Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи IV уровень: «В сказочном Царстве – государстве. Звуки Л и ЛЬ в словах и словосочетаниях».


Автор : Костакова Елена Александровна
Должность: учитель-логопед
Наименование ОУ:
МКУДО ДООЦ (МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»).
Описание работы:
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи IV уровень: «В сказочном Царстве – государстве. Звуки Л и ЛЬ в словах и словосочетаниях». Творческий подход к разработке и проведению занятия, использование современных образовательных технологий интегрированного обучения, информационно-коммуникативных (специализированных компьютерных логопедических программ «Игры для тигры» и «Времена года»), инновационной технологии когнитивного развития ключевых рисунков, способствует более эффективному решению коррекционно-развивающих, образовательных и здоровье сберегающих задач.

Подгрупповое интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи (IV уровень).
Тема: «Путешествие в страну Капеландию».
Звуки Л и ЛЬ в словах и словосочетаниях».
Цель:
- Научить дифференцировать звуки Л и ЛЬ в словах и словосочетаниях;
- Формирование творческого воображения детей.
Задачи:
Воспитательные:
- Способствовать повышению мотивации к обучению; 
- Воспитывать эстетическое отношение к природе;
- Воспитывать самостоятельность;
Коррекционно – развивающие:
- Корригировать и развивать навык дифференциации изолированных звуков Л и ЛЬ, а так же на фоне слога и слова;
- Развивать умение определять наличие звуков Л и ЛЬ в слове.
- Закрепить навык правильного произношения звуков Л и ЛЬ;
- Корригировать и развивать фонематический слух, умение соотносить звуки речи со звучанием музыкальных инструментов;
- Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
- Корригировать речевое дыхание;
- Корригировать и развивать образное мышление, воображение и память через формирование способности к замещению и пространственному моделированию.
- Корригировать и развивать произвольное внимание, способность к быстрому переключению и концентрации;
- Развивать мыслительную деятельность (операции звукового анализа);
- Корригировать и развивать мелкую и общую моторику, развивать ритмичность, плавность, соразмерность зрительно-двигательную координацию движений;
- Корригировать эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
- Развивать воображение, способность идентифицировать себя с явлениями природы и сказочными героями, умение выражать свои чувства через мимику и движение.
Здоровьесберегающие:
- Соблюдать правильную посадку детей;
- Соблюдать режим охраны зрения;
- Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей, чередовать статические и динамические задания;
- Улучшать координацию и пластику движений;
- Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Образовательные:
- Уточнить и расширить словарь по теме «Весна»;
- Продолжать формировать навык звукового анализа;
- Закрепить знание буквы «Л», умение соотносить звук Л с буквой;
- Продолжать формировать навык чтения, закреплять правильное произношение звуков Л и ЛЬ в процессе чтения.
Оборудование:
- презентация- медиасказка «Путешествие в страну Капеландию»;
- компьютерная программа для развития речи «Игры для Тигры»;
- символы звуков, схемы слова;
- модель солнца и прищепки желтого цвета;
- слоговая таблица;
- музыкальные инструменты: треугольник и колокольчик;
- офтальмотренажер для профилактики зрительных расстройств;
- логопедическая песенка.
Ход занятия
Этапы занятия Виды работы на этапе Деятельность
педагога Деятельность
ребенка Какие задачи решались в ходе выполнения заданий
I.
Оргмо-мент

Упражнение «Пробужде-ние весны» Педагог обращается к детям: «Ребята, мы так давно ждем весну, а она все не наступает… Давайте попробуем её разбудить!» Как можно разбудить весну? Что нужно для этого сделать? Я тоже знаю один способ.
Педагог называет детям по порядку (солнышко, вода, воздух, земля) и показывает соответствующие движения («солнышко» - поднять руки над головой, делать перекрестные движения, «вода» - руками изобразить волны, «воздух» - поднять руки вверх, «земля» - опустить руки вниз). Логопед называет любое из указанных слов.
Затем педагог осознанно допускает ошибки. Дети отвечают на вопросы проблемного содержания.
Дети демонстрируют правильные движения
Дети внимательно слушают и выполняют движения без ошибок. Развивать творческое мышление, умение отвечать на вопрос полным предложениемКорригировать и развивать способность к быстрому переключению и концентрации внимания.
II.1
Актуали-зация знаний. Образное упражнение
«В сказочном Царстве»
Показ презентации
«Дифференциация звуков Л и ЛЬ. В сказочном царстве – государстве» Педагог рассказывает историю, сопровождая рассказ определенными движениями и мимикой.
«В одном сказочном царстве - государстве под названием «Капеландия» жила-была могущественная королева «Капелания» (Ладонь с расправленными пальцами в виде короны над головой).
В её владениях были моря и океаны (волнообразные движения кистей рук), серебристая гладь озер и рек (свободные движение рук влево – вправо), облака и грозовые тучи (руки вверху). А ещё у неё была маленькая дочка – принцесса «Капель» (кисти рук соединяются над головой капелькой). Зимой вся «Капеландия» засыпала сладким безмятежным сном (кисти рук соединяются и прикладываются к щекам, легкие покачивания из стороны в сторону). Но стоило только яркому весеннему солнышку проснуться, как все царство оживало» (ладони соединяются, пальцы в стороны). Дети вместе с педагогом сопровождают рассказ имитацией движений. Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.
Актуализировать знания по теме.
Развивать воображение, способность идентифициро-вать себя с явлениями природы и сказочными героями.
Корригировать и развивать общую моторику, развитие ритмичности, плавности, соразмерности движений.
II.2
Изучение нового материа-ла. Сообщение темы занятия.
Беседа с детьми о весне. Д/и «Времена года» (компьютерная программа «Учись говорить правильно»)
Педагог предлагает детям рассмотреть изображение весеннего леса на мониторе компьютера, назвать, что изображено, и послушать звуки весеннего леса.
Дети рассматривают изображение, слушают звуки весеннего леса и называют признаки весны.
Закрепить произношение звуков Л и ЛЬ.
Обогащать словарь по теме.
Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.
Беседа о характеристике звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
«Послушайте, как начинает петь сама королева Капелания: «Л-Л-Л…»  Логопед предлагает поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам протянуть звук.
Педагог просит охарактеризовать звук.
Педагог продолжает: «Потом ей начинала подпевать маленькая Капель: «ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ ». Педагог обращает внимание детей на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами.
Педагог предлагает охарактеризовать звук ЛЬ.
А затем ответить на вопрос, чем звуки Л - ЛЬ похожи по артикуляции
и чем отличаются.
Дети повторяют, длительно протягивая звук, используя зрительный контроль (зеркало).
Дети отвечают: «Звук Л – согласный, звонкий, твердый» и обозначают его синим цветом. «Звук ЛЬ - согласный, звонкий, мягкий» и обозначают его зеленым цветом.
Дети повторяют, длительно протягивая звук: «Ль-ЛЬ..». Используют зрительный контроль (зеркало).
Ответы детей на вопрос, чем похожи и чем отличаются звуки
Уточнение артикуляции звуков Л и ЛЬ с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения
Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.
Дыхательное упражнение «Кораблик»
(комп. прогр. «Игры для Тигры»).Педагог:
«Посмотрите, ребята, появились первые весенние ручейки! Давайте запустим кораблики в плавание».
Педагог продолжает: «Весенняя песня зазвучала увереннее - Л-ЛА, Л-ЛО, Л-ЛЫ,
Л-ЛУ»
После произношения каждого слога педагог задает вопрос: «Какой звук вы услышали?» И контролирует выполнение задания: «Правильно, это поёт сама королева. А это песенка «Капели».
Дети воспроизводят слоги по образцу педагога: «ЛА, ЛЯ, ЛО, ЛЁ, ЛУ, ЛЮ, ЛЫ, ЛИ», длительно протягивая гласные и согласные звуки
Дети выделяют звук и отвечают на вопрос: «Я услышал звук Л-Л... Я услышал звук ЛЬ-ЛЬ…». Дети обозначают синий или зеленый символы звуков.
Корригировать речевое дыхание.
Формировать умение выделять звуки Л и ЛЬ на фоне слога.
Логоритми-
ческое упражнение «Звенящие ручьи» с музыкальным сопровож-дением.
«У принцессы Капели конечно же были друзья – маленькие капельки. Вместе они стали петь громче и веселее. Послушайте внимательно, чтобы правильно повторить за мной:
Педагог предлагает запомнить: «Так звучит
звук Л» (педагог воспроизводит звук на музыкальном инструменте «треугольник») А так звучит ЛЬ (звонит в колокольчик).
«Я ла - ла - ла,
Я ля – ля - ля;
Со мной всегда
Мои друзья
Я лу - лу - лу;
Я лю - лю - люЯ громко песенку пою.
Я ло – ло – ло,
Я лё – лё – лё,
Вот настроение моё!
Я кап – кап – кап,
Я буль – буль – буль,
Я хлопаю в ладошки,
И песенка моя звучит,
Как звонкие ручьи!
Педагог
контролирует правильность произношения звуков детьми.
Дети произносят и выделяют каждый звук Л, когда звучит «треугольник», каждый звук ЛЬ, когда слышат звук колокольчика.
Развивать умение дифференциро-вать звуки на фоне слога.
Корригировать и развивать фонематический слух;
Развивать ритмичность движений, умение соотносить звуки речи со звучанием музыкальных инструментов.

Упражнение
«Найди звук в слове».
«Капали, капали капли и капельки и появились лужи, а на деревьях стали лопаться почки и распускаться первые листочки».
Педагог предлагает определить, какой звук слышится в словах «лужа», «лист», и именах «Капелания» и «Капель». Затем предлагает найти место звуков Л и ЛЬ в указанных словах.
Дети выполняют задание, используя схемы слов.
Дети отвечают на вопросы педагога и обозначают звуки синим либо зеленым символом. Формировать умение определять наличие звука в слове.
Формировать умение выделять и дифференциро-вать звуки Л и ЛЬ на фоне слова
Корригировать и развивать мыслительную деятельность (операция анализа)
Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.
Пальчиковая гимнастика с прищепками «Солнышко» «Выглянуло солнышко, но что-то не светит…»
Педагог предлагает детям прикрепить лучи (прищепки желтого цвета) к «солнышку», Дети прикрепляют лучики (прищепки) к «солнышку»
Корригировать и развивать мелкую моторику
II
Закрепле-ние изученного материа-ла. Чтение прямых слогов
«А чтобы оно светило и грело нужно прочитать слоги».
Дети читают слоги: - ЛА, - ЛО, - ЛУ, - ЛЫ, - ЛЯ, - ЛЁ, - ЛЮ, - ЛИ.
Закрепить знание буквы «Л», умение соотносить звук с буквой. Формировать навык чтения. Закреплять правильное произношение звуков Л и ЛЬ в процессе чтения.
Зрительная гимнастика Логопед просит проследить взглядом за указкой. Ребенок следит за указкой логопеда, описывая взглядом различные фигуры
Соблюдать режим охраны зрения.
Упражнение: «Зарисуй и запомни». (Технология ключевых рисунков). «Только королева «Капелания» была очень своенравна и вспыльчива. Нагнала темных грозовых туч, стала метать гром и молнии! Как же успокоить могущественную королеву? Я знаю, здесь поможет только волшебство. Сейчас каждый из вас попробует стать волшебником!
Педагог делит детей на две команды и каждой из них предлагает запомнить ряд слов. Задание для первой команды: «облако, ландыш, почки, лужа, луч, ручей, ласточка, солнышко». Задание для второй команды: «сосулька, капель, лед, земля, трава, лист, проталина, подснеж-ник». Педагог предлагает детям к каждому слову сделать рисунок, который помог бы, потом вспомнить эти слова.
Затем предлагает каждому из детей точно воспроизвести все слова.
Дети вспоминают и называют основные признаки весны.
Дети выполняют зарисовки. Затем воспроизводят последовательность слов с опорой на полученные изображения.
Обогащать словарь по теме.
Корригировать и развивать образное мышление, воображение и память через формирование способности к замещению и пространственному моделирова-нию.
II
Контроль знаний и умений.
«Подарки». Педагог предлагает произнести каждое из слов отдельно и определить,
в каких словах есть звук Л , ЛЬ.
Педагог спрашивает детей, кому каждый из них желает «подарить» свой «рисунок». Дети определяют, есть ли изученные звуки в слове;
какой звук Л или ЛЬ слышится в словах определяют место звука: в начале, в середине, или в конце слова.
Затем дети «дарят» свои зарисовки королеве «Капелании» со звуком Л, а принцессе «Капели» со звуком ЛЬ. Проверить сформирован-ность навыка дифференциации звуков Л и ЛЬ в словах.
Развивать мыслительную деятельность (операции звукового анализа).
III.1
Итог занятия.
Музыкально-игровое упражнение «Зеленая песенка». « Вот и выглянуло ласковое солнышко и закончилась гроза! Мы разбудили весну. Послушайте её «Зеленую песенку». Звучит песня.
Дети по желанию под музыку выполняют движения.
Обобщить тему урока.
Развивать воображение.
Оценка деятель-ности детей
Педагог предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии и какие звуки учились различать. Что понравилось.
Педагог оценивает деятельность детей. Дети отвечают на вопрос и называют звуки, которые учились различать. III.2
Домаш-нее задание.
Педагог предлагает ребенку домашнее задание по пройденной теме. Дети получают домашнее задание. Закрепить пройденную тему во время домашних занятий.
Cписок использованной литературы.«Логопедическая работа с детьми четвертого уровня речевого развития». Авторы Т.Б.Филичева;
Краузе Е.Н. Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения/ Учебно-методическое пособие, 2013.
Дуева Т.И., Суворова Е.Н. Интегрированные занятия для детей с нарушениями речи// Логопед. 2010. №8.
Инновации в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ сост. О.Е. Громова. М.2008.
Косенкова О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий//Логопед. 2010. №7.