Доклад «Дидактическая игра как средство развития логического мышления младших школьников»


Дидактическая игра как средство развития логического мышления
младших школьников.

Развитие мышления в детском возрасте представляет особую форму труда, которую осваивает ребенок. Это умственный труд. Труд сложный и интересный. Логическое мышление дает возможность решать более широкий круг задач, осваивать научные знания.
Одним из важных достоинств дидактических игр является то, что в ее основе лежит интересный материал, дающий пищу для ума. А сам процесс игры развивает логическое мышление.
«Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».
С.Т. Шатский

Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной.
При объяснении нового материала или его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом.
При организации самостоятельной работы игра может быть групповой или индивидуальной. В этом случае следует использовать игровые карточки
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь.
В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Игра помогает активизировать младших школьников в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.

Примерно в возрасте 6 - 7 лет (с поступлением в школу) у ребенка начинают формироваться два новых для него вида мышления - словесно-логическое и абстрактное. Успешность обучения в школе зависит от уровня развития этих типов мышления. Словесно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Упражнения по развитию этого вида мышления направлены на формирование у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции. Надо отметить, что чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию. Недостаточное развитие абстрактно-логического мышления - ребенок плохо владеет абстрактными понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например, уравнение, площадь и т. д.). Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках. Обычно этот тип мышления только начинает развиваться в младшем школьном возрасте, однако в школьную программу уже включаются задания, требующие решения в абстрактно-логической сфере. Это и определяет трудности, возникающие у детей в процессе овладения учебным материалом. Мы предлагаем детям упражнения, которые развивают абстрактно-логическое мышление и по своему содержанию отвечают основным характеристикам данного типа мышления.
Например: игра "Логические цепочки". В процессе игры ребёнок учится отделять частное от целого. Дан ряд чисел или предметов, расположенных в определённом порядке. Его надо продолжить. 1, 4, 7, 11
3, 5, 4, 6, 5
Игра "Магические квадраты" развивает логическое мышление и вычислительные навыки. Вписать в пустые клетки квадрата числа так, чтобы по вертикали, горизонтали и диагонали сумма чисел была одинаковой.
7
17



9




11

Игра "Шифровка". За рисунками спрятаны числа, надо решить шифровку. Игра помогает развивать логическое мышление, учит концентрации внимания.


+ +
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Логические задачи - это особый раздел по развитию словесно-логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений. Логические задачи предполагают осуществление мыслительного процесса, связанного с использованием понятий, логических конструкций, существующих на базе языковых средств. Вот несколько примеров задачек. 1.Стоит елка. На елке две ветки. На каждой ветке растет по одному яблоку. Сколько всего яблок? Ответ: ни одного на елке яблоки не растут. 2. Если пингвин с северного полюса полетит на юг, то в каком направлении ему нужно двигаться? Ответ: пингвины не летают. 3. Если мальчик стоит на двух ногах, то он весит 12 кг. Сколько килограммов он будет весить, если сядет на стул? Ответ: 12 килограммов. 4.У двух братьев одна сестра. Сколько детей в семье? Ответ:3 . 5. Маша и Саша пошли в лес собирать грибы и ягоды. Саша грибы не собирал. Что собирала Маша? Ответ: Маша собирала грибы. 6.Артем и Лена сели рисовать. Один ребенок рисовал красками, а девочка стала рисовать карандашами. Чем стал рисовать Артем? 7. В магазине в трех корзинках лежат разные игрушки. Мишки лежат не в синей и не в оранжевой корзинке. Слоны не в синей и не в розовой корзинке. В какой корзинке лежат собачки? А мишки? А слоны? Ответ: мишки лежат в розовой корзинке, слоны в оранжевой, а собачки в синей. 8. На березе не сидит белка, а на сосне не сидит сорока. Кто сидит на березе? А кто сидит на сосне? Ответ: на березе сидит сорока, а на сосне белка. 9. Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок? Ответ: мышка еде! в среднем вагоне, а цыпленок в первом.
Сюда включены задания на формирование умения выделять существенные свойства (признаки) конкретных объектов и абстрагирование от второстепенных качеств, умение отделять форму понятия от его содержания, устанавливать связи между понятиями (логические ассоциации), формирование способности оперирования смыслом.

1. Для развития анализа, синтеза и классификации на уроках русского языка, математики, познания мира я беру игру "Найди лишнее слово (пример, уравнение, картинку, понятие и т.д.)". Берём 3-4 картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки детского лото). Ребёнок должен определить, какая из картинок лишняя. Например, если на картинках изображены девочка, медвежонок и мяч, то лишним является мяч, так как девочка и медвежонок живые, а мяч - нет. Возможны варианты ответов: лишнее- девочка, она живая, остальноеигрушки. Свой ответ ребёнок должен аргументировать. 2. Для развития анализа и синтеза на уроках литературы, познания мира, рисования играем в "Угадайку". По очереди дети берут картинки из детского лото и описывают предмет, нарисованный на картинке, не называя его. Партнер по игре должен угадать по описанию, что это за предмет. 3. Для развития анализа и сравнения –
-Скажи, что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что - нет. Например: почему тебе нравится зима, а почему - нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные. Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант. 4. Для развития анализа и обобщения. "Назови одним обобщающим словом или словосочетанием следующие предметы: - чашка, ложка, тарелка, вилка; - яблоко, груша, лимон, банан; - голубь, павлин, утка, цапля; - ромашка, кукуруза, крапива, ландыш; - зима, весна, лето, осень".
Дети очень любят, когда с ними играет педагог. Учитель должен помнить, что очень важный момент в игре – преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивает умственные способности школьника.
Кто больше?
Игра помогает ребенку научиться анализировать предметы, выделяя их по форме. Ведущий называет геометрическую фигуру, а дети должны назвать похожий на нее предмет. Побеждает тот, кто больше всех найдет и назовет таких соответствий.
Например, на прямоугольник похож дом, автобус, хлеб, стол и т. д.
Были-небылицы
Игра помогает развивать логическое мышление, умение фиксировать противоположные высказывания, закладывает навыки аргументированного отстаивания своей позиции, умения корректно спорить. Ведущий задает детям вопросы. Например: «Может ли крокодил летать? А почему? А может ли он летать в самолете? Может ли маленькая девочка водить машину? А почему? А если ее посадил на колени папа? Может ли торт быть соленым? А почему? А если мама перепутала банки?» и т. д.
Загадки
Придумывание и отгадывание загадок также способствует развитию логического мышления ребенка . В классе мы рассматриваем предмет, определяем его основные характеристики ( форма, цвет, поверхность, его назначение), затем сравниваем его с другими предметами (на что похоже), стараемся придумать рифмованную загадку.

Дидактическая игра является ценным средством развития умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.