Приемы обогащения словарного запаса детей с общим недоразвитием речи


Приёмы обогащения словарного запаса
детей с общим недоразвитием речи.
При общем недоразвитии речи у детей нарушены все компоненты речи: фонетика, лексика, грамматика.
Помимо дефектов произношения, аграмматизмов, для детей с ОНР характерны затруднения в усвоении словарного запаса языка. Мало обобщающих понятий, почти нет антонимов, мало синонимов. Бедность словарного запаса и неточность понимания значений многих слов затрудняет практическое усвоение детьми грамматических форм слова.
Обогащаем словарь ребёнка именами существительными, прилагательными, глаголами во время прохождения всех лексических тем. Пару минут на занятии отвожу разучиванию считалок на обобщение. К примеру, «Мебель» или «Птицы».
«Раз, два, три, четыре, пять. «Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мебель вспоминать:Будем птиц мы называть:
Полка, тумбочка, буфет,Утка, галка, соловей,
Книжный шкаф и табурет».Гусь, журавль и воробей».
На обобщение и выделение «4-ого лишнего» сделаны игры-пособия на все лексические темы.
В процессе игр и упражнений дети усваивают названия детёнышей животных. Сложность образования новых слов нарастает постепенно. Первыми даются случаи словообразования, где основа слова сохраняется в неизменном виде:
(У тигра – тигрёнок,у лисы – лисёнок,у льва – львёнок,у козы – козлёнок,
у слона – слонёнок,у осла – ослёнок.)
В других случаях происходит чередование согласных в корне слов:
(У медведя – медвежонок,у волка – волчонок,У зайца – зайчонок,у белки – бельчонок,
У верблюда – верблюжонок,у кошки – котёнок.)В третьих случаях словообразования, где в названиях детёнышей животных совершенно другая основа, которая вообще не повторяет первоначального слова:
(У собаки – щенок,у коровы – телёнок,у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок.)
у лошади – жеребёнок,
Эти названия ребёнок должен будет просто запомнить.
Для расширения словаря синонимов называю ребёнку ряд слов и прошу определить, какие два из них похожи по смыслу:
Приятель – друг – враг; грусть – радость – печаль; еда – очистки – пища;
труд – завод – работа; танец – пляска – песня; бежать – мчаться – идти; думать – хотеть – размышлять; слушать – глядеть – смотреть, трусливый – тихий – пугливый; старый – мудрый – умный; бестолковый – маленький – глупый; смешной – большой – огромный.«Скажи наоборот» - расширение словаря антонимов. « Сейчас мы с тобой превратимся в упрямцев, которые делают всё наоборот». Бросаю ребёнку мяч и произношу слово. Ребёнок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению: мокрый – сухой; взлететь – приземлиться; друг – враг; хорошо – плохо; тяжело – легко; высоко – низко; можно – нельзя.Обогащение словарного запаса за счёт глаголов:
На картинках 1 серии изображены способы передвижения разных животных, насекомых, птиц.
Птицы, бабочки, мухи, комары – летают.
Змеи, гусеницы, ящерицы – ползают.
Рыбы, дельфины, киты, моржи, утки – плавают.
Кузнечики, лягушки, зайчики – прыгают.
На картинках 2 серии изображены различные действия одного и того же животного. Ребёнок должен правильно показать и назвать все эти действия. Например, собака – стоит, сидит, лежит, спит, бежит, лает, ест, играет. Далее рассматриваются возможные действия кошки, лошади и других животных.
На картинках изображены различные действия мальчика. В процессе неоднократного называния этих действий, ребёнок овладевает способами образования глаголов при помощи приставок. Взрослый называет существительное с предлогом, а ребёнок добавляет соответствующий глагол. Например, мальчик в дом… (ребёнок добавляет глагол «входит»). Мальчик из дома… Мальчик к дому… Мальчик от дома… ,вокруг дома…, через дорогу… Ты правильно сказал, что мальчик через дорогу «переходит». А заяц?...(перебегает), а птица (перелетает), а змея (переползает). А если бы мальчик плыл через реку, то он чтобы делал? (переплывал).
Обогащение словаря именами прилагательными.
Знакомя детей с относительными прилагательными, предварительно объясняю, что если какой-то предмет сделан из дерева, то он деревянный; из железа – железный; из стекла – стеклянный; из меха – меховой; из меди – медный. Игра «Узнай по описанию». Вкусное, румяное, наливное, сладкое, сочное, аппетитное, зелёное (яблоко). Он острый, опасный, с деревянной ручкой, им можно резать хлеб (нож).
Игра «Найди по признакам» - выделять существенные признаки во время совместного рассказа – описания. Стол – очень важный предмет мебели в доме, потому что (за ним можно обедать, рисовать, читать). У стола четыре ножки, потому что (он должен быть устойчивым.Стол может быть красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным. Выиграет тот, кто назовёт больше признаков.
Детям трудно даются притяжательные прилагательные. Показываю картинку: «Видишь у коровы – голова коровья, а чья голова у вороны, У оленя – оленья. У рыси – рысья. У лисы – лисья. У собаки – собачья. У кошки – кошачья. У птицы – птичья. У овцы – овечья. У сороки – сорочья. У зайца – заячья. У белки – беличья.У кролика – кроличья.У медведя – медвежья.У верблюда – верблюжья.
У тигра – тигриная; у курицы – куриная; у утки – утиная; у голубя – голубиная; у лебедя – лебединая; у орла – орлиная).Речевые игры обогащают, расширяют и активизируют словарный запас, стимулируют познавательную активность, развивают внимание, память, сообразительность, умение чувствовать и понимать наш замечательный язык.