лейке.
Капелька: Ребята, а что вы знаете о воде? Где ещё она может находиться?
Ответы детей.

Дети рассматривают картинки с изображением реки, озера, ручья, моря, лужи, болота.
Капелька: А вы знаете для кого и для чего нужна вода?
Ответы детей. Дети выбирают картинки, подтверждающие ответы.
Воспитатель: Молодцы! Без воды нам не обойтись, без неё всё живое на земле погибнет.
Капелька: Я хочу вас поближе познакомить со своими сёстрами.
Воспитатель: У нас есть лупы. Они помогут нам рассмотреть сестричек у Капельки.

Дети рассматривают каплю воды через лупу.
Воспитатель: Какая капелька воды?
Ответы детей.
Воспитатель: А сколько таких капель может поместиться в стакане?
Дети: Много.
Переливаю из стакана в банку и случайно разливаю на стол так, чтобы вода потекла.
Воспитатель: Что происходит с водой?
Ответы детей.
Капелька: Да, вода течёт, она текуча. А почему? Кто знает?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Вода – это жидкость.
А теперь я перелью воду из банки в вазу, затем в колбу… дети помогают переливать воду в разные ёмкости. Выясняем, что вода принимает форму того сосуда, в который её наливают, значит, вода не имеет своей формы.
Физкультминутка.
Дождь покапал и прошёл (стучим пальчиками по столу)
Солнце в полном свете (круговые движения рук)
Это очень хорошо (хлопаем в ладоши)
И большим и детям!
Воспитатель: Расскажите Капельке, что вы сегодня узнали о воде.
Дети: Вода – это жидкость, она течёт, разливается, и у неё нет формы. Вода нужна всему живому.
Капелька: Какие вы молодцы! Я предлагаю вам поиграть с водой.

Воспитатель даёт детям губки, наливает в тазик воды, дети создают капель с помощью губок.
Воспитатель: Что вам понравилось? Что вызвало затруднения? Что вы узнали?
Ответы детей.
Капелька: Можно мне к вам ещё в гости прийти?
Ответы детей.
Капелька прощается с детьми.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Волшебная вода.
Цель: Учить смешивать подкрашенную воду и получать разнообразные "волшебные" цвета и оттенки.
Материал: Баночки с водой, гуашь.
Ход опыта:
Воспитатель читает четверостишие:
Краски, словно радуга,
Красотой своей детей радуют.
Оранжевые, желтые, красные,
Синие, зеленые - разные.
Воспитатель в баночку добавляет немного красной краски.
- Что происходит?
В другую баночку добавляет немного синей краски, размешивает.
- Что происходит?
Дети под руководством воспитателя смешивают воду из двух баночек.
- Что происходит? ( При соединении синей и красной краски вода стала коричневая и т. д.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Конспект занятия с детьми средней группы «В мире бумаги».
Составила: Земская Е. В.
Цель: формирование представлений о бумаге.
Задачи:
уточнить и расширить представления детей о бумаге, разных ее видах;
познакомить со свойствами бумаги (мнётся, рвётся, намокает и расползается);
формировать представление детей об использовании бумаги человеком;
развивать умения устанавливать причинно-следственные связи в процессе исследования бумаги;
воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность
Оборудование: сундучок, листы бумаги 15х15 разных видов (писчая бумага, салфетка, цветная бумага, цветной и белый картон). Емкость с водой, салфетки.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
А сейчас повернитесь друг к другу и подарите свои улыбки друзьям.
Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла вот такой чудесный сундучок.
Определите, из чего он сделан?
Дети рассматривают сундучок и высказывают свои предположения.
Воспитатель: А что в нем лежит нам подскажет загадка:
Я белая как снег,
Дружу с карандашом.
Где он пробегает,
Там след свой оставляет.
Отгадывают загадку (Бумага).
Воспитатель: Правильно, ребята, это бумага. Как догадались?
Ответы детей.
Воспитатель: В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой?
Где применяют бумагу?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, бумагу используют по-разному: на ней рисуют, пишут, из неё делают поделки, делают книги, журналы.
А мы с вами в группе используем бумагу? Если используем, то какую бумагу, как и где?
Ответы детей.
Находим в группе применение бумаги.
Воспитатель: Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. То есть дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные.
Физкультминутка «Скачет шустрая синица».
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево – вправо)
И с дорожки — на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири-тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Исследовательская деятельность.
Воспитатель: А прочная ли бумага? Как проверить?
Я хочу предложить вам испытать бумагу.
Посмотрите, у вас на столах лежат конверты разного цвета. Возьмите жёлтый конверт и посмотрите, что там лежит.
Опыт № 1.
Воспитатель: Сейчас проверим, мнётся бумага или нет. Достаём бумагу из конверта и мнём её.
Дети мнут бумагу.
Воспитатель: У всех бумага смялась? Всю бумагу было легко мять?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, почему одну бумагу смять легко, а другую трудно?
Дети рассуждают, почему не вся бумага мнется одинаково, строят различные предположения.
Воспитатель: Вот видите ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она крепче.
Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага мнется».
Опыт № 2.
Воспитатель: А теперь проверим, рвётся ли бумага. Достаньте листы из красного конверта. Рвём листы бумаги по очереди.
Дети рвут бумагу.
Воспитатель: Вся бумага порвалась? Какую бумагу трудно было рвать? Почему?
Дети рассуждают, почему не вся бумага рвется одинаково, строят различные предположения.
Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага рвется».
Опыт № 3.
Воспитатель: Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.
Положите листочки в воду.
Дети опускают бумагу в воду.
Воспитатель: Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?
Дети рассуждают, почему не вся бумага намокает одинаково, строят различные предположения.
Воспитатель: Толстая бумага – картон тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени. А салфетка начинает расползаться.
Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага намокает и расползается».
Воспитатель: Ребята, что интересного узнали о бумаге? Что вам понравилось больше всего?
Ответы детей с опорой на значки.
Воспитатель: В следующий раз мы узнаем и о других свойствах бумаги.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Тонет - не тонет.
Цель: Провести испытания на "плавучесть" разных игрушек из разного материала.
Материал: Кубики пластмассовый и деревянный, машинка железная, шар деревянный, емкость с водой.
Ход опыта:
Воспитатель по очереди опускает в воду разные игрушки, дети наблюдают, что деревянные и пластмассовые не тонут, а железные опускаются на дно емкости.
- Игрушки вылавливают одной рукой, ситом, сочком, стаканчиком.
- Бросить в воду поролоновые губки: одну сухую, а другую мокрую.
- Что заметили?
Затем можно свободу выбора предмета представить детям, с последующим объяснением результатов эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Конспект занятия «Этот удивительный песок», средняя группа.
Составила: Земская Е. В.
Цель: формирование представлений о песке как объекте неживой природы.
Задачи:
познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
воспитывать у детей интерес к изучению природы, бережное отношение к ней.
Материал: баночки с песком, баночки с водой, ложечки, карандаши, лупы, штатив с воронкой, пластмассовые тарелочки, лупы, фен.Ход занятия:
Сюрпризный момент: «Волшебный мешочек», предлагается детям засунуть в него руку и на ощупь определить, что там находится. Выслушиваются предположения. Ответы детей: сахар, мука, песок, соль и т.д.
Воспитатель: А теперь ребята давайте посмотрим, что же там находится, кто из вас угадал, что в мешочке.
Дети: В мешочке песок.
Воспитатель: Как выдумаете, о чём сегодня будем говорить? Песок – это живая природа или неживая?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, сегодня мы будем исследовать песок. С чего начнём?
Дети предлагают рассмотреть песок, потрогать.
Воспитатель: Приступим к исследованию песка.
Опыт № 1.
 Что такое песок, из чего он состоит? Обследовать сухой песок пальцами; насыпать его на пластину.
Возьмём лупу и внимательно рассмотрим, из чего состоит песок?
Дети: Состоит из зёрнышек, песчинок, частичек.
Воспитатель: Как они выглядят?
Дети: Они маленькие, круглые, белые, жёлтые, прозрачные.
Воспитатель: Похожи ли они одна на другую? Чем похожи? Чем отличаются?
(Ответы детей)
Воспитатель: В песке каждая песчинка лежит отдельно, она  не прилипает к своим «соседям».
Вывод: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, имеют разную окраску, форму, размеры. На ощупь песок шершавый.
Опыт № 2.
Воспитатель: Давайте проведём ещё один опыт. Я насыплю песок в банку и создам в банке игрушечный ветер (феном). Что происходит с песчинками?
Дети: Они разлетелись, легко двигаются.
Воспитатель: А теперь я налью немного воды, смочу песок  и опять создам ветер. Песчинки разлетаются?
Дети: Нет.
Воспитатель: Вывод: Сухие песчинки легко разлетаются, «убегают» от ветра.
Воспитатель: Попробуем пересыпать песок из одной банки в другую, опустить в банку с сухим песком карандаш, поводить карандашом в разных направлениях.
Что можем сказать про песок?
Дети: Он пересыпается, рыхлый.
Вывод: Песок сыпучий, рассыпчатый, рыхлый.
Опыт № 3.
Воспитатель: А теперь я налью немного воды, смочу песок  и опять создам ветер. Песчинки сдуваются?
Дети: Нет. Песчинки как будто склеились.
Воспитатель: Что можно делать с мокрым песком?
Дети: Из него можно лепить.
Воспитатель: Какое своё свойство теряет песок, если его смочить водой?
Дети: Он перестаёт быть сыпучим.
Вывод: Сухой песок сыпучий, а мокрый перестаёт быть сыпучим.
Физкультминутка
Это лёгкая забава —Повороты влево - вправо.Нам известно всем давно —Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)Приседаем быстро, ловко.Здесь видна уже сноровка.Чтобы мышцы развивать,Надо много приседать. (Приседания.)А теперь ходьба на месте,Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: Отдохнули, ну а теперь и продолжаем исследовать песок.
Опыт № 4.
Воспитатель: В баночку с водой опускаем горсть сухого песка, размешиваем его. Что наблюдаем?
Вывод: Песок не растворяется в воде, он тяжелый, опускается вниз.
Опыт № 5.
В воронку с песком наливаем воду, вода проходит через песок, надо отметить, что некоторое время вода держится на поверхности, затем она постепенно уходит вглубь. Если же воду налить во влажный песок, то вода просочится гораздо быстрее, т.к воздуха между частичками песка нет. При попадании воды в песок он начинает менять свои свойства: плотный, вязкий, более темный, может приобрести форму.
Вывод: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды. Сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой.
Воспитатель: Ребята,  сегодня, «наш герой» – это песок. А где можно его встретить?
Ответы детей.
Воспитатель: Где человек использует песок?
Ответы детей.
Воспитатель: Песок – это полезное ископаемое, песок применяется в строительстве, для изготовления бетона, цементного раствора, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, в медицине, когда нужно что-то погреть, для игр, песком можно рисовать.
Подведение итога.
Воспитатель: Давайте сделаем выводы. Что мы сегодня исследовали? (песок)
Что такое песок? (Песок-это полезное ископаемое, состоит песок из мелких частичек, которые имеют разную форму, окраску, размер.) Какими свойствами обладает песок? (Сыпучий, рыхлый, рассыпчатый, может пропускать воду, изменяет свои свойства под воздействием воды.)
Где применяется песок? (в строительстве, для изготовления бетона, цемента, для изготовления стекла,  при тушении пожара, в гололед, в медицине, когда нужно что-то погреть, для игр, песком можно рисовать).
Как мы исследовали песок, с помощью чего (ставили опыты, исследовали при помощи специального оборудования).
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
«Камешки»
Составила: Земская Е. В.
Цель: формирование представлений о камнях как объектах неживой природы.
Задачи:
познакомить детей со свойствами камня: тяжелый, легкий; большой, маленький; камни твердые, прочные.
познакомить с применением камней в жизни человека.
развивать познавательный интерес к объектам неживой природы. воспитывать эмоционально-положительное отношение к своей познавательной деятельности.
Предварительная работа:
Рассматривание камней на улице.
Оборудование. Игрушка - ворона Каркуша, ведерко, камешки разной величины, клеенка или большой лист картона, стакан с водой, губки, ёмкость с водой, салфетка.
Ход занятия
Дети с воспитателем стоят в кругу.
Воспитатель.
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете (разводят руками)
«Доброе утро! Скажут все дети» (берутся за руки)
(За дверью раздается карканье Каркуши)
Воспитатель. Ребята, вы слышите? Кажется, за дверью кто-то есть. Сейчас пойду и посмотрю.
(Воспитатель выходит за дверь и заходит с игрушечной вороной)
Воспитатель.
Что за гость пришел сюда?
Отгадайте вы друзья.
(воспитатель загадывает загадку)
Птица черная кружится,
Кар, кар! – кричит и веселится
Всем известная персона
А зовут ее…
Дети. Ворона.
Ворона (за нее говорит воспитатель)
Отгадали, это я!
Рада встречи, детвора.
Воспитатель. А как тебя зовут?
Ворона. Каркуша.
Воспитатель. Каркуша, какие новости ты принесла на своем хвосте?
Каркуша.
Я летала за морями,
За высокими горами,
Набрала там камней
Для маленьких детей.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, сколько камешков в ведерке?
Дети. Много.
Воспитатель. Каркуша, покажи нам, какие камешки ты набрала.
Каркуша. Сейчас покажу.
(Воспитатель вместе с детьми садятся за общий стол и высыпает камешки на картон)
Воспитатель. Дети, а камешки у Каркуши одинаковые?
Ребенок. Нет, разные.
Каркуша. Ой, и правда все камни разные. А мне бы их разделить на большие и маленькие.
Воспитатель. Каркуша, не переживай, ребята сейчас их быстро рассортируют по размеру. Мальчики возьмут по одному большому камню, а девочки по одному маленькому.
Дети разбирают камни.
Воспитатель. Молодцы, ребята. А теперь подумайте, какой камешек будет тяжелее: большой или маленький?
Дети. Большой камень тяжелее.
Воспитатель. Видишь, Каркуша, большой камешек, он тяжелый. А маленький?
Дети. Маленький легче большого.
Воспитатель. А как проверить?
Ответы детей.
Воспитатель. Можно взвесить на весах, а можно в одну руку положить большой камень, а в другую – маленький и сравнить. Сейчас мы с вами и попробуем сравнить камни по весу.
Дети. Маленький камень легче.
Воспитатель. Какие камни на ощупь? Ребята, в одну руку возьмите камешек в ладошку, а в другую руку я дам вам губку. Крепко их сожмите. Камешек сжимается?
Дети. Нет
Воспитатель. А губка?
Дети. Сжимается.
Воспитатель. А почему камешек не сжимается?
Дети. Камешек твердый.
Воспитатель. Правильно. Камешек твердый, а губка – мягкая. А что случится с камнем, если его опустить в воду? Каркуша, что будет с камнем, если его опустит в воду? (Каркуша затрудняется ответить)
Дети. Камень утонет.
Воспитатель. А губка утонет? (дети отвечают) (воспитатель предлагает детям подойти к тазику с водой и опустить в него камень, а затем губку).
Почему упал камень?
Дети. Он тяжелый.
Воспитатель. Опустим губку. Она утонула?
Дети. Нет. Она легкая
Воспитатель. Теперь и ребята и Каркуша знают, что камни тяжелые, твердые, не бьются. А где можно найти камешки?
Дети. В аквариуме, в речке, на море, на дороге, везде на улице.
Воспитатель. Как вы думаете, где человек использует камни?
Ответы детей.
Воспитатель. Камни нужны в строительстве, иногда в хозяйстве, строят дороги, украшают клумбы.
Воспитатель. Ребята, давайте ещё раз расскажем Каркуше о камнях, чтобы она лучше запомнила.
Каркуша. Спасибо, я так всё запоминала, что даже пить захотела.
Воспитатель. Что ж, Каркуша, вот вода в стакане, попей.
Каркуша пытается попить из стакана воды, но не может достать.
Воспитатель. Ребята, как нам быть, надо Каркушу напоить.
Предположения детей.
Воспитатель. ( если не догадаются) Предлагаю опустить камешки в стакан. Что вы наблюдаете?
Дети. Вода в стакане поднялась.
Воспитатель. Вода поднимется и Каркуша напьётся.
Каркуша. Спасибо, ребята.
Ну, а теперь пришла пора,
Попрощаться нам друзья.
Вы, ребята, помогите,
Камешки все соберите.
Я ведерочко возьму,
К воронятам полечу.
Воспитатели и дети.
До свидания, Каркуша!
Ты ребят не забывай,
В гости чаще прилетай.
Ну, а мы пойдем гулять,
Будем камни там искать.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Консультация для родителей по экспериментированию со льдом.
«Игры со льдом. Это интересно!»
Составила: Земская Е.В.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, прогулку, сон. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе. Во время экспериментирования ребёнок сам находит ответы на вопросы «как?» и «почему?». Отвечая на эти вопросы, ребёнок приобретает новые знания о том или ином предмете, узнаёт о новых свойствах знакомых предметов. Знания, которые ребёнок добыл сам, запоминаются надолго, порой сопровождают его всю жизнь.
Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.     Что является очень важным для обучения в школе.                                         
Но родители часто совершают ошибку, когда ограничивают ребёнка на пути познания окружающего мира. Многие отмахиваются от детских вопросов фразами «тебе рано это знать», «много будешь знать, быстро состаришься», «всё узнаешь в школе» и другими. » К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.                                                          
Хотя в детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию: организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия, но несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.   Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды.
Опыт: «Лед – вода».
Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте лед, предложите ребенку положить лед в тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду.
Опыт: «Твёрдое – жидкое».                                                                                              
При купании ребенка в ванной проведите эксперимент: пусть он резко ударит по воде ладошкой и ощутит, что вода может проявлять признаки твердости.
Вода может стать твердой, когда замерзнет и превратится в лед. Вода может быть и твердой и жидкой. Воду нельзя пощупать, она жидкая. Воду можно только потрогать и сказать, какая она: холодная или горячая.
Бросьте в ванну кусочек льда, пусть ребенок поиграет с ним. Обратите его внимание на то, что лед тает – кусочек становится все меньше и меньше.
Опыт: «Форма».
Обратите внимание детей на различную форму, которую принимает вода в различных сосудах – в кастрюле, в стакане, в тарелке, половнике, в аквариуме и т.д.
Налейте воду в разные сосуды и поместите в морозильную камеру. После того как вода замерзнет, достаньте лед из каждого сосуда и покажите ребенку соответствие между формой льда и емкостью, в которой он был заморожен. Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, в котором он замерзал.
Опыт: «Чистый лед».
Вам потребуется: обычная, сладкая и соленая вода.
Заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой . Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки. Таким образом, вода, замерзая, освобождается от солей и сахара.
Опыт: «Освободи из плена».
Можно что-то вморозить в лед. Например, положить какую-нибудь картинку, маленькую игрушку, кубик пластмассовый залить, заморозить. А потом наблюдать, как будет оттаивать.
Можно оставить один стакан с кубиками льда в холодильнике, другой поставить в комнате, третий - на полке в ванной. Или положить по льдинке в стакан с горячей, с тёплой и холодной водой. Понаблюдайте - где быстрее растает. А что если один стаканчик со льдом обернуть тёплой кофтой (уж она-то его точно согреет), а другой оставить просто на столе? Можно заморозить подкрашенную воду, тогда лед, растаяв, окрасит воду.
Несколько советов для родителей.
Не игнорируйте вопросы ребенка даже тогда, когда у вас нет времени на ответы. Если не можете ответить сразу, сделайте это позже, когда будет возможность. Наберитесь терпения и поощряйте вопросы ребенка, его желание понять окружающий мир.
Как можно чаще задавайте ребенку вопросы: «А как ты думаешь?», «Что будет, если...?», «Почему ты так считаешь?», «Как ты думаешь, что произошло?»
Обсуждайте с ним самые обычные вещи, побуждайте его задумываться об увиденном: «Смотри, сегодня начал таять снег. Как ты думаешь, почему?», «Что будет, если мы смешаем желтую и зеленую краски?», «Для чего мы поливаем растения?», «Почему увяли цветы в букете?» и т. п.
Помните о том, что исследовательская деятельность развивает ребенка. Готовиться к школе можно не только сидя за столом, но и познавая окружающий мир.
Литература:
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /под.ред.Н.Е.Веркасы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М.: Мозаика-Синтез, 2014.
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа». – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96с.
Е. А. Алябьева Природа. Сказки и игры для детей. – М.ТЦ Сфера,2014
Н.А.Рыжова Волшебница вода. Учебно-методический комплекс по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997
Л.В.Ковинько Секреты природы – это так интересно! – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004
Л.Зазнобина, Л.Ковенько Моя самая первая книжка о превращениях в природе. – М.: ДРОФА,1996
С.Н.Николаева Методика экологического воспитания в детском саду. – М.:Просвещение,1999
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель,2012
Интернет-ресурсы