ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 379 комбинированного вида
С воспитанием и обучением на татарском языке»
Приволжского района г. Казани
ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙС ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Учитель-логопед МАДОУ №379
ВАЛЕЕВА В.Г.
Казань 2016 г.
Язык, по утверждению К.Д. Ушинского, «не есть что-нибудь прирожденное и не какой-нибудь случай дар, упавший человеку с неба… . Это плод долгих трудов человечества, след духовной жизни народа».
В первоначальном обучении детей родному языку К.Д. Ушинский видел три цели:
Развивать дар слова, то есть умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком ( явления природы, картины.)
Учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения (сказки, загадки, прибаутки, пословицы.)
Практическое усвоение грамматики.
Данные цели остаются актуальными и в современной педагогике.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных задач, которая включает в себя ряд частных задач, таких, как воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову. Л.В. Щерба в своих наблюдениях заметил, что все изменения языка, которые потом проявляются в монологической речи, «куются и накапливаются в кузнице разговорной речи». Отступления от нормы не страшны в разговорной диалогической речи, когда беседа происходит между двумя понимающими друг друга людьми. Монолог чаще всего адресуется ряд лиц, и это зависит прибегать говорящему к литературному языку. По мнению С.Л. Рубинштейна, обычный разговорной речи здорового ребенка учить надо. А вот связной речи, речи-рассказу, безусловно, ребенка надо учить. Если ребенку много читать и несвязно просить его пересказать то, что он видел и слышал, то основы связной речи у здорового ребенка сформируются без особых затруднений.
Логопеды работают с детьми, имеющими те или иные речевые проблемы. Как правило, эти дети с общим недоразвитием речи. Под ОНР понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития, которые уже способны к обучению составлению рассказов, характерным в этом плане является нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи, нарушение логико-временных и причинно-следственных связей в тексте. При составлении рассказа дети проявляют степень самостоятельной активности, у них отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств.
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями. Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей данной категории носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.
Ознакомление дошкольников с нарушениями речи с произведениями художественной литературы является важным направлением в коррекционно-воспитательной работе. Художественная литература позволяет дошкольнику проникнуть в мир чувств героев, вызывает интерес к взаимоотношениям между персонажами, побуждает к установлению причинно-следственных связей, развивает творчество и воображение.
Для успешного осуществления работы по обучению детей пересказу необходимо соблюдать определенную последовательность в работе над художественным текстом.
1 – й этап – это рассказывание текста детям. Не чтение, а именно рассказывание педагогом художественного произведения, что требует хорошего знания текста. Ребенок должен видеть умение педагога выполнить ту задачу, которую педагог ставит перед ребенком, то есть образец пересказа.
Вспомним слова Л.В. Щербы: «Монолог чаще всего адресуется ряду лиц, и это заставляет прибегать говорящего к литературному языку». Услышать красоту литературного языка ребенок может, прежде всего, в литературных произведениях для детей. Очень важно, чтобы эти произведения соответствовали возрасту дошкольников, были динамичны, в них должны происходить события, которые хорошо знакомы и понятны ребенку.
2 – й этап – обыгрывание прочитанного текста с использованием настольного, кукольного, пальчикового и другого вида театра.
Следует отметить, что при проведении коррекционной работы по обучению рассказыванию в основном используется словесный прием речевого образца, беседа, речевые упражнения подражательно-исполнительского характера, то есть обучение рассказыванию перенасыщено вербальными (словесными) методами, которые не обеспечивают достаточной связи рассказывания с предметно-практической и игровой деятельности детей.
Детям с проблемами в речевом развитии для восприятия сюжета художественного произведения предлагается в помощь моделирование предметной ситуации в трехмерном пространстве, что вызывает осмысление наглядно представленной информации.
3 – й этап – ответы на вопросы взрослого. Данный этап можно выделить отдельно только условно, на практике он тесным образом связан с предыдущим. После проигрывания детям задаются вопросы, ответы на которые помогают им раскрыть смысл действий персонажей, вызывают правильное отношение к героям. Взрослый учит детям тому, как надо поступить правильно, воспитывает в них положительные нравственные качества, учит правильно выражать свои мысли, оформить высказывания.
4 – й этап – изображение прочитанного текста (рисунок, аппликация, лепка, конструирование и др.) Важным средством для воспитания эстетического отношения к окружающему миру является изобразительная деятельность, которая дает возможность ребенку создать рисунок на основе собственного замысла, реализуя свои потенциальные возможности. Отображение литературного текста в изобразительной деятельности позволяет ребенку с нарушением речи еще раз продумать содержание текста, проговорить его про себя, отобразить в рисунке свои личные представления об услышанном.
5 – й этап – пересказ текста детьми с опорой на наглядность. Этому этапу предшествует повторное прочтение литературного произведения. Это вызвано тем, что многим детям необходимо еще раз напомнить последовательность событий, вспомнить,
как данная история была им проиграна. Далее логопед обращает внимание детей на то, что картины умеют тоже рассказывать истории, и предлагает это проверить, приглашая детей пересказывать уже хорошо знакомую историю с опорой на свой рисунок.
Такой алгоритм действий развивает у детей умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание, следить за развитием сюжета, формировать эмоциональное восприятие услышанного, учит передавать содержание в изобразительной деятельности, пересказать содержание текста с опорой на игровые действия и рисунок, развивает память, внимание, мышление.