Использование приемов технологии развития критического мышления для формирования УУД в условиях реализации ФГОС.


Использование приемов технологии развития критического мышления для формирования УУД в условиях реализации ФГОС.
Современная школа для ребенка - это важный этап в его жизни и база для последующего обучения. Выходя из стен школы, ученик должен овладеть умением учиться. У него должны быть сформированы универсальные учебные действия. Это дает школьникам возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, способствует саморазвитию и самосовершенствованию.
Приемы, используемые в технологии развития критического мышления (ТРКМ), позволяют формировать личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные учебные действия. Я выбрала стратегию обучения английскому языку с использованием этой технологии благодаря сочетанию проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Данная технология возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов. В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Разработчики технологии КМ Куртис Мередит, Чарльз Темпл и Джинни Стилл переложили положения данных теорий на язык практики, довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.
Структура данной технологии - логична, ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. Важным является следование трем стадиям: evocation (вызов), realization (осмысление содержания), reflection (рефлексия). На первой стадии - вызов ставится задача активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу. Это вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация их деятельности, мотивация к дальнейшей работе.
Задачи этой фазы:
актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
пробудить к ней интерес;
активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
структурировать последующий процесс изучения материала.
Что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.
В процессе реализации фазы вызова ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. Учитель стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме; способствует бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников; просит высказывать предположения или прогноз по незнакомой заявленной теме.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
На стадии осмысления идет непосредственная работа с информацией, приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным. Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
На стадии осмысления осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. Ученики читают или слушают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Они ищут ответы на возникшие ранее вопросы и затруднения, готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Задачи этой фазы:
получение новой информации;
ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
На стадии рефлексии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она становится основной целью деятельности учащихся и учителя. На фазе рефлексии учащиеся осознают своё "я", свой опыт собственных действий и действий других учащихся и учителя. Целостно осмысливают, обобщают полученную информацию, формируют собственное отношение к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.
Задачи этой фазы:
целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
анализ всего процесса изучения материала;
выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
Данная структура урока соответствует этапам человеческого восприятия. Сначала необходимо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, где ты сможешь применить полученные знания.
При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.
Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок получает «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.
Каждому этапу присущи методические приемы, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами.
Приведу примеры тех приемов, которые использую в своей работе. Прием «Круги по воде» является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. Например, опорное слово school:
Student
Classroom
Happy
October
Open
Literature
Для развития навыков письма, чтения и говорения использую стратегию «Ассоциации», которая побуждает учеников к обмену мнениями по теме. Пишем ключевое слово или фразу в центре листа бумаги или на доске. Затем учащимся предлагается в течение 5-7 минут (время написания ассоциаций) написать слова или фразы по выбранной теме. Учащиеся записывают столько идей, сколько приходит на ум, пока не закончится установленное время. Количество написанных слов зависит от языковой подготовки учеников. Данный прием можно выполнять индивидуально, в парах или группах. После того, как ученики составили свои ассоциации, прошу нескольких учеников поделиться своими ассоциациями с группой или обменяться идеями в парах.
Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления, обычно проводится в группах численностью 5-7 человек. 1 этап – это создание банка идей, возможных решений проблем. 2 этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое. 3 этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов.
Использование вышеперечисленных приемов формирует следующие УУД: личностные – формирование способности к саморазвитию, развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи; регулятивные – выполнение учебных действий, учитывая выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве, взаимный контроль в совместной деятельности; коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Библиографический список
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс,1996. 2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004. 3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.- 284 с.
4. Загашев И.О.,«Умение задавать вопросы». – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2005.
5. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление: [Из опыта работы гимназии N 177 Санкт-Петербурга в рамках международного проекта] 6. Осипова А.А. Технология развития критического мышления: теоретические основы и применение в учебном процессе. СПб. 2001.
Интернет ресурсы 7. Дэвид Клустер «Что такое критическое мышление?» http://murmix.narod.ru/uch/psy/Formirovanie_i_sushnost_kriticheskogo_myshleniya.htm8. Загашев И.Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия «Чтение с остановками» http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm