доклад Формирование словарного запаса у детей через использование дидактических игр

ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ КЛАССА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Бабари О.В.
ГУ «Общеобразовательная средняя школа № 9 с дошкольным мини центром и гимназическими классами»
г.Актау, Мангистауская область, Казахстан

Право ребенка на образование и полное развитие своих способностей имеет важнейшее значение для жизни детей и благополучия общества. Надежда нашего государства на устойчивые демократические преобразования – это дети, подготовленные к успешному обучению в школе, осознающие, что их мнения и взгляды ценятся в семье, школьной среде и в обществе.Огромное преимущество Казахстана заключается в том, что дошкольное воспитание стало частью государственной системы образования уже во второй половине XX века.В «Конвенции о правах ребенка» сказано, что образование детей должно быть направленно на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме, также отмечено, что дети должны быть полностью подготовлены к самостоятельной жизни в обществе. Осознавая, что дошкольное детство – это не подготовка к школе, а самостоятельный период развития человека, новый Стандарт ставит иные цели: создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения его индивидуального развития, способствующего благоприятной социализации и усвоению им ключевых компетентностей, базирующихся на общечеловеческих и национальных ценностях. Стандарт предусматривает воспитание творческой личности, способной к позитивным отношениям в социуме на основе формирования компетентности ребенка.
На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии.
Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Специфика усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.
Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, игровые правила.
Характерная особенность дидактической игры – связь учебных элементов с элементами игры. Учебное, дидактическое содержание уравновешивается другой стороной дидактических игр – деятельностью. В дошкольной педагогике и методике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно – печатные, словесные.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно – дидактические игры и игры – инсценировки. В сюжетно – дидактических играх дети выполняют определённые роли, например продавцаили покупателя и т. д. Игры – инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.
Таблица 1. Структура дидактической игры

Задача
Содержание
Название игр

1.
Обучающая
раскрывается «программа» игровых действий, с её помощью стимулируется желание их выполнить.
«Угадай по описанию», «Скажи наоборот» и т. п.

2
Игровые действия
способы проявления активности ребёнка в игровых целях
«Чудесный мешочек»,
Подобрать кукле наряды и предметы быта

3.
Правила
обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры
Запрещающие правила усиливают контроль ребёнка за своим поведением, что повышает произвольность последнего.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Осуществляя словарную работу, в том числе и в дидактических играх, мы придерживаемся следующих принципов:
1.Работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
2.Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
3.Все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённойпоследовательности.
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях.
В классах предшкольной подготовки усиливается внимание к работе над смысловой стороной слова, к усвоению детьми выразительных средств языка. Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов. Так, при рассматривании кролика не ограничиваются такими определениями шерсти, как белая и мягкая, а добиваются новых выразительных характеристик: тёплая, гладкая, пушистая, шелковистая. Употребляют глаголы: прыгает, скачет, присел, жуёт, принюхивается, хрустит (морковкой).
Проводится сравнение объекта, наблюдаемого в данный момент, с тем, который рассматривали раньше, даётся их описание. Одновременно с углублением знаний происходит освоение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий. Речь детей обогащается прилагательными, которые обозначают большее количество признаков с более тонким их различием (оттенки цвета, состояние предметов, различия в размере, форме и др.). Словарь вводятся также наречия, характеризующие качества действий: курица торопливо клюёт зёрна; облака плывут медленно; бодро звучит музыка. Усвоение наречий происходит легче, чем прилагательных, поскольку они, во-первых, не имеют лексической омонимии, а во-вторых, в словосочетаниях и предложениях примыкают к глаголам, в то время как прилагательные согласуются с именами существительными.
Для закрепления навыков точного и быстрого выбора слов рекомендуются игры, направленные на:
употребление детьми наименований предметов и их признаков.
классификацию предметов и их обобщение.
Особое внимание уделяется семантизации лексики. Объяснение значений слов возможно не только при опоре на наглядность, но и через уже усвоенные слова.
Таблица 2. Приемы толкования слов
объяснение значений слов путём показа картинки
сопоставление слова с другими словами;
объяснение этимологии слова;
составление словосочетаний и предложений с объясняемым словом

пояснение слова другим словом, близким по значению;
подбор к слову слова, противоположного по значению;
объяснение значения слова через его определение
сравнение слов по звучанию и значению, подбор рифмованных слов.

Большие возможности открываются для работы над синонимами. В этой работе целесообразно использовать следующие приёмы:
Таблица 3. Приемы использования синонимов в речи
подбор синонимов к изолированному слову;
объяснение выбора слов в синонимическом ряду
замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений
составление предложений со словами синонимического ряда;
составление рассказа со словами синонимического ряда.

На этом возрастном этапе должна быть продолжена работа с многозначными словами.
Таблица 4. Приемы работы с многозначными словами
объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко ребёнка и ушко иголки;
подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова;
подбор антонимов к каждому значению многозначного слова.
составление предложений с многозначными словами.
нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках и т. п.;
придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова

Названные приёмы используются в играх типа «Кто больше придумает слов?», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», в играх в путаницу и небылицы и др.
Таким образом, словарная работа в классах предшкольной подготовки – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных слов. Другими словами основное свойство, проводимой словарной работы в дошкольных учреждениях является постоянное пополнение словарного запаса у дошкольников.
2. В настоящее время принято выделять четыре основные задачи словарной работы в классах предшкольной подготовки:
а) обогащение словаря; б) уточнение словаря; в) активизация словаря;
г) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь.
3.Содержание словарной работы в дошкольных учреждениях определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас. Это лексика, необходимая ребёнку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности.
4.Словарная работа имеет огромное значение для дошкольного образовательного процесса, так как:
а) словарная работа в классах предшкольной подготовки направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей;
б) овладение словарём является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребёнка;
в) усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.
Г) своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.
5. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Одним из средств развития словаря детей дошкольного возраста является дидактическая игра. Эффективное использование дидактических игр позволяет добиться следующих результатов:

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Схема 1. Развитие словаря детей дошкольного возраста

ЛИТЕРАТУРА
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников. – М.: 2000г.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: 1981 г.
3. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе
развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание.
1994г. №"9 .
4. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: 1984г.
5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М., 1992
6. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении
дошкольников.-М.: 1976г.
7. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Влияние словарной работы на
связность речи // Дошкольное воспитание. – 1981 г. № 2.


Диаграмма 1Root Entry