Сообщение из опыта работы на тему: Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей.


Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей». Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально - игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Экспериментально игровая деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
Уже в младшем дошкольном возрасте познавая окружающий мир, ребёнок стремиться, не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. В старшем HYPERLINK "http://www.edu.cap.ru/home/3696/galere9/sam_1085.jpg" \t "_blank" возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов окружающей действительности. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно – действенные и наглядно-образные способы познания. Игровая экспериментальная деятельность позволяет создать модель естественно – научного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Игры – эксперименты как социально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающей действительности.Понимая значение экспериментирования для психического развития ребёнка, в своей работе с детьми мы регулярно организуем игры эксперименты, используя следующею структуру:
- постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- проверка гипотезы;
- подведение итогов, вывод;
- фиксация результатов;
- вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников чаще всего используем различные стимулы: - внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный мотив (почему так?);
- ситуация выбора.
В нашем дошкольном учреждении имеется большое количество литературы по данной теме. В своей работе мы используем разработки многих авторов: Н.Н. Совгир «Детское экспериментирование», А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», О.В. Дыбина «Ребёнок в мире поиска», Т.В. Григорьева «География в занимательных экспериментах», Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» т.д. Дети с удовольствием принимают участие в играх – экспериментах, таких, как:
- игры – эксперименты с песком: « Волшебное сито», «Цветной песок», «Своды и тоннели», «Живой песок»;- игры - эксперименты с водой: «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет - не тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»; - игры - эксперименты с магнитами: «Рисуем с помощью магнитов», «Стальной барьер», «Парящий самолёт» и т. д.
В результате данной деятельности дети узнают много нового и интересного о свойствах песка и магнита, воздуха и воды и т. д.После проведения игр – экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издаётся звук в телевизоре и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответами, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. После проведения игр - экспериментов со звуком мы создаём с детьми свои музыкальные инструменты из бросового материала. Дети принимают участие в создании коллажей по различной тематике.
По этому виду деятельности мы проводим большую работу с родителями. Для родителей наших воспитанников создаются «Рассуждалки» детей на различные темы, в которых в виде домашних заданий детям совместно с родителями предлагается решить те или проблемы (Почему снег тает на ладони? Почему дует ветер? Как очистить грязную воду?). Большую помощь родители оказывают в оснащении нашей лаборатории «Интересных открытий»
Мы считаем, что овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием в игре, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности, что немало важно как в повседневной жизни, так и в учебном процессе будущих школьников.