Статья «Формирование оптико-пространственных ориентировок у дошкольников с общим недоразвитием речи»

«Формирование оптико-пространственных ориентировок у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Гусева Екатерина Владимировна, МБУ детский сад компенсирующего вида №45 «Яблонька», воспитатель, г.о. Тольятти Самарской области

Аннотация
В данной статье рассматриваются аспекты работы учителя – логопеда по формированию оптико-пространственных ориентировок. Специфика и важность данной темы заключается в следующем: во-первых, зрительно-пространственные функции являются наиболее важными и сложными в развитии ребенка, особенно с общим недоразвитием речи, поскольку длительно формируются и являются очень уязвимыми; во-вторых, материала, направленного на развитие пространственной функции в настоящий момент очень мало. Существуют попытки разработки программ по развитию этой сложной функции, однако, данная проблематика находится в стадии становления.


Данная работа посвящена разработке системы коррекционно-развивающих методов, направленных на развитие зрительно-пространственных функций.
Нами были изучены методические разработки и рекомендации по развитию оптико-пространственных ориентировок разных авторов (Р. И. Лалаевой, 2002; Л. Г. Парамоновой, 2001, 2005; О. А. Степановой, 2003; Л. Ф. Тихомировой, 2004 и др.). И, систематизировав данный материал, составили содержание поэтапной коррекционно-логопедической работы по формированию оптико-пространственных ориентировок у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи.
Данная работа проводится на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, являясь их частью.
В основу разработанной нами системы работы по развитию зрительного восприятия положены как общедидактические, так и специальные принципы:
Принцип учета зоны «ближайшего развития».
Данный принцип опирается на учение Л. С. Выготского, и означает то, что процесс формирования той или иной психической функции, в том числе и оптико-пространственных ориентировок, при коррекции должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития рассматриваемой функции, т. е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.
Принцип постепенного усложнения заданий.
Логопедическая работа по формированию тех или иных нарушенных функций, в том числе и оптико-пространственных ориентировок, должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением.
У детей с общим недоразвитием речи формирование функций, необходимых для нормального овладения чтением, задерживается. Вначале формирование оптико-пространственных ориентировок проводится на более простом материале. И как только более простые знания, умения и навыки будут закреплены, можно перейти к более сложным, формируя и закрепляя их на более сложном материале.
Онтогенетический принцип.
В процессе формирования функций, обеспечивающих овладение письменной речью, необходимо учитывать этапы и последовательность их формирования в онтогенезе. Так, при формировании зрительно-пространственных ориентировок, необходимо учитывать последовательность формирования их в онтогенезе: 1) развитие ориентировки на собственном теле, дифференциация правых и левых частей тела;
2) ориентировка в окружающем пространстве;
3) определение пространственных соотношений элементов графических изображений, букв, цифр.
Принцип последовательности и системности.
Данный принцип означает то, что знания умения и навыки должны формироваться в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, тогда новый материал усваивается более прочно. Систематичность и последовательность в обучении позволяют достичь больших результатов.
Деятельностный принцип.
В основе этого принципа находится идея об основополагающей роли деятельности в психическом развитии ребенка, выдвинутая Л. С. Выготским и развитая затем в исследованиях А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и других отечественных психологов. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционно-педагогической работы, которая опирается в нашем случае на ведущую деятельность детей старшего дошкольного возраста, которой является игра.
В разработанной нами системе коррекционно-логопедической работы по развитию оптико-пространственных ориентировок у дошкольников с общим недоразвитием речи мы использовали различные методы: практические, наглядные и словесные.
Основными методами в нашей работе являются игры и упражнения на наглядной основе, которые можно отнести как к практическим, так и к наглядным методам.
Ведущим методом в разработанной нами системе работы являются дидактические игры и упражнения. Учитывая быструю утомляемость детей старшего дошкольного возраста, и ведущую деятельность данного возраста, в упражнения, используемые на занятиях, обязательно вносятся элементы игры.
Практические и наглядные методы всегда сочетаются со словесными: пояснение, объяснение. Также выполнения любого упражнения, дидактической игры требует обязательной вербализации выполняемых ребенком действий.
Занятия составлены с учетом возрастных особенностей дошкольников на наглядном материале и оборудовании, повышающих интерес к ним и побуждающих ребенка к активной познавательной и игровой деятельности – основной деятельности детей этого возраста.

В процессе коррекционно-логопедической работы по развитию оптико-пространственных ориентировок, для повышения эффективности, должна соблюдаться преемственность между различными специалистами дошкольного учреждения: прежде всего между логопедом, психологом и воспитателем, у которого занимается ребенок; так же помощь в данном направлении оказывают инструктор по физической культуре, специалист по изобразительной деятельности.
Роль психолога особенно важна на всех этапах работы по развитию оптико-пространственных ориентировок у детей. Его работа является основой, на которую опирается логопед и связывает с речевым развитием ребенка.
В разработанной нами системе для каждого этапа работы представлены игры и упражнения различной степени сложности. Задача логопеда – связать их с лексическими темами, которые представлены на логопедических занятиях, подобрав соответствующий наглядный материал. Роль воспитателя в первую очередь заключается в закреплении пройденного на занятиях логопеда и психолога материале. Для этого в свободной деятельности детей, на прогулках он организует игры на развитие и закрепление умения ориентироваться в пространстве.
В занятия инструктора по физической культуре детей и специалиста по изобразительной деятельности также включаются отдельные упражнения по развитию оптико-пространственных ориентировок.
Обязательно включение родителей в коррекционную работу с ребенком. Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком в коррекционной группе.
В речи всех взрослых, окружающих ребенка: логопеда, воспитателей, узких специалистов, родителей, обращенной к детям, должны часто употребляться точные пространственные термины.
Основные направления коррекционной работы
Исходя из выявленных закономерностей формирования оптико-пространственных ориентировок с учетом специфических логопедических и общедидактических принципов, мы наметили основные этапы работы.
Изучив и проанализировав программы, методические разработки и рекомендации по формированию оптико-пространственных ориентировок разных авторов (Р. И. Лалаевой, 2002; Л. Г. Парамоновой, 2001,2005; О. А. Степановой, 2003; Л. Ф. Тихомировой, 2004 и др.), мы собрали материал по каждому из выделенных этапов коррекционно-логопедической работы.
Параллельно с формированием рассматриваемой неречевой предпосылки письменной речи, внимание уделяется и речевым навыкам: проводится уточнение понимания и активизация в речи предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.
Систематизировав весь собранный материал, мы наметили последовательность его предоставления детям.
I этап
Основная цель данного этапа – уточнить и закрепить представления детей о схеме тела.
1) Уточнить и закрепить представления детей о собственном лице и теле.
а) Учить определять и закрепить в схеме собственного тела направлений «верх» – «низ» («вверху» – «внизу»).
б) Учить определять и закрепить в схеме собственного тела направлений «спереди» – «сзади».
в) Учить определять и закрепить в схеме собственного тела направлений «право» – «лево» («справа» – «слева»).

II этап
Основная цель этапа – уточнить и закрепить у детей умения и навыки ориентировки в окружающем пространстве.
1) Учить ориентироваться в сторонах тела у человека напротив.
2) Учить определять пространственное расположение предметов по отношению к самому себе.
3) Формировать пространственные представления в двигательной сфере.
4) Учить определять пространственные отношения между предметами.

III этап
Основная цель – учить детей ориентироваться в двухмерном пространстве (на листе бумаги).
1) Учить ориентироваться в основных сторонах листа.
2) Учить ориентироваться в расположении изображений и графических знаков на листе.
3) Учить определять пространственные соотношения элементов графических изображений.
В процессе коррекционно-логопедической работы по развитию оптико-пространственных ориентировок у дошкольников с общим недоразвитием речи, необходимо учитывать особенности и последовательность формирования рассматриваемых функций в онтогенезе в норме, их психологическую структуру, особенности развития у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Список литературы:

1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось-89», 2003.
2. Ахутина Т. В., Золотарева Э. В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья – 1997. – № 3. – С. 38-42
3. Бабаева Т. И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993.
4. Барташникова И. А., Барташников А. А. Учись играя: Тренировка интеллекта: Игры и тесты для детей 5 – 7 лет. – Харьков: Фолио, 1997.
5. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003.
6. Безруких М. М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2001


Заголовок 1,НАЗВАНИЕ ДОКЛАДА!Заголовок 2,-Аннотация,Литература15